Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49

Файлы: 1 файл

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Вместе с тем, фактическое развитие СЭЗ отклонилось от намеченных планов. Во-первых, наибольшее развитие получила непроизводственная сфера (торговля, операции с недвижимостью). Во-вторых, четыре из пяти зон функционально тяготели не к экспортным, а к импортозамещающим  зонам. В третьих, вместо крупных  иностранных капиталов удалось  привлечь преимущественно капитал  лиц китайской национальности из Гонконга и Макао), имеющий низкую технологическую наполняемость.

К комплексным зонам относится  и бразильская зона "Манаус". Она функционирует с 1957 года. С  тех пор постепенно складывался  уникальный хозяйственный комплекс, в 30 отраслях которого функционирует 600 промышленных предприятий с общей  численностью занятых 80 тыс. человек.

Дальнейшая судьба спецзон связана  с пересмотром первоначальной концепции  их развития: принципы многоотраслевой  структуры с унифицированной  экспортной специализацией уступают теперь место планам диверсификации функционального  профиля спецзон, повышения роли сектора услуг (торговое, финансовое, информационное посредничество, индустрия  туризма) и создания на территории спецзон  сети локальных образований различного типа (зоны свободной торговли, технопарки и др.).

    1. Особые экономические  зоны

 

Особые экономические зоны (ОЭЗ). Эта модель еще не получила распространения  в мировой зональной практике. Она предлагается в качестве перспективной  модели развития отдельных российских территорий (Калининградская область), которые нуждаются в федеральной  государственной поддержке и  имеют хорошие предпосылки для  образования центров роста.

В соответствии с замыслом модель ОЭЗ призвана перенять все то лучшее в мировом опыте организации  комплексных зон (в том числе  зон свободного предпринимательства), что может оказаться практически  полезным в современной российской ситуации. В частности, она учитывает:

  • нынешнюю эволюцию китайских спецзон и бразильской зоны "Манаус" в сторону многовариантной хозяйственной специализации путем формирования внутренней сети локальных зон с разным функциональным профилем;
  • опыт США и Великобритании по ведению особого бюджетного режима для административно-территориальных единиц, в границах которых образуются зоны свободного предпринимательства;
  • возможность использования особых зон в качестве источников получения структурных и модернизирующих эффектов принципиально иного по сравнению с локальными зонами масштаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН  ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

  1. Свободные экономические  зоны Латинской Америки

Формирование специальных экономических  зон в странах Латинской Америки  происходило на следующих общих  принципах:

  • Зоны создавались по инициативе центральных, а не местных властей исходя из общегосударственных интересов;
  • Их созданию предшествовала подготовка соответствующей законодательной базы, реализация положений которой на практике происходит нередко через 3-4 года;
  • Были четко определены различные типы свободных зон: производственные, экспортно-производственные, чисто торговые, оффшорные и т.д. И в соответствии с этим предусматривались различные величины налоговых, таможенных и иных льгот;
  • Первоначально под зоны отводились ограниченные территории, которые постепенно расширялись, редко достигая крупных размеров (торговая зона «Колона» в Панаме с годовым оборотом в 8 млрд. долларов США за 40 с лишним лет существования не достигла даже площади в 300 га);
  • Количество зон увеличивалось постепенно.

Первоначально создавались торговые зоны. Льготы для компаний, функционирующих  в них, касаются прежде всего таможенного  обложения. Товары, ввезенные на территорию зоны, не подлежат обложению таможенными  пошлинами и налогом на импорт и освобождены от других видов  контроля над импортом, включаемых в таможенное законодательство страны. В зонах, расположенных, как правило, вблизи крупных торговых портов, например в Барранкилья в Колумбии, юридические  и физические лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, имеют право беспрепятственно ввозить и вывозить товары, перегружать  и складировать их (на срок до одного года без уплаты налогов), расфасовывать, продавать оптом и в розницу. Возможность беспошлинного хранения продукции в ожидании благоприятных  изменений конъюнктуры на мировых  рынках или на внутреннем рынке страны, где расположена зона, чрезвычайно  выгодно поставщикам. Поставки из зоны на внутренний рынок облагаются таможенной пошлиной и налогом на импорт, как  на аналогичные товары, непосредственно  ввезенные из-за рубежа.

Деятельностью на территории свободных  торговых зон занимаются, прежде всего, местные предприниматели. В 1995 году на территориях  Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая действует зона свободной торговли «Меркосур».

Со временем в свободных торговых зонах стали возникать предприятия  по обработке ввозимых товаров. Поэтому  свободные торговые зоны постепенно перешли в ранг свободных производственных зон.

Подавляющее большинство производственных зон работает на экспорт. По законодательству Бразилии предприятия экспортно-производственных зон обязаны поставить за рубеж 100% продукции.

Некоторые зоны (например, зона «Манаус» в Бразилии и остров Огненная Земля  в Аргентине) работают только на внутренний рынок. 16

  1. Свободные экономические  зоны Китая

Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили специальные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных спецзонами в самом  начале 80-х годов, китайское руководство  к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом специальных экономических  зон – «Шэньчжэнь», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», имеющих многолетнюю  историю, а также специальной  экономической зоны «Хайнань» (существует с 1988 г.), в стране заметно развитие получили зоны технико-экономического развития (более 2-х десятков) и зоны развития новой и высокой технологии – технопарки. Особая роль отводится  шанхайской зоне экономического развития «Пудун». Значение проекта, рассчитанного  на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным  центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных экономических  зон стало важной составной частью проведения открытой внешнеэкономической  политики, провозглашенной китайским  руководством в конце 70-х годов. При  выборе модели развития СЭЗ китайское  руководство исходило из текущих  потребностей страны и опыта функционирования специальных зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации  специальных экономических зон  было предложено несколько вариантов  режима их функционирования. В результате был избран путь организации СЭЗ  с созданием в их рамках структуры  хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение  технологии производства. Специальные  экономические зоны стали играть связующую (буферную) роль с другими  районами страны, реализуя политику «открытых  дверей».

С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических  зонах КНР начинают возникать  свободные таможенные территории –  свободные зоны торговли (СЗТ), которые  как указывают китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным  с существующими в других странах.

К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты  относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие  объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

Свободные экономические зоны в  КНР (помимо общих с другими странами целей спецзон) в целом являются экспериментом по использованию  рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Специфика  китайского опыта регулирования  свободных экономических зон  заключается в том, что они  для современного Китая – это  нечто большее, чем специальные  районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному  развитию тех или иных отраслей и  др. В специальных экономических  зонах Китая происходит становление  и обкатка, как отмечают китайские  экономисты, экономической модели, по которой в 21 веке будет жить практически  весь Китай. 17

Сегодня китайские ОЭЗ характеризуются  наличием следующей отличительной  черты, а именно: зоны высоких и  новых технологий, или аналоги  американских технопарков, на долю которых  приходятся 4% национального ВВП  и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономической  экономики. Свидетельством их превращения  в главную движущую силу развития отрасли высоких и новых технологий на фоне оптимизации экономической  структуры КНР служит тот факт, что, начиная с 1991 года, их основные экономические показатели ежегодно в среднем возрастают более чем  на 40% - в результате, в 2003 году они  продолжали стремительное развитие и впервые принесли стране доход, превышающий 2 трлн. юаней, что на 32% больше аналогичного показателя предыдущего  года, причем доходы от продажи продукции  высокотехнологичных предприятий, расположенных в Пекинской зоне научно-технического освоения "Чжунгуаньцунь" и Шанхайской зоне освоения новых  и высоких технологий, превысили 150 млрд. юаней. 18

Таким образом, китайская модель территориально-экономической  открытости на основе создания различных  типов ОЭЗ весьма реалистична  и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку  и постепенное включение в  систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических  связей стран и регионов.

  1. Свободные экономические  зоны Бразилии

Бразильская свободная экономическая  зона "Манаус" была организована в 1957 г. на территории Бразилии в пределах одного города Манаус, а в дальнейшем значительно расширилась и охватила всю Западную Амазонию (занимает 2,2 млн. кв. км).

Созданная в малонаселенном и отсталом регионе, СЭЗ была ориентирована  на привлечение иностранных и  национальных инвестиций, с помощью  которых власти Бразилии намерены были реализовать свою региональную политику – экономическое освоение обширных территорий глубинки. Для СЭЗ "Манаус" был установлен особый режим беспошлинного  ввоза и вывоза почти всех товаров. Иностранные и национальные инвесторы зоны освобождались от уплаты налогов на прибыль, на промышленные изделия и обращение товаров, а также от всех налогов и сборов, обычно взимаемых при импорте машин, оборудования, частей и материалов, используемых в процессе производства, при условии, что все средства, высвободившиеся таким образом, будут использованы в качестве реинвестиций на увеличение основного капитала. Все эти льготы, помимо таможенных пошлин, предоставлены на 55 лет – до 2013 года.

Региональная политика правительства  Бразилии, проводимая в зоне, обеспечивала там интенсивное развитие промышленности, которая уже в 90-х годах была представлена 30 отраслями, включая  электронику, оптику, точное приборостроение, химию, деревообработку, текстильное, бумажное, машиностроительное и металлургическое производство.

В СЭЗ "Манаус" создано 577 промышленных фирм с числом занятых 76 тыс. и с  объемом продаж готовой продукции в 7 млрд. долл.19 Льготные налоговые и таможенные режимы привлекли в зону компании "Kodak", "Olivetti", "Sharp", "Xerox", "Phillips", "Sony" и многих других, которые, используя богатую сырьевую базу и дешевую рабочую силу, создали в Бразилии свои производственные филиалы. В результате в "Манаус" сформировался самый крупный не только в Бразилии, но и в Латинской Америке центр электронной промышленности.

Важнейшей особенностью зоны по сравнению  с аналогичными структурами других стран Латинской Америки является то, что она, не являясь анклавной  зоной, весьма серьезно интегрирована  в национальную экономику.

В этом плане все предприятия  зоны тесно связаны с национальными  фирмами других регионов страны, поставляющих им комплектующие. Уже в 1989 г. она  на каждый доллар импорта закупала компонентов на внутреннем рынке  страны на 5,2 долл. Такая производственная связь образует механизм взаимозависимости  между фирмами зоны и внезональными  предприятиями, работающими на внутренний рынок. Последние поставляют узлы, детали, другие компоненты в зону.

Существует и обратный поток  поставок: предприятия зоны поставляют свою продукцию внезональным фирмам для ее дальнейшей обработки и  включения в конечный продукт, идущий на экспорт. В этом и заключается  основное содержание и главная суть интегрированности СЭЗ "Манаус" в национальную экономику Бразилии. Указанный механизм дополняется  еще одним обстоятельством: чем  выше доля частей и компонентов национального  производства в готовой продукции  фирмы зоны, тем большие им предоставляются  налоговые льготы.

Информация о работе Свободные экономические зоны