Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49

Файлы: 1 файл

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)
  1. Плюсы и минусы свободных  экономических зон

Плюсы СЭЗ:

  • когда государство понимает, что всю экономику страны сразу поднять невозможно, то на какой-то своей части создает особый режим хозяйствования, призванный дать мощный рывок вперед. Предполагается, что подобный экономический импульс постепенно распространится по всей территории государства и даст стране возможность подняться на новый виток развития;
  • СЭЗ являются универсальным инструментом для достижения целей догоняющего развития;
  • решение проблемы таможенного регулирования;
  • обеспечивает выгодные торговые схемы для внешнеэкономического сотрудничества;
  • дает импульс дополнительному притоку в страну прямых иностранных инвестиций;
  • реструктуризация областной экономики;
  • наполнение потребительского рынка, формирование конкурентной среды;
  • появление новых предприятий и переход старых предприятий на производство современной конкурентоспособной продукции;
  • минимизация риска государства в случае неудачи проекта;
  • повышение общего уровня предпринимательской активности;
  • развитие инфраструктур, строительного комплекса и сферы туризма;
  • организация много численных сборочных и пошивочных предприятий, использующих большое количество рабочей силы.

Минусы СЭЗ:

  • во главу угла особой экономической зоны ставится так называемый нулевой таможенный режим. То есть из-за границы внутрь нескольких квадратных метров земли можно беспошлинно ввезти и вывезти все, что разрешено законом. В итоге на карте государства появятся своеобразные пятна, куда товарам и деньгам со всего мира можно будет легко войти и выйти. Т.е. образование черного рынка;
  • узкая специализация;
  • жесткая конкуренция с рядом товаропроизводителей других регионов страны, не располагающими таможенными преференциями, а также с импортерами товаров, которые производятся благодаря режиму СЭЗ;
  • высокая вероятность превращения СТЗ в центр контрабандного ввоза товаров на внутренний рынок страны.

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОН

Современные СЭЗ весьма разнообразны и неоднородны, что в значительной степени затрудняет их систематизацию и классификацию, для чего в экономической  литературе используются различные  подходы.

Одной из задач исследования при  классификации СЭЗ является выделение  общих черт СЭЗ, позволяющих обосновать подходы и принципы системы управления и выявить особенности управления для каждого типа СЭЗ. В частности, Н. Смородинская, А. Капустин предлагают классифицировать СЭЗ по признаку хозяйственной  специализации. В соответствии с  этим признаком выделяются: зоны свободной  торговли, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и  комплексные зоны, которые, в свою очередь, также подразделяются по более  частным признакам. 12

Рассматривая СЭЗ как объект управления необходимо подчеркнуть, что  большинство СЭЗ представляют собой  регион, характеризующийся определенными  целями развития, инфраструктуры, хозяйственной  специализацией и степенью влияния  на национальную экономику. Исключение составляют режимные СЭЗ.

Это означает, что в рамках сложившихся  административно-территориального разделения страны и государственного управления региональным развитием возникают  новые территориально-экономические  образования, требующие специфического механизма управления на всех уровнях  иерархии.

В соответствии с данной классификацией мне кажется  необходимым рассмотреть  различные типы и виды СЭЗ и  представить их основные характеристики.

    1. Таможенные СЭЗ

Свободные таможенные зоны (СТЗ) (англ. free customs zones) сочетают функции оказания таможенных услуг с услугами по торговым операциям. Поэтому в специальной литературе СТЗ, зоны свободной торговли, свободные порты, транзитные зоны рассматриваются как тождественные. СТЗ представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы таможенной территории. Создаются в целях: получения дополнительных валютных поступлений за счет активизации внешнеторговых операций; рационализации импорта. Их экономический механизм основан на льготном таможенном режиме, системе экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими зону и реэкспортируемыми из нее. В частности, предусматривается:

  • освобождение от импортных пошлин и квот любых товаров (как потребительских, так и производственного назначения), реэкспортируемых с территории зоны;
  • ременное освобождение от импортных пошлин любых товаров, предназначенных для ввоза на национальную таможенную территорию;
  • поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.);
  • могут создаваться валютные и товарные биржи, торгово-выставочные центры и т.п.

Преимущества:

  • Незначительные стартовые капвложения (на строительство складских комплексов).
  • Быстрая окупаемость инвестиций.
  • Однозначность цели образования.

Типичные "уязвимые места":

    • Делается ставка на исключительное географическое положение (которое со временем может измениться).
    • Высокая вероятность превращения зоны в центр контрабандного ввоза товаров на внутренний рынок страны.

СТЗ широко представлены в странах: Гонконг, Сингапур, Гибралтар, Аден, Колон. Только в США к началу 90-х годов  почти во всех штатах были созданы  и функционировали порядка 130 таких  зон .13

Таможенный Кодекс РФ (гл.12) содержит следующее определение "Свободная  таможенная зона и свободный склад  – таможенные режимы, при которых  иностранные товары размещаются  и используются в соответствующих  территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической  политики, а российские товары размещаются  и используются на условиях, применяемых  к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта". Владельцами  свободных складов могут быть исключительно российские лица.

Свободная таможенная зона создается  по решению Правительства Российской Федерации. Обращение о создании свободной таможенной зоны должно включать технико-экономическое обоснование  необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития.

Свободный склад может учреждаться  при наличии лицензии Государственного таможенного комитета РФ. В свободных  таможенных зонах и на свободных  складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную  продажу.

Товары могут находиться в свободных  таможенных зонах и на свободных  складах без ограничения сроков. Таможенное оформление товаров, ввозимых в свободные таможенные зоны и  помещаемых на свободные склады, а также вывозимых из свободных таможенных зон и со свободных складов, может осуществляться в упрощенном порядке.

При ввозе иностранных и российских товаров в свободные таможенные зоны или помещении их на свободные  склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической  политики не применяются. При ввозе  товаров с территории свободных  таможенных зон и со свободных  складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и  при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов за пределы  Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической  политики применяются в зависимости  от происхождения товаров.

При ввозе товаров, предназначенных  для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в свободные  таможенные зоны или при помещении  их на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат  предусмотрены при фактическом  вывозе товаров. При возвращении  товаров, подлежащих вывозу за пределы  Российской Федерации, с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную  часть таможенной территории Российской Федерации либо при неосуществлении  фактического вывоза в течение установленных  сроков уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них  по ставкам, устанавливаемым Центральным  банком Российской Федерации по предоставляемым  этим банком кредитам.

    1. Торговые СЭЗ

 

Зоны свободной торговли (ЗСТ) (англ. zones of free trade) создаются в интересах расширения экспорта и поощрения инвестиций из-за рубежа, а также стимулирования экономического развития регионов и стран.

Старейшими зонами свободной торговли являются немецкие, созданные в городах  Гамбурге и Бремене в XIX веке.

ЗСТ представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются  вне таможенного национального  пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового  контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет  право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза  контрабанды и запрещенных товаров.

Национальные изделия и иностранные  товары, оплаченные пошлиной, ввозимые в ЗСТ, принято считать экспортом  с таможенной территории принимающей  страны. После ввоза в зону на те же национальные и зарубежные товары распространяются все имеющиеся  в зоне экспортные стимуляторы, включая  налоговые скидки, налоговые премии, возврат сделанных ранее платежей и др. Товарная продукция иностранного производства, ввезенная в зону свободной торговли для потребления и использования в пределах ее границ, считается импортом и облагается таможенными пошлинами и налогами на импорт. Товары, которые вывозятся из зоны для использования в принимающем государстве, также облагаются таможенными пошлинами и налогами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, произведенные непосредственно в ЗСТ.

Наибольшее распространение зоны свободной торговли получили в США: они функционируют более 60 лет.

К числу ЗСТ относятся и магазины "Duty Free" – магазины беспошлинной торговли. С точки зрения финансового режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Здесь действует таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем, без взимания таможенной пошлины и налогов, без применения мер экономической политики. Магазины "Duty Free" должны располагаться за линией таможенного контроля в международных аэропортах, морских и речных гаванях, автомобильных пунктах пропуска и международных вокзалах. Продавать товар в этих магазинах разрешается в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.

В соответствии с ТК РФ (гл.8, ст.52) магазином  беспошлинной торговли признается таможенный режим, при котором товары реализуются  под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в  аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов  и без применения к товарам  мер экономической политики.

    1. Промышленно-производственные СЭЗ

 

Промышленно-производственные зоны представляют собой компактные территориальные  образования со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую  продукцию, пользуясь определенными  налоговыми льготами. Образуются в целях:

  • получения дополнительных валютных поступлений;
  • создания новых рабочих мест;
  • налаживания импортозамещающих производств;
  • привлечения зарубежных капиталов, технологий и передовых методов управления.

Приоритетность указанных целей  варьируется.

По рынку сбыта произведенной  продукции такие зоны подразделяются на 3 типа:

1. Экспортно-производственные зоны.

2. Импортозамещающие зоны.

3. Смешанные (экспортно-импортозамещающие).

Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) (англ. export-production zones) являются наиболее распространенным видом промышленно-производственных зон. Специфической чертой таких зон является выраженное доминирование производств, налаживание которых не требует крупных капиталовложений: бытовая электроника и электротехника (сборка на импортных комплектующих), легкая промышленность и т.п. Производственная деятельность осуществляется преимущественно филиалами ТНК и совместными предприятиями, заинтересованными в интенсивном использовании дешевой рабочей силы и сырья принимающей стороны.

Основные преимущества:

Информация о работе Свободные экономические зоны