Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49

Файлы: 1 файл

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Расширение хозяйственных функций  СЭЗ потребовало усложнения экономического механизма их функционирования. Развитие коммуникаций позволило создавать СЭЗ не только в портовых районах. Со временем термин "СЭЗ" стал применяться к районам, где действует та или иная система финансово-кредитных и других льгот по отношению к предприятию и которые по этой причине несколько обособлены от остальной территории страны.

Первой СЭЗ промышленно-экспортной направленности, успех которой подтолкнул к созданию подобных зон в других странах, явилась созданная в  Ирландии 1959 году зона вблизи международного аэропорта Шеннон. Главной целью  этой зоны поначалу было сохранение рабочих  мест ввиду потери аэропортом своей  ниши в трансатлантических перевозках5.

Позднее, налоговые и таможенные льготы позволили привлечь в зону ряд предприятий экспортной направленности, повысить технологический уровень  этих производств с помощью созданного здесь на базе местного университета технологического парка, что, в свою очередь, способствовало экономическому подъему всей страны и, прежде всего, ее наиболее отсталой, западной части.

Таким образом, второй этап в развитии СЭЗ характеризовался появлением новых  организационных их форм, отличающихся от своих предшественников более  сложным механизмом управления, расширением  масштабов производственной деятельности и углублением международного сотрудничества.

Следующий этап развития СЭЗ начался  в 80-е гг. в связи с принятием  ряда мер, направленных на преодоление  застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Усиление экономического развития таких районов  достигалось созданием так называемых зон развития (предпринимательские  зоны), в задачи которых входило  не стимулирование экспорта, а сохранение существующих и создание новых рабочих  мест в районах экономического упадка за счет льгот для предпринимательской  деятельности, причем не иностранного, а национального частного капитала. Такие зоны получили широкое распространение  в Великобритании, Италии, США, Франции. Их создание базируется на специально разработанных программах развития территории. Особенностью государственной  политики создания таких СЭЗ является ориентация не на привлечение иностранного капитала, а на предоставление преференциальных прав данным регионам на период от 10 до 20 лет. Эти зоны в противоположность  анклавным зонам в развивающихся  странах стали важными центрами регионального развития, основанного  на трех "д": дерегламентации, дефискализации, дебюрократизации6.

В данный период также начинают формироваться  такие типы зон, как комплексные, технико-внедренческие и оффшорные  зоны.

И, наконец, в начале 1990-х гг. в  период, когда крупное производство стало перерастать географические границы национальных рынков, начали появляться трансграничные зоны роста, а также узкоспециализированные зоны.

Сопоставляя хронологию развития различных  типов СЭЗ, можно сделать предположение, что каждый из новых этапов их развития был обусловлен скачком в экономическом  развитии мирового хозяйства, происходящим после очередного экономического кризиса. Так образование зон свободной  торговли произошло в период подъема  мирового хозяйства после Великого экономического кризиса 1929-1933 гг., во время  которого объем промышленного производства в капиталистическом мире сократился в среднем на 44%, мировой торговли – на 61%, общая численность безработных  в капиталистическом мире достигла 30-40 млн. человек.

Аналогично можно объяснить  и создание СЭЗ других типов: экспортно-производственных – после экономического кризиса  в США, Канаде и некоторых странах  Западной Европы в 1948-1949 и 1953-1954 гг.; технополисов и оффшорных зон – после  мирового экономического кризиса в 1973-1975 гг.; трансграничных зон роста  – после мирового экономического кризиса в 1980-1982 гг.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что образование СЭЗ  на каждом этапе является адекватной реакцией государственного организма  на процессы, происходящие в периоды  депрессий и позволяющие вывести  страну или определенную территорию на новый, более высокий уровень  развития.

Таким образом, на каждом этапе развития СЭЗ происходило формирование новых  типов СЭЗ, отличающихся друг от друга  целями их создания, системой предоставляемых  льгот и преференций и механизмом управления, позволяющим эффективно функционировать в различной  социально-экономической среде.

  1. Сущность и роль свободных экономических зон  в мире

Неотъемлемой частью международных  экономических отношений второй половины XX века становятся особые (специальные, свободные) экономические зоны (ОЭЗ). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как  своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение  во многих странах. Международные корпорации в поисках льготных условий для  своей деятельности рассматривают  особые экономические зоны как благоприятные  территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. 7

Особые экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая  в остальных частях страны. Как  правило, особая экономическая зона - это в той или иной степени  обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах  международных организаций для  характеристики разного рода зон  используется термин "свободные  экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые  во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного  правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют  льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах  лишь сокращает масштабы своего вмешательства  в экономические процессы.

Для некоторых стран "особые зоны" по существу являются специальными в  смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и  др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".

Цели создания ОЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно  развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные  экономические зоны часто создавались  для активизации внешнеэкономических  связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого  и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных  различий. В этих целях такой категории  предпринимателей предоставлялась  большая, чем в других районах  страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы  не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. 8

Со сходной целью создавались  особые экономические зоны и в  ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при  создании ОЭЗ делается на привлечение  иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и  причин создание особых экономических  зон увязывается с тремя основными  задачами:

  • стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
  • ростом занятости;
  • превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Создание особых экономических  зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и  активизацией внешнеэкономической  деятельности. В особых экономических  зонах экономика имеет высокую  степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних  и внутренних инвестиций.

В то же время образование особой экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью  открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в  виде специальной зоны. В последнее  десятилетие в мировой экономике  развернулась острая конкуренция между  государствами в области налоговых  и иных льгот, предоставляемых для  привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых  льгот, зафиксированных национальными  законодательствами, получила название "налоговой революции". Особые экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. 9

Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в  масштабах мирового хозяйства капиталов.

  1. Льготы используемы  в свободных экономических зонах

Общей характерной чертой различных  видов свободных экономических  зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего  в себя таможенные, финансовые, налоговые  льготы и преимущества по сравнению  с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют  некоторые количественные отличия  по зонам разных стран; по существу они, как правило, сходны. 10

Имеющийся опыт создания специальных  экономических зон показывает, что  каждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и  стимулов. В экономической литературе обычно выделяют 4 основные группы льгот:

  1. Внешнеторговые льготы, которые предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин;
  2. Финансовые льготы в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, а также предоставления различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
  3. Фискальные льготы, которые связаны с налоговым стимулированием определенных видов предпринимательской деятельности; эти льготы могут затрагивать налоги на прибыль, доход, имущество, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
  4. Административные льготы, которые предоставляются администрацией данной СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, а также оказания различных услуг.

Специфический набор льгот и  стимулов, применяемый в отдельных  зонах, дополняется специальными формами  поощрений, направленных или на ускорение  развития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработки  местного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного  типа инвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение других конкретных задач.

Все упомянутые льготы могут применяться  в самых различных комбинациях. Однако весь их набор должен служить  инструментом реализации сравнительных  преимуществ данной территории, а  не средством возмещения отсутствующих  здесь факторов развития. Важно также  иметь в виду, что налоговые  льготы не являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала. При современных масштабах распространения  свободных экономических зон  более важными факторами в  этом отношении могут оказаться  инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры и квалификация рабочей силы, возможность  получения на внутреннем рынке дешевых  кредитов и простота административных процедур. Главным же фактором для  привлечения иностранных капиталов, как показывает мировая практика, остается политическая стабильность в  стране размещения СЭЗ.

Организация специальных экономических  зон – дело хлопотное с административной точки зрения и требует значительных финансовых средств. Так, по данным Института  востоковедения Российской Академии Наук, проведшего обследование 26 стран, их соответственные  затраты по привлечению иностранных  капиталовложений составили 4 доллара  на 1 доллар зарубежных инвестиций. А  в Китае собственные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг. превысили 22 млрд. долл., а иностранные  инвестиции составили только 4 млрд. долларов. В связи с этим эксплуатацией  свободных экономических зон  занимаются либо специально создаваемые  правительствами административные структуры, либо государственные компании. Только таким путем обеспечиваются необходимые для обустройства инвестиции.

Специальные экономические зоны доказали свою эффективность во многих странах  мира. Однако в ряде мест они не состоялись или долгое время оставались убыточными. Подобные явления происходили по политическим, экономическим и организационным  причинам. Обострение политической ситуации, переход политического кризиса в военную стадию дестабилизирует обстановку в стране и не способствуют притоку и нормальному функционированию иностранного капитала. Наоборот, он уходит их этих стран. Так было в Либерии, Гватемале и некоторых других странах. К экономическим обстоятельствам можно отнести отсутствие достаточных материальных условий, необходимых для функционирования свободной зоны. Так случилось на Филиппинах, где зону создали в регионе, в котором не было необходимого числа рабочих, и который не располагал развитой инфраструктурой. Не меньшим тормозом в развитии экономических зон является и всякого рода организационные неурядицы: сложные процедуры регистрации иностранного капитала, отсутствие квалифицированной рекламы и некоторые другие деструктивные факторы. 11

Информация о работе Свободные экономические зоны