Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49

Файлы: 1 файл

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Таким образом, механизм взаимозависимости  хозяйственной деятельности удовлетворяет  обе стороны: и тех, кто работает в зоне, и тех, кто занимается предпринимательством за ее пределами. А это, в конечном итоге, стимулирует развитие производства, повышает качество выпускаемых товаров  и способствует техническому прогрессу. При существующем уровне интегрированности "Манаус" в национальную экономику  Бразилии передача технологий осуществляется в значительных масштабах. Об этом весьма убедительно говорят факты: наличие  в зоне крупного центра электронной  промышленности способствовало созданию вне зоны в относительно короткие сроки промышленности по изготовлению средств информатики. Уже в 1984 г. власти Бразилии издали закон, запрещавший  на 8 лет ввоз в страну микроэлектроники и ее компонентов и создание в  этой отрасли предприятий иностранными компаниями. С помощью СЭЗ "Манаус" Бразилия по производству ЭВМ вышла  на 7-е место в мире .20

"Манаус" – уникальная модель  свободной зоны, которая отличается  высокой степенью интегрированности  в национальную экономику на  основе внутриотраслевого разделения  труда. Опыт организации и функционирования  этой зоны может быть использован  любой развивающейся страной. 

  1. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон  в мире

Мировой опыт функционирования свободных  экономических зон позволяет  сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование специальных  экономических зон в промышленно  развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с  одной стороны, хорошее планирование первоначальных стадий их развития, а  с другой – гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом  хозяйстве (НТР, конкуренция между  транснациональными корпорациями, изменения  в курсах валют, изменение в системе  международного обмена и др.) влияет на развитие СЭЗ и соответственно требует адекватного реагирования на эти изменения.

Социально-экономические выгоды от создания зон (внешне - торговых в США, «Шеннон» в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный  торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно – производственный потенциал и др. Важным аспектом деятельности специальных экономических  зон в промышленно развитых странах  является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Свободные экономические зоны, функционирующие  в развивающихся странах, имеют  ряд общих черт развития:

Во-первых, наибольшее распространение  в этих странах получили экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, создание ЭПЗ определяется рядом экономических  причин, и прежде всего, потребностью развития и производства промышленных товаров на экспорт, привлечения  в страну иностранного капитала, передовой  науки и технологии, современной  технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в свободных экономических зонах  становится более либеральным и  льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной  конкуренции между специальными экономическими зонами и соответственно попытками доказать свои сравнительные  преимущества перед подобными другими  СЭЗ.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон  происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная НТР на первый план выдвигает  свободные экономические зоны, в  которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные  с разработками новой и высокой  технологии.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗОНЫ РОССИИ

    1. Особенности свободных  экономических зон России

Особая экономическая зона - это  определяемая правительством часть  территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской  деятельности. В свободной зоне действует  особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент  своим указом возложил на новый орган  государственной власти - Федеральное  агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.

ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих  и промышленно-производственных зон - для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного  производства. Промзонам будет отводиться площадь в пределах 20 кв.км, а "технопарки" будут располагаться на территории площадью не более 2 кв.км.

Закон гарантирует участникам налоговые  льготы. Во-первых, на первые пять лет  резиденты обоих типов зон  освобождаются от налога на имущество  и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается  применять повышающий (удвоенный) коэффициент  по амортизационным отчислениям  и без ограничений списывать  убытки на будущий период и затраты  на НИОКР. Для технико-внедренческих  зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы. 22

По закону резиденты ОЭЗ не могут  иметь обособленных подразделений  вне зоны, поэтому, скорее всего, в  ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это  инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить  бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для  участников технико-внедренческих  зон обязательная сумма инвестирования не установлена. 23 Один из самых интересных вопросов - как будут отбираться площадки для ОЭЗ. Инициатива должна исходить от регионов и муниципалитетов. Критериями отбора площадок станут наличие сырьевой базы, необходимых трудовых ресурсов и пр. А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.

    1. Типы свободных экономических зон, организуемые в России

 

Практика создания имеющихся и  проекты будущих  СЭЗ  на  территории России  показывают,  что  в  зависимости от целей и задач  их можно разделить на следующие  основные типы:

  • комплексные зоны производственного характера;
  • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
  • функциональные,  или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон  могут  быть  охарактеризованы  следующими  основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они  формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В  них создаются условия для  привлечения крупного капитала с  обязательным развитием необходимой  инфраструктуры.

К комплексным  зонам может быть отнесена (по крайней мере,  по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ,  создаваемых в России,  в том  числе - СЭЗ в Находке,  Калининградской  области,  Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе  и за счет консигнационных складов,  сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли  "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"),  свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта  "Внуково"),  "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного  речного порта.

Отраслевые зоны (технологические  парки,  технополисы и др.) выполняют  как народнохозяйственные,  так  и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению  научно-технического прогресса в  отдельных отраслях на основе активизации  внешнеэкономического сотрудничества,  внедрению результатов отечественной  науки, а также  разработке наукоемких технологий,  новых видов готовой  продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится  СЭЗ  в  Зеленограде,  которая  должна специализироваться в области микроэлектроники,  информатики и связи;  к зонам  финансового ("оффшорного") характера  может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не  только  общие,  но и локальные факторы. Так, для  транспортных, экспортно-импортных  зон необходимо наличие крупного транспортного  узла.  Они, как  правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия  желательны для  размещения торговых,  банковских и  других зон. Для создания зон типа технопарков и  технополисов  нужна  развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая  сила. Организация туристическо-рекреационных  зон требует наличия  культурных и исторических центров,  бальнеологических  курортов, привлекательных для туризма  ландшафтов, развитой инфраструктуры.

    1. Современный этап развития свободных экономических зон24

В настоящее время основным законодательным  актом, регулирующим порядок создания и функционирования ОЭЗ, является Федеральный  закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об ОЭЗ).

Анализируя предыдущий этап развития экономических зон, эксперты отмечали, что общий режим регулирования  хозяйственной деятельности в России, который отличается неопределенностью  прав собственности, недоступностью или  высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым  бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами по их поддержке  обойтись нельзя. Необходимы комплексные  улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах.

Данный вывод свидетельствует  о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе реализации положений  нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических  зон, в определенной мере позволили  ускорить переосмысление условий ведения  промышленной политики страны. Стало  очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче  бюджетных средств и поддержке  неконкурентоспособных производств  за счет протекционистских мер. Экономическая  ситуация в России потребовала выработки  иных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания ОЭЗ, основанных на конкретных задачах реформирования и развития и использующих накопленный  мировой опыт.

Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять собой  комплекс мер, направленных на повышение  конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем  рынках путем создания благоприятных  условий для их динамичного развития и реализации их фактических и  потенциальных конкурентных преимуществ.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции  по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное  финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж велик.

Для реализации этих факторов разрабатывался и принимался в 2005 г. указанный Закон  об ОЭЗ. Кроме этого законодательного акта в настоящее время действуют  следующие Федеральные законы, регулирующие образование и деятельность ОЭЗ  в Российской Федерации:

- от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области";

- от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";

- от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

- от 17 мая 2007 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

По мнению ряда специалистов, Закон  об ОЭЗ действительно учитывает  негативный опыт функционирования экономических  зон начала 1990-х гг. Этим Законом  не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон  прямого действия, не допускающий  никакого торга вокруг механизмов и  льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.

Информация о работе Свободные экономические зоны