Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Различают:
- зоны свободной торговли;
- зоны совместного предпринимательства;
- банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций;
- технологические зоны;

Содержание работы

Введение 3
Свободные экономические зоны 5
Свободные экономические зоны в России 5
Свободные экономические зоны в Китае 8
Рекомендации руководителей Всемирной ассоциации зон экспортного производства по создания СЭЗ в России 14
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

управл. регионом вар.6.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Различают:

- зоны свободной торговли;

- зоны совместного  предпринимательства; 

- банковские и страховые  зоны с льготным режимом осуществления этих операций;

- технологические зоны;

- комплексные зоны.

   Заметным явлением  мирового хозяйства второй половины XX века являются т. н. "свободные  (специальные) экономические зоны" (СЭЗ).

Свободные экономические  зоны получили широкое распространение во многих странах. В середине 90-х годов в мире функционировало более 4-х тысяч разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие международные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

 

Свободные экономические зоны   

Свободные экономические зоны в  России

В России зоны свободной  торговли существуют в форме таможенных складов. Первый такой склад образован  в нашей стране в 1980 г. в Бутове под Москвой для обслуживания Московской Олимпиады. В свободных таможенных зонах можно также осуществлять производственную деятельность. Первые три СТЗ (“Шереметьево”, “Московский Франко-Порт”, “Франко-Порт Гермина”) были образованы в Московском регионе в 1993 г. Затем в стране появились и другие СТЗ.

Первая микро-СТЗ создана в порту Находка. Лицензию на беспошлинную продажу за рубеж своей продукции с испытательным сроком три года получило АО “Дальин-мирлин” (разделка на металлолом торговых, рыболовных и военных судов). Административный комитет СЭЗ “Находка” отказался от распространения льгот на всю территорию Находки и предоставил льготы пяти микрозонам на базе конкретных предприятий. Намечено открытие микрозон “Южморрыбфлотом”, фирмой “Эпси” (сборка компьютеров) и жестяно-баночной фабрикой (обеспечивает своей продукцией весь дальневосточный рыболовецкий флот).

Специфической формой сотрудничества являются особые экономическое зоны. Первая такого рода зона была образована в Калининградской области 22 января 1996 года. С этой целью был принят специальный закон, которым было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

31 мая 1999 года был принят закон  о создании Особой экономической  зоны в Магаданской области.  Срок жизнедеятельности этой  зоны был определен до 31 декабря  2014 года.

По сведениям на середину июля 1999 года, Госдума приняла в первом чтении закон “Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали”. Эта зона ограничена 400-километровой полосой вдоль БАМа и создается для освоения природных ресурсов и социально-экономического развития субъектов РФ, на территории которых она расположена. Иностранные инвесторы в зоне БАМ смогут приобретать имущество, акции и иные ценные бумаги российских организаций, а также права пользования землей на основе договоров аренды сроком до 50 лет и права пользования недрами на основе договоров аренды сроком на 20 лет (на основе долевого участия). В зоне БАМ будет установлен особый порядок землепользования и освоения природных ресурсов, который предусматривает осуществление любых видов деятельности, не запрещенных российским законодательством.

Представляется, что существенной слабостью Особых экономических  зон является увлечение гигантскими  масштабами территории, нечеткость механизма  предоставления льгот, что может  приводить к злоупотреблениям. Кроме  того, нельзя не отметить и стремление местной администрации ограничить свободу трансграничного перемещения товаров, что, на наш взгляд, в конечном счете не может оказывать положительного воздействия на развитие ОЭЗ (речь идет, в частности, об ОЭЗ Калининградской области).

В настоящее время Государственная  Дума работает над проектом закона “О свободных экономических зонах”. Необходимость в таком законе давно назрела. До недавнего времени  единственной законодательной базой  СЭЗ в России была глава 7 “Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах” закона “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, введенного в действие с 1 сентября 1991 года. Эта глава включала статью 41 “Свободные экономические зоны” и статью 42 “Условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах”.

Закон о свободных экономических  зонах прошел первое чтение после  многих лет работы Государственной  Думой над проектом. Основной недостаток этого проекта состоит в том, что из его текста полностью изъяты все положения, связанные с перемещением через государственную и таможенную границу России необходимых ресурсов. В настоящем виде он потерял право называться законом о свободных экономических зонах. Проект закона свелся к предоставлению некоторых, весьма ограниченных налоговых льгот.

Нам думается, что перечень и размер предоставляемых льгот находится  в тесной зависимости от положения  на мировом рынке капиталов. Если Россия не будет обладать какими-то преимуществами по сравнению с конкурентами на этом рынке, то трудно рассчитывать на какой-либо успех. Причем в качестве реальных конкурентов следует рассматривать не только такие страны, как Германия, Норвегия, Голландия, Китай, Корея (Южная), но и страны СНГ. С нашей точки зрения, нельзя не учитывать, например, такой факт, что в украинском законе о свободных экономических зонах есть даже специальная статья 15 под названием “Свобода экономической деятельности в специальной (свободной) экономической зоне”. В этой статье, в частности, говорится: “На территории специальной (свободной) экономической зоны имеют право функционировать любые субъекты экономической деятельности согласно законодательству Украины и закону о создании этой зоны.

Субъекты экономической деятельности, указанные в части первой настоящей статьи, имеют право самостоятельно выбирать виды, формы и методы своей деятельности на территории специальной (свободной) экономической зоны, не противоречащей настоящему закону, закону о создании этой зоны и законодательству Украины”.

На наш взгляд, законодателям, которые разрабатывают российский закон о свободных экономических зонах, надо постоянно иметь в виду, что такой закон есть своего рода приглашение иностранным инвесторам к взаимовыгодному сотрудничеству. Отсюда особые требования к стилю изложения, в котором не допустимы жесткость и категоричность, угрозы и запреты, всякого рода ограничения, проистекающие из непонимания природы сотрудничества в свободных экономических зонах.

Полагаем, что определенные полезные мысли содержатся в рекомендациях Президента Всемирной ассоциации зон экспортного производства Ричарда Болина и вице-президента этой ассоциации Роберта Хейвуда, подготовленных ими применительно к условиям России (см. п. 3).

Свободные экономические зоны в  Китае

В свободных экономических зонах Китая, как и других государств мира, установлен льготный таможенный режим для зарубежных предпринимателей. С целью привлечения иностранных инвестиций принимающая сторона может также предоставлять и иные льготы, например, налоговые.

Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 года в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань, который является одноименной провинцией страны. В 1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли четырнадцать городов: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай, то есть все крупные портовые города страны.

В 1985 году стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек  Янцзы и Чжуцзян, в экономическом  треугольнике южной части провинции  Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси — Чжуанском автономном районе.

В 1990 году китайское правительство  приняло решение об открытии и  освоении нового района Пудун Шанхая и о дальнейшем открытии ряда городов  вдоль реки Янцзы, что привело  к формированию открытой полосы вдоль  этой реки с Пудуном в качестве “головной открытой зоны”.

После 1991 года решениями Госсовета  КНР статус открытых для внешнего мира получил и ряд приграничных городов и административные центры внутриконтинентальных провинций  и автономных районов. В крупных  и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 — освоения новых и высоких технологий государственного значения.

Все ОЭР расположены в юго-восточной  части Китая. Шэньчжэньский ОЭР  находится в южной части провинции  Гуандун, граничит с Цзюлунским районом Сянгана (Гонконга), общая его площадь — 327,5 кв. км; Шаньтоуский ОЭР возник в юго-восточной части провинции Гуандун и состоит из двух частей: района вокруг озера Лунху на восточной окраине города Шаньтоу (площадь — 22,6 кв. км) и района на полуострове Гуанъао в юго-восточной части города Шаньтоу (площадь — 30 кв. км); Чжухайский ОЭР обосновался в южной части провинции Гуандун на западном берегу реки Чжуцзян, граничит с Аомэнем (Макао) и занимает площадь 121 кв.км.; Сямэньский ОЭР расположен на островах Сямэньдао и Гуланъюй и в собственно городе Сямэнь (общая площадь района — 131 кв.км.); Хайнаньский ОЭР занимает территорию всего острова в 34 тыс. кв. км.

ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов  экспортируется более 50% производимой там продукции. В ОЭР развивается главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.

Правда, все это было достигнуто после ясно заявленной политической воли китайского руководства, а также  в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания практически на голом месте современнейшей инфраструктуры (дороги, связь, жилье, офисы и т.д. и т.п.). Причем необходимо особо отметить, что на 80% затраты этого рода легли на китайскую сторону, а иностранные инвесторы пришли практически на все готовое и развернули свою производственную деятельность. Поэтому надежды некоторых российских хозяйственников, что иностранцы горят желанием приехать в нашу страну, чтобы обустроить нашу неухоженную бескрайнюю территорию, очень далеки от реальной мировой практики.

Что касается четырнадцати открытых приморских городов, то им отведена роль “окон” и посредников на внешнем  рынке. Созданные в этих городах  зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов США.

Новый район Пудун площадью 350 кв.км. расположен на восточном берегу реки Хуанпу (Вампу) рядом со старой частью Шанхая. Создание района Пудун рассчитано на превращение Шанхая в один из крупнейших центров мировой экономики, финансов и торговли. Это первый шаг к открытию городов вдоль реки Янцзы. Правительство КНР предоставило этому району большие льготы. В отличие от других форм СЭЗ, применяемых в Китае, в Пудуне иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации, магазины, супермаркеты, а также открывать фондовые биржи и выпускать акции.

В 1990 году генеральный план развития района Пудун был утвержден Госсоветом КНР, а в 1991 году в районе началось интенсивное строительство. Быстро создается инфраструктура. Так, построены Наньпуский и Янпуский мосты, пудунский участок автоэстакады внутреннего кольца, Вайгаоцяоский морской порт, Пудунский газогенераторный завод и очистные сооружения. В строительную программу включены такие объекты, как Вайгаоцяоская электростанция, Линьцяоская станция водоснабжения, система связи и другие объекты. Сформировались Вайгаоцяоская беспошлинная зона, Луцзяцзуйская зона торгово-финансовой деятельности, Цзиньцяоская зона обрабатывающей промышленности, ориентированная на экспорт, Чжанцзянская зона освоения новых и высоких технологий.

В Пудунской промышленной зоне сооружается  несколько сотен объектов. В 1992 году по решению Госсовета КНР шесть городов на берегу Янцзы (Уху, Цзюцзян, Юеян, Ухань, Хуанши и Чунцин), а также Хэфэй, Наньчан, Чанша и Чэнду, являющиеся административными центрами провинций, стали открываться для внешнего мира. В настоящее время, таким образом, открытая полоса вдоль реки Янцзы простирается от Пудуна (Шанхай) до Чунцина (провинции Сычуань, являющейся самой крупной по численности населения в Китае).

Информация о работе Свободные экономические зоны