Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ стр. 4
1.1. История создания свободных экономических зон стр. 5
1.2. Сущность и роль свободных экономических зон в мире стр. 8
1.3. Льготы используемые в свободных экономических зонах стр. 10
1.4. Плюсы и минусы свободных экономических зон стр. 12
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН стр. 14
2.1. Таможенные СЭЗ стр. 14
2.2. Торговые СЭЗ стр. 16
2.3. Промышленно-производственные СЭЗ стр. 17
2.4. Технико-внедренческие СЭЗ стр. 19
2.5. Сервисные СЭЗ стр. 22
2.6. Комплексные СЭЗ стр. 23
2.7. Особые СЭЗ стр. 24
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН стр. 25
3.1. Свободные экономические зоны Латинской Америки стр. 25
3.2. Свободные экономические зоны Китая стр. 26
3.3. Свободные экономические зоны Бразилии стр. 27
3.4. Вывод об общих чертах, достижениях и особенностях развития свободных экономических зон в мире стр.29
4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ стр.31
4.1. Особенности свободных экономических зон России стр. 31
4.2. Типы свободных экономических зон, организуемых в России стр. 32
4.3. Современный этап развития свободных экономических зон стр. 33
4.4. Поддержка экономического роста субъектов РФ через механизм свободных экономических зон стр. 35
4.5. Влияние свободных экономических зон на механизм реализации экономического потенциала региона стр. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 49

Файлы: 1 файл

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Механизмы действия ОЭЗ позволяют  находить новые или возобновлять существующие связи между различными участниками экономических процессов, согласовывать экономические интересы отдельных хозяйствующих субъектов, сглаживать отставание в развитии прилегающих  к ОЭЗ территорий, участвовать  в распределении ресурсов мировой  экономики, эффективно функционировать  в межстрановой производственной кооперации, создавать конкурентные преимущества и обеспечивать возможность интеграции страны в систему мирохозяйственных  связей, повышая тем самым экономический  потенциал региона и эффективно реализуя его.

Эффективное формирование и функционирование ОЭЗ вносит огромный вклад в развитие региональной экономики. Широкомасштабное привлечение инвестиций в экономику  субъектов РФ посредством создания ОЭЗ способствует решению таких  задач, как модернизация производства, освоение невостребованного научно-технического потенциала страны, расширение и диверсификация экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств  в отдельных отраслях, освоение передовых  форм и методов организации производства и опыта цивилизованных отношений  в сфере предпринимательской  деятельности, развитие инфраструктуры, транспортной сети и средств связи, привлечение капиталовложений в  трудоизбыточные регионы, а также  в отдаленные районы с богатыми природными ресурсами, продвижение российских товаров и технологий на внешние  рынки посредством специальных  форм участия иностранного капитала. Также использование режима ОЭЗ в регионе способствует ускоренному и эффективному получению доступа к минеральным ресурсам, возможности внедрения на потенциально широкий рынок, использованию сравнительно дешевой и квалифицированной рабочей силы, к применению результатов научных исследований и технических разработок для создания новых видов товаров, обладающих повышенной конкурентоспособностью на мировых рынках.

ОЭЗ в России имеют ограниченное применение, а перспективы создания и дальнейшего их существования  в российской региональной экономике  во многом зависят от формирования и развития в сравнительно сжатые сроки эффективного специального законодательства и методик комплексного контроля за соблюдением условий функционирования зон.

Основным условием эффективного функционирования ОЭЗ должен выступить принцип  целостности, который предполагает рассмотрение ОЭЗ как территориального образования с действующим производством, совокупностью требований к резидентам ОЭЗ и их деятельности, включая  подсистему налоговых и таможенных льгот и преференций, предоставляемых  в соответствии с таможенным режимом  «Свободная таможенная зона».

Использование данного принципа впервые  позволит подойти к рассмотрению ОЭЗ как воспроизводственной  системы и разработать предложения  по совершенствованию ее деятельности.

Изучение мирового опыта создания СЭЗ имеет важное значение для  формирования эффективного института  СЭЗ в России. Однако создание свободных  экономических зон — это лишь один из элементов стратегии развития страны или определенного региона. Он имеет смысл только вместе с  реализацией активной структурной  и региональной политики, приложением  усилий по развитию международных экономических  отношений и созданию полюсов  ускоренного роста за счет сотрудничества с международным сообществом.

Опыт регионального применения ОЭЗ в Российской Федерации на примере Калининградской области  показал, что они вносят существенный вклад в развитие регионов, создание стабильной базы существования и  развития отношений во многих сферах деятельности. Широкомасштабное привлечение  инвестиций в экономику региона  посредством создания ОЭЗ способствовало решению таких задач, как обновление технологической производственной базы, модернизация производства, освоение невостребованного научно-технического потенциала России, освоение передовых  форм и методов организации производства, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, и др.

Однако существуют и проблемы организационно-правового  характера, не позволяющие полноценно использовать все преимущества применения льготного налогового, таможенного  и валютного регулирования, установленного в ОЭЗ. Такие проблемы в первую очередь связаны с отсутствием  четкого правового инструментария прямого действия, позволяющего отслеживать  развитие ОЭЗ на всех этапах ее существования.

Важное место в процессе совершенствования  применения ОЭЗ в России занимают вопросы экономического характера, связанные с деятельностью резидентов ОЭЗ, эффективность функционирования которых напрямую отражает эффективность  функционирования всей ОЭЗ и ее последующий  вклад в экономику отрасли, региона  и всей страны.

Отдельное внимание необходимо уделить  вопросам проведения комплексного организационно-экономического анализа резидентов ОЭЗ и разработке на его основе рекомендаций по совершенствованию  методического обеспечения режима ОЭЗ.

Однако само по себе существование  совершенного механизма ОЭЗ не может  стать эффективным инструментом в процессе поддержания экономического роста страны и диверсификации структуры  экспорта путем снижения в нем  доли отраслей топливно-энергетического  комплекса. Для реализации механизмов ОЭЗ необходимо осуществить выбор  направления государственной поддержки. Внедрение механизма особых экономических  зон позволит получить условия для  привлечения средств, направленных на реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, осуществляемых на конкурсной основе, посредством организации  новых и модернизации существующих конкурентоспособных производств.

Одним из общих приоритетов, которые  необходимо учитывать при создании ОЭЗ, является выбор направлений  инвестиций. Очевидно, что они могут  дать положительный результат только в том случае, если будут направлены на техническое перевооружение конкурентоспособных  отраслей, а также впишутся в фундаментальные  государственные программы экономических  преобразований. Это заставляет по-новому подходить к выбору «точек роста» отечественной экономики.

Главной целью проведения отраслевой политики государства в настоящее  время является диверсификация экономики  и создание новых сфер достижения конкурентных преимуществ, реализация экономического потенциала региона. Многие годы в нашей стране налоговые  льготы на инвестиции предоставлялись  без учета их содействия расширению возможностей национальной экономики. В экономической политике последних  лет льготные механизмы стали  предоставляться в зависимости  от приоритетности тех или иных отраслей народного хозяйства.

Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической  базы, привлечение частного капитала, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим  потенциалом, создание при поддержке  государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских  разработок.

Применение в настоящее время  льготных механизмов, предоставляемых  режимом ОЭЗ, позволит еще более  эффективно реализовать экономический  потенциал региона, что будет  способствовать снижению транзакционных издержек, удешевлению стоимости  конечной продукции, повысит конкурентоспособность  национальных отраслей промышленности и позволит внедрить в отечественное производство последние технические достижения мирового уровня. Предложенные меры по совершенствованию таможенного и налогового законодательства, их адаптации к международным нормам, установление транспарентных и общепринятых условий ведения бизнеса в ОЭЗ будут способствовать росту инвестиционной привлекательности зоны, откроют новые возможности для более полной ее интеграции в региональную, национальную и мировую экономику.

На региональном уровне СЭЗ представляются весьма эффективным способом утверждения  рыночных отношений в регионах России, результатом чего является постепенное, поэтапное распространение на их территории апробированных в свободных  экономических зонах элементов  рыночного механизма.

Благодаря совершенствованию процесса законодательного регулирования ОЭЗ, мощной системе налоговых и таможенных льгот и преференций, курс на организацию  особых экономических зон в России может способствовать решению ряда приоритетных региональных проблем  в области стабилизации и подъема  экономики, улучшения инвестиционного  климата, возрождения регионов, развития внешнеэкономической деятельности и углубления международных контактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иностранные инвестиции – это то, для чего, собственно, и создаются  СЭЗ во всем мире. С их помощью  правительство предполагает решить ряд существенных проблем, которые  нависают над страной в процессе перехода к рынку. СЭЗ позволяют  активизировать внешнеэкономическую  деятельность страны по средствам привлечения  инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных  инвесторов. Можно сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним  подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести  экономику страны на более высокий  качественный уровень.

Процесс создания СЭЗ – процесс  требующий тщательного продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей  и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать  во внимание множество факторов: экономическое  положение страны, стабильность инвестиционного  законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые связи  страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.

По средствам создания СЭЗ правительства  стран пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они  решить не в состоянии. Для новых  инвесторов создаются определенные условия, именно это условия и  являются особенностями функционирования СЭЗ.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:

  • создание СЭЗ направлено, в первую очередь, на привлечение
  • иностранного капитала;
  • на территории СЭЗ действует целая система налоговых льгот, часть из которых является постоянной, часть – временной. Резиденты и вовсе освобождаются от уплаты некоторых налогов (чрезвычайный налог, налог на недвижимость, дорожный фонд и др.);
  • внешнеторговые льготы, связанные с введением упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций (например, резиденты СЭЗ освобождаются от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом) позволяют активизировать экспорт, достичь нужного уровня импорта, предоставляют возможность национальному производителю представить свою продукцию на внешнем рынке и прочее;
  • товары, ввозимые на территорию СЭЗ и вывозимые с ее территории, подлежат таможенному оформлению;
  • административные льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ, значительно ускоряют и облегчают процесс регистрации и, соответственно, начало производственной деятельности.

Создание свободных  экономических зон рассматривается  их учредителями как важное звено  в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается  с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах  экономика имеет высокую степень  открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций. В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

Свободные экономические зоны в  России, несмотря на их достаточно давнюю историю не могут развиваться  также как на западе. Главной причиной этому – несовершенство законодательства.

Таким образом, свободные  экономические зоны – это мощный инструмент по привлечению иностранных  инвестиций, а также они могут  использоваться для сглаживания  экономических показателей регионов страны.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Рис. 1. Схема  создания СЭЗ в Российской Федерации

Источник: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=25051


 

 

 

Рис. 2 Карта  СЭЗ в России

Источник: http://www.informexpo.ru/new/view_content.php?id=1042

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Зона международного сотрудничества «Туманган»

Источник: http://www.textreferat.com/images/referats/4953/image003.gif

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Портовые ОЭЗ России

Источник: www.oao-oez.ru/#

 

Рис. 5. Промышленно-производственные ОЭЗ  России

Источник: www.oao-oez.ru/#

 

 

Рис. 6. Технико-внедренческие  ОЭЗ России

Источник: www.oao-oez.ru/#

 

 

Рис. 7. Туристско-рекреационные  ОЭЗ России

Источник: www.oao-oez.ru/#

 

Табл.1.

 

ВИД ОЭЗ

РЕГИОН

КОЛИЧЕСТВО РЕЗИДЕНТОВ, ед., 2008

КОЛИЧЕСТВО РЕЗИДЕНТОВ, ед., 2010

Промышленно-производственные

Липецкая область

12

17

Республика Татарстан

7

9

 

Технико-внедренческие

г.Дубна

27

50

Зелиноградский АО

11

33

г.Санкт-Петербург

25

33

г.Томск 

25

45

 

 

 

Туристско-реакционные 

Калининградская область

0

0

Краснодарский край

0

0

Ставропольский край

0

0

Алтайский край

0

9

Республика Алтай 

0

9

Иркутская область

0

0

Республика Бурятия

0

3

Портовые

Ульяновская область

0

0

Хабаровский край

0

0

Информация о работе Свободные экономические зоны