Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью моей работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом работы производственно-технологической лаборатории на хлебозаводе г. Бреста. Для этого будут использованы различные литературные источники, а также данные, полученные непосредственно на хлебозаводе.
Введение           3
1    Научные аспекты управления качеством на хлебозаводе   5
Понятие качества и показатели качества на хлебозаводе   5
Оценка уровня качества         7
Сертификация, стандартизация в управлении качеством продукции 10
Особенности контроля качества продукции на хлебозаводах   14
Международные стандарты качества, их характеристика   17
Организация технохимического контроля качества в филиале Брестского хлебозавода ОАО «Берестейский пекарь»      20
Краткая характеристика хлебозавода ОАО «Берестейский пекарь»   20
Характеристика службы технического контроля качества на хлебозаводе  24
Анализ качества выполняемых работ      25
Функции, права и обязанности службы технического контроля   26
Виды, формы и методы технического контроля на хлебозаводе  31
Анализ причин и профилактика брака      33
3  Выводы и предложения  по совершенствованию организации  технического контроля качества на хлебозаводе ОАО «Берестейский пекарь»  35
Маркетинговые исследования       36
Заключение           46
Список использованной литературы
Применяются следующие методы контроля качества
Физический – данный метод основан на определении физических параметров веществ, которые содержатся в сырье, материалах, готовой продукции (например, инженером-технологом кондитерского цеха определяется содержание сухих веществ в растворах посредством использования рефрактометра);
Химический – данный метод основан на знании химических реакций, протекающих в сырье и полуфабрикатах. Этот метод широко используется для определения кислотности, содержания сахара, соли, спирта и т. п.;
Физико-химический – данный метод представляет собой соединение физического и химического методов, когда можно наблюдать физические явления при химических реакциях;
Технический метод имеет целью определения различных физических параметров сырья, материалов, технологических режимов, готовой продукции. Он предусматривает установление линейных размеров, объема, веса, температуры, давления и т. п.;
Микробиологический метод основан на исследовании наличия и состава микрофлоры в сырье, материалах, воде, воздухе, готовом продукте;
Органолептический метод базируется на восприятиях органов чувств человека. Например, зрительно даётся оценка внешнего вида и цвета сырья, готовой продукции, цвета осадков, растворов, микробиологических посевов при проведении анализов и т.п. С помощью органов вкуса определяются запах, вкус сырья, основных и вспомогательных материалов, готовой продукции.
Своеобразным пособием по ведению технохимического контроля качества сырья, полуфабрикатов, технологических процессов и готовой продукции, являются схемы технохимического контроля, в которых указывается наименование проверяемого сырья (полуфабриката, процесса, готового продукта), действующий ТНПА, проверяемый показатель и действующий ТНПА на этот показатель, периодичность контроля, кто проводит контроль и форма журнала, куда записываются результаты анализа. Схемы технохимического контроля качества приведены в приложении В (схема лабораторного контроля сырья хлебопекарного производства), Г (схема контроля подготовки сырья к пуску в производство), Д (схема контроля качества полуфабрикатов), Е (схема контроля выхода хлеба), Ж (схема лабораторного контроля готовой продукции).
При отправке готовой продукции с предприятия на каждую партию составляется сертификат, в котором указывается наименование продукции, количество, вид транспортной тары, сорт продукции. К данному сертификату прилагается химический анализ, который дает характеристику состава продукции согласно соответствующему ТНПА. Здесь также указываются: наименование продукта, дата выработки, вид упаковки, качество упаковки, вес нетто и др. информация.
2.4 Анализ причин и профилактика брака
Причины брака вырабатываемой продукции могут быть различными.
Если анализировать весь технологический процесс производства хлебобулочных изделий от начала и до конца, то брак может возникать по следующим причинам: неудовлетворительное качество поступающего сырья и материалов или проявление халатности работниками лаборатории при анализе качества сырья и материалов; неправильное ведение технологического процесса (например, в процессах дозирования, замеса и брожения теста, разделки теста, расстойки и выпечки тестовых заготовок); неправильная укладка готовых изделий и др.
Например, при поступлении сырья и материалов на склад хлебозавода, проводится входной анализ качества каждой партии. Для его проведения отбирают пробу сырья из всей партии и в помещении лаборатории проводят проверку на качественные показатели. После проведения анализа, полученные результаты сравнивают с результатами, предоставленными в соответствующем стандарте на данную продукцию. В том случае, если отклонений от стандартного значения нет, или же оно незначительно, то сырье отправляется далее в производство. В обратном случае сырье отправляется поставщикам, работник лаборатории ставит в известность начальника цеха, производится оформление соответствующей документации.
При контроле технологического процесса, обязательно проводится проверка показателей качества полуфабрикатов (влажность, кислотность, температура и др.), в случае несоответствия результата стандартному, ответственность несет работник, отвечающий за технологическую операцию.
Таким образом, причиной брака может служить не только недоброкачественное сырье, но и работник, отвечающий за работу на том или ином этапе процесса.
Виды брака изделий также различны: трещины размером более 10 мм, крупные подрывы, непропеченный мякиш, подгорелая корочка, недостаточный объем, расплывчатая форма и многие другие.
После проведения анализов качества поступающего сырья и материалов, производимых полуфабрикатов и готовой продукции, результаты исследований записывают в соответствующие формы журналов.
Лабораторией ведется специальный журнал учета брака, куда записывают следующие данные: дата, наименование бракованного изделия, масса изделия, количество бракованных изделий (шт., кг), вид брака, возможная причина брака, профилактические работы.
Таблица 3 – Журнал учета бракованной продукции
| Дата | Наименова-ние изделия | Масса изде-лия, кг | Коли-чество бракован-ных изделий, (шт., кг) | Вид брака | Возможная причина брака | Профилак-тические работы | 
| 09.08.2014 | Хлеб «Встречный» | 0,7 | 134 шт. (93,8 кг) | Тре-щины и под-рывы | Нарушение параметров тестоведе-ния и расстойки | Проведена техническая учеба с тестомесом, пекарем и машинистом. Составлен акт. | 
| 10.08.2014 | Хлеб «Альгерд» | 0,7 | 140 шт. (98,0 кг) | Тре-щины и подры-вы | Нарушение параметров тестоведе-ния и расстойки | Проведена техническая учеба с тестомесом, пекарем и машинистом. Составлен акт. | 
| 31.08.2014 | Хлеб «Хлебников» | 0,55 | 165 шт. (90,75 кг) | Без соли | Нарушение параметров тестоведе-ния | Проведена техническая учеба с тестомесом. Составлен акт. | 
| 01.09.2014 | Хлеб «Житейс-кий» | 0,88 | 32 шт. (28,16 кг) | Рас-плыв-чатый | Нарушение параметров тестоведе-ния и расстойки | Проведена техническая учеба с тестомесом, пекарем и машинистом. Составлен акт. | 
| 28.09.2014 | Хлеб «Чародей» | 0,3 | 154 шт. (46,2 кг) | Сырой, непро-печен-ный | Нарушение параметров выпечки | Проведена техническая учеба с пекарем и оператором печей. Составлен акт. | 
Таким образом, помимо осуществления проверки качества поступающего сырья и материалов, работники лаборатории, а именно инженер-технолог, отвечает также за проведение профилактических бесед с лицами, отвечающими за производство продукции на различных этапах технологического процесса.
3 Выводы и предложения 
по совершенствованию 
По результатам анализа и наблюдений, можно сделать вывод, что в целом организация технического контроля качества продукции на хлебозаводе ОАО «Берестейский пекарь» находится на достаточно высоком уровне. Но, несмотря на это, имеются недостатки, основным из которых является недостаточно ответственное отношение работников к выполнению своих обязанностей, что приводит к получению бракованной продукции.
Работники ПТЛ хлебозавода напротив, весьма ответственно относятся к возложенным на них обязанностям – за время практики не было ни одного случая пуска в производство сырья, не соответствующего стандартам качества.
На хлебозаводе широко применяются различные стандарты на продукцию (международные, региональные и т.д.), в том числе и технические условия, разработанные непосредственно работниками лаборатории в ходе исследовательской деятельности.
Для совершенствования организации технического контроля качества на хлебозаводе ОАО «Берестейский пекарь» предлагаю следующее
- установка и использование 
более современного 
- разработка и внедрение новых, более точных и быстрых методов анализа качества;
- проведение исследований 
по разработке приемов 
- постоянное повышение квалификации работников, отвечающих за какую-либо технологическую операцию;
- внедрение передовых 
технологий по изготовлению 
- регулярное проведение проверки знаний работников;
- соблюдение дисциплины труда.
4 Маркетинговые исследования
В данных исследованиях рассматривается продукция, выпускаемая Брестским хлебозаводом ОАО «Берестейский пекарь». Данный хлебозавод ежедневно выпускает почти 132 тонны различных наименований изделий, треть которых реализуется в Брестской области, а остальная часть продукции распространяется по другим областям республики, а также на экспорт.
Основные группы выпускаемой продукции представлены в таблице 1.
Таблица 4.1 – Группы выпускаемой продукции
| Продукция | Краткое описание | Основные потребители | % продаж | 
| Хлеба ржано-пшеничные заварные | Подовые, формовые хлеба из смеси пшеничной и ржаной муки | Массово потребляемая продукция | 38,0 | 
| Хлеба пшеничные | Подовые, формовые из пшеничной муки высшего и 1 сортов | Массово потребляемая продукция | 37,5 | 
| Хлеба пшеничные лечебно-профилактического назначения | Подовые изделия, с содержанием витаминов, отрубей и др. из пшеничной муки | Для профилактики различных заболеваний | 7,0 | 
| Кондитерские изделия | Калорийные изделия из большого количества сахара, жира, муки и другого сырья | Продукция массового потребления | 9,0 | 
| Мелкоштучные булочные изделия | Изделия с большим содержанием сахара и жира, развесом 0,1-0,3 кг | Продукция, поставляемая школам, детским садам | 7,8 | 
| Охлажденные полуфабрикаты | Полуфабрикаты готовые на 50% | Продукция поставляемая гипер- и супермаркетам, минипекарням | 0,7 | 
Выбранная для изучения продукция относится к группе хлебов пшеничных лечебно-профилактического назначения. К ним относятся такие хлеба как «Молодецкий» с сахарозаменителем фруктозой; «Крупинка», включающий в свой состав пшеничную крупку, богатую белком; «Диета», содержащий фруктозу и пшеничные отруби, богатые пищевыми волокнами; «Житейский», обогащенный витаминно-минеральным премиксом «Арбарвит-2» и другие изделия.
Хлеба пшеничные лечебно-профилактической группы предназначены для своеобразного лечения и профилактики некоторых заболеваний. Так, хлеба, обогащенные витаминно-минеральными премиксами, позволяют потребителю получить часть суточной потребности в витаминах группы В, а также недостаток фолиевой кислоты и минеральных веществ; хлеба, содержащие фруктозу – в основном предназначены для людей, страдающих сахарным диабетом; хлеба, содержащие пищевые волокна – предназначены для всех групп потребителей, способствуют улучшению работы желудочно-кишечного тракта, а также способствуют выведению токсичных соединений из организма человека.
Основными потребителями продукции лечебно-профилактического назначения, выпускаемой хлебозаводом г. Бреста, являются, в первую очередь, фирменные магазины от предприятия. Фирменные магазины, таким образом, являются посредниками между хлебозаводом и индивидуальными потребителями продукции.
Ежедневно хлебозавод выпускает определенное количество продукции, которое складывается исходя из поступающих заявок. Эти заявки поступают от торговых точек города. В заявке всегда указывается наименование продукции, необходимое количество и дата поставки продукции.
Дальнейший анализ продукции проводился на основе данных опроса индивидуальных потребителей.
Приобретаемая продукция лечебно-профилактического назначения удовлетворяет следующие потребности покупателей
- потребность в самом хлебе, как в одном из основных продукте питания;
- ориентируясь на 
- цена изделий лечебно-
- приобретают данные продукты 
в связи с состоянием здоровья, 
т.е. они (продукты) необходимы потребителям, 
как дополнительный источник 
недостающих питательных 
На потребителя оказывают влияние внешние и внутренние факторы, которые во многом определяют причину приобретения им того или иного товара.
К внешним факторам обычно относят факторы среды и маркетинга. В результате проведения маркетингового опроса были выявлены маркетинговые факторы, такие как цена и распределение товара.
К внутренним факторам относят личностные и психологические факторы. По результатам проведения опроса выявили такие личностные факторы, как образ жизни, возраст. Среди психологических факторов выявили: потребности.
Таким образом, можно выделить следующие сегменты потребителей
- сегмент цены: продукция 
лечебно-профилактического 
- сегмент распределения, 
под которым подразумевается 
распределение товара по