Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.
Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..4
1. Характеристика налоговой системы РФ…………………………….5
1.1.Федеральные налоги………………………………………………….5
1.1.1 Налог на добавленную стоимость………………………………....6
1.1.2 Акцизы…………………………………………………………...….7
1.1.3 Налог на доходы физических лиц…………………………………7
1.1.4 Налог на прибыль организаций……………………………………8
1.1.5 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов……………..............9
1.1.6 Водный налог……………………………………………………...10
1.1.7 Государственная пошлина………………………………………..10
1.1.8 Налог на добычу полезных ископаемых………………………...10
1.2 Региональные налоги……………………………………………….11
1.2.1 Транспортный налог………………………………………………11
1.2.2 Налог на игорный бизнес…………………………………………12
1.2.3 Налог на имущество организаций………………………………..12
1.3 Местные налоги……………………………………………………..13
1.3.1. Земельный налог………………………………………………….13
1.3.2. Налог на имущество физических лиц…………………………..14
1.4 Специальные налоговые режимы………………………………….14
2. Характеристика налоговой системы Украины………………….….16
2.1 Общегосударственные налоги и сборы……………………………16
2.1.1. Налог на прибыль предприятий…………………………………17
2.1.2. Налог на доходы физических лиц……………………………….18
2.1.3. Налог на добавленную стоимость (НДС)……………………….27
2.1.4. Акцизный налог…………………………………………………..29
2.1.5. Сбор при первой регистрации транспортного средства……….32
2.1.6. Экологический налог…………………………………………….35
2.1.7. Рентная плата за транспортировку нефти и газа, аммиака по территории страны………………………………………………………………36
2.1.8. Рентная плата за добычу в Украине нефти и газа……………...37
2.1.9. Плата за пользование земными недрами Украины…………….40
2.1.10. Плата за землю………………………………………………….40
2.1.11. Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины…..41
2.1.12. Сбор за специальное использование воды……………………43
2.1.13. Сбор за специальное использование лесных ресурсов………45
2.1.14. Фиксированный сельскохозяйственный налог……………….49
2.1.15. Сбор на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства……………………………………………………………………..51
2.1.16. Пошлина…………………………………………………………52
2.1.17. Надбавка за электричество…………………………………..…53
2.1.18. Надбавка за газ………………………………………………….53
2.2. Местные налоги и сборы………………………………………..…53
2.2.1. Единый налог……………………………………………… ….…54
2.2.2. Налог на недвижимое имущество, кроме земельных участков………………………………………………………………………….55
2.2.3. Сбор от осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности……………………………………………………………… …….57
2.2.4. Сбор за парковку…………………………………………………58
2.2.5. Туристический сбор………………………………………… .…60
3. Сравнительная характеристика налоговых систем России и Украины…………………………………………………………………………..61
3.2. Анализ налоговых платежей РФ и Украины……………………..64
3.3. Тенденции развития налоговых систем РФ и Украины…………71
Заключение………………………………………………………………73
Список литературы

Файлы: 1 файл

налоги курсач.doc

— 529.00 Кб (Скачать файл)

В случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики будут предоставляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения.

В рамках подготовки поправок к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" предлагается на первом этапе в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

В качестве налоговой  базы для исчисления налога на недвижимое имущество устанавливается кадастровая  стоимость соответствующего объекта  налогообложения.

 

3.3.2. Тенденции развития  налоговой системы Украины

При условии сохранения тенденций функционирования украинской налоговой системы увеличение объема госбюджета Украины и увеличение темпов роста украинской экономики невозможно. Действующая налоговая система стала одним из сдерживающих факторов качественной перестройки национальной экономики, так как предусматривает уплату денег с еще не полученной прибыли, что приводит к убыточности и банкротству предприятий с небольшой рентабельностью. Она нуждается в качественном системном реформировании, поэтому главным заданием Правительства является разработка и утверждение концепции реформирования налоговой системы. В первую очередь должен быть снижен налоговый груз на доходы граждан с целью выведения экономики из тени и параллельно с этим введение почасового минимума заработной платы в качестве социального стандарта.

Граждане Украины до 30-ти лет, не родившие ребенка, обязаны будут платить 17% налога на доходы физических лиц вместо стандартных 15%. Это лишь одно из новшеств, которые намереваются ввести украинские депутаты в 2012 году.

"Все новое  - хорошо забытое старое", - так решили народные депутаты Ярослав Сухой (Партия регионов) и Екатерина Лукьянова ("Наша Украина-Народная самооборона"), внося сегодня на рассмотрение Верховной Рады Украины новый законопроект, предлагающий повышение ставок налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан, достигших 30-ти лет и не имеющих детей.

Предложение депутатов, которое фактически является "налогом  на бездетность", уже успело получить широкую огласку в украинских СМИ. Предлагаемые законопроектом поправки, предполагают повысить ставки НДФЛ с 15% до 17%. Новая ставка НДФЛ по замыслу депутатов должна будет распространяться на лица, чей доход превышает 10-кратный размер минимальной зарплаты (действует уже сейчас) и на бездетных украинцев, достигших 30-тилетнего возраста.

"До 30 лет человек имеет право думать, кого он хочет себе в жены или мужья, есть время получить образование, сделать карьеру, создать семью и попробовать родить ребенка",- объяснила свое предложение народный депутат Екатерина Лукьянова.

Стоит отметить, что депутаты позаботились об изменении ставки НДФЛ не только для бездетных украинцев, но и для тех, у кого уже имеются дети. К примеру, родители, воспитывающие одного-двух детей, должны платить налоги в привычном размере - 15%. Лица, воспитывающие 3-4 детей, младший из которых достиг 3-летнего возраста - 10%. Родители 5-ти и более детей - 5%.

"У нас ставка привязана к доходу, но мы забываем, что семья, имеющая ребенка, теряет в доходах, и государство не компенсирует потери. Выплаты при рождении - хорошо, но есть детсад, школа, высшее образование", - продолжает комментировать собственный законопроект Лукъянова.

По замыслу  Сухого и Лукъяновой, исключения в  законопроекте предусмотрены для  бездетных инвалидов I-III групп.

Вместе с тем, депутаты не предусмотрели в законе налоговые поблажки для лиц старше 30-ти лет, которые не могут обзавестись потомством по медицинским причинам. Также не до конца понятна судьба ставки НДФЛ для тех, кто потерял ребенка или нескольких детей.

 

 

Заключение

Одним из главных элементов  рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо чтобы налоговая система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы Украины на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Но, несмотря на постоянную нехватку средств политика налогообложения в России в области социальной защиты малоимущих граждан действует и развивается.

Государство пытается усовершенствовать  налоговый кодекс, или хотя бы приблизить к тому идеалу налоговой системы, при которой возможно было бы нормальное процветание малого бизнеса и уплата налогов, удовлетворявшая как предпринимателя, так и государство. 
Естественно, отслеженная система контроля за налогоплательщиками в лице налоговой полиции, которая существует в России сравнительно недавно, но уже ставшая действенным инструментом в борьбе с экономическими преступлениями, должна постоянно совершенствоваться. 
И пока не будет достигнут максимальный уровень идеальной модели налогообложения, налоговый вопрос останется актуальным.

 

 

Список литературы

1. Брызгалин А. В.  Принципы налогового права: теория  и практика // Законодательство и  экономика. 1997. № 19-20.

2. Павлова Л. П. Проблемы  совершенствования налогообложения в Российской Федерации // Финансы. 1998. № 1.

3. Гутнов Е. В. Правовое  значение объекта налогообложения  // Изв. вузов. Правоведение. 1998. №  2.

4. Пепеляев С. Г.  К вопросу о налоговом законодательстве  и налоговых отношениях // Налоговый  вестник. 1997. № 5.

5. Ивлиева М. Ф. К  понятию налога и объекта налогообложения  // Вестник Московского университета. Сер. II, Право. 1997. № 3.

6. Стеркин Ф. М., Николаев  К. Н. Налоговый кодекс: все,  что вы должны государству  // Деньги. 1997. Май (№18).

7. Широков Е. С. Исполнение налогового законодательства: проблемы прокурорского надзора // Законность. 1998. № 3.

8. Тернова Л. В. Налоговая  ответственность – самостоятельный  вид юридической ответственности  // Финансы. 1998. № 9.

9. Шараев С. Ю. Законность  и правопорядок в сфере налоговых отношений // Законодательство и экономика. 1998. № 3.

10. Проскуров В. Г.  Виды ответственности за нарушение  налогового законодательства // Предпринимательство. 1996. № 6.

11. Брызгалин А. В.  Актуальные вопросы применения  ответственности за нарушение налогового законодательства: теория и практика // Хозяйство и право. 1997. № 7.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/


Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины