Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.
Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..4
1. Характеристика налоговой системы РФ…………………………….5
1.1.Федеральные налоги………………………………………………….5
1.1.1 Налог на добавленную стоимость………………………………....6
1.1.2 Акцизы…………………………………………………………...….7
1.1.3 Налог на доходы физических лиц…………………………………7
1.1.4 Налог на прибыль организаций……………………………………8
1.1.5 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов……………..............9
1.1.6 Водный налог……………………………………………………...10
1.1.7 Государственная пошлина………………………………………..10
1.1.8 Налог на добычу полезных ископаемых………………………...10
1.2 Региональные налоги……………………………………………….11
1.2.1 Транспортный налог………………………………………………11
1.2.2 Налог на игорный бизнес…………………………………………12
1.2.3 Налог на имущество организаций………………………………..12
1.3 Местные налоги……………………………………………………..13
1.3.1. Земельный налог………………………………………………….13
1.3.2. Налог на имущество физических лиц…………………………..14
1.4 Специальные налоговые режимы………………………………….14
2. Характеристика налоговой системы Украины………………….….16
2.1 Общегосударственные налоги и сборы……………………………16
2.1.1. Налог на прибыль предприятий…………………………………17
2.1.2. Налог на доходы физических лиц……………………………….18
2.1.3. Налог на добавленную стоимость (НДС)……………………….27
2.1.4. Акцизный налог…………………………………………………..29
2.1.5. Сбор при первой регистрации транспортного средства……….32
2.1.6. Экологический налог…………………………………………….35
2.1.7. Рентная плата за транспортировку нефти и газа, аммиака по территории страны………………………………………………………………36
2.1.8. Рентная плата за добычу в Украине нефти и газа……………...37
2.1.9. Плата за пользование земными недрами Украины…………….40
2.1.10. Плата за землю………………………………………………….40
2.1.11. Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины…..41
2.1.12. Сбор за специальное использование воды……………………43
2.1.13. Сбор за специальное использование лесных ресурсов………45
2.1.14. Фиксированный сельскохозяйственный налог……………….49
2.1.15. Сбор на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства……………………………………………………………………..51
2.1.16. Пошлина…………………………………………………………52
2.1.17. Надбавка за электричество…………………………………..…53
2.1.18. Надбавка за газ………………………………………………….53
2.2. Местные налоги и сборы………………………………………..…53
2.2.1. Единый налог……………………………………………… ….…54
2.2.2. Налог на недвижимое имущество, кроме земельных участков………………………………………………………………………….55
2.2.3. Сбор от осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности……………………………………………………………… …….57
2.2.4. Сбор за парковку…………………………………………………58
2.2.5. Туристический сбор………………………………………… .…60
3. Сравнительная характеристика налоговых систем России и Украины…………………………………………………………………………..61
3.2. Анализ налоговых платежей РФ и Украины……………………..64
3.3. Тенденции развития налоговых систем РФ и Украины…………71
Заключение………………………………………………………………73
Список литературы

Файлы: 1 файл

налоги курсач.doc

— 529.00 Кб (Скачать файл)

за воду, используемую для противопожарных нужд;

за воду, используемую для нужд внешнего благоустройства  территорий городов и других населенных пунктов;

за воду, используемую для пылезаглушения в шахтах и  карьерах;

за воду, забираемую научно-исследовательскими учреждениями, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, для проведения научных исследований в области рисосеяния и для производства элитных семян риса;

за воду, потерянную в  магистральных и межхозяйственных каналах оросительных систем и магистральных водопроводах;

за подземную воду, извлекаемую из недр для устранения вредного воздействия вод (подтапливания, засоления, заболачивания, сдвига, загрязнения  и пр.), кроме карьерной, шахтной  и дренажной воды, которая используется в хозяйственной деятельности после извлечения и/или получается для использования другими пользователями;

за воду, забираемую для  обеспечения выпуска молодняка  ценных промышленных видов рыбы и  других водных живых ресурсов в водные объекты;

за морскую воду, кроме воды из лиманов;

за воду, используемую садоводческими и огородническими  товариществами (кооперативами);

за воду, забираемую для  реабилитации, лечения и оздоровления реабилитационными учреждениями для  инвалидов и детей-инвалидов, предприятиями, учреждениями и организациями физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов, учрежденными всеукраинскими общественными организациями инвалидов в соответствии с законом.

Ставка сбора за специальное  использование воды для нужд гидроэнергетики  составляет 5,83 гривни за 10 тыс. куб. метров воды, пропущенной через турбины гидроэлектростанций.

 

Глава 2.1.13. Сбор за специальное  использование лесных ресурсов

Спецификация сбора за специальное использование природных ресурсов заключается в том, что его название отражает смысловую нагрузку платежа, но не дает его точного определения. К сбору за использование природных ресурсов относятся:

1) плата за специальное  использование лесных ресурсов;

Взимание платы за специальное использование природных  ресурсов осуществляется в соответствии со статьями 89-91 Лесного кодекса Украины. Использование лесных ресурсов подразделяется на специальное и общее. Постоянными пользователями могут быть: специализированные лесохозяйственные предприятия, другие предприятия, учреждения, организации, в которых созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, а также для специального использования.

Пользования земельными участками лесного фонда закрепляется государственным актом на право постоянного пользования землей.

К временным пользователям могут относиться: предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, религиозные организации, граждане Украины, иностранные юридические лица и граждане. Виды платы за специальное использование лесных ресурсов:

1) по установленным  таксам

2) в виде арендной  платы;

3) в виде дохода, полученного  от реализации лесных ресурсов  на конкурсных условиях.

Размер платы за специальное  использование лесных ресурсов устанавливается, исходя из лимитов их использования, такс на лесную продукцию и услуг с учетом качества и доступности. Таксы и порядок взимания таких платежей устанавливаются Кабинетом Министров Украины

Платежи за специальное  использование лесных ресурсов государственного значения зачисляются в размере 80% в Государственный бюджет, 20% - в бюджет областей.

2) плата за специальное  использование пресных водных  ресурсов;

В соответствии с Водным кодексом Украины плата за специальное  водоиспользование взимаёгся с  целью обеспечения рационального  использования и охраны вод, обновления водных ресурсов и включает плату за забор воды из водных объектов и за сброс в них загрязняю

Плата установлена за специальное использование пресных  водных ресурсов общегосударственного и местного значения.

К пресным водным ресурсам общегосударственного значения относятся:

а) поверхностные воды, отнесенные к бассейнам рек, которые  расположены или используются на территории нескольких областей, включая  все притоки;

б) подземные пресные  воды.

К пресным водным ресурсам местного значения относятся водные ресурсы, которые не относятся к ресурсам общегосударственного значения. Перечень пресных водных ресурсов местного значения определяется Государственным комитетом по водному хозяйству с участием

Специальное использование  водных ресурсов возможно только при  наличии соответствующего разрешения, порядок выдачи которого утвержден постановлением ¦ 459 от 10 февраля 1992 года в порядке выдачи разрешений на специальное использование природных ресурсов

Плательщиками платежей за специальное использование пресных  водных ресурсов являются субъекты предпринимательской деятельности - водопользователи независимо от форм собственности, которые считаются юридическими лицами.

Размер платы за сброс  загрязняющих веществ в водные объекты  определяется на основе нормативов оплаты фактического сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов сброса.

Плата за специальное  использование пресных водных ресурсов не взимается:

а) за воду, которая отпускается  плательщиками сбора за специальное  использование пресных водных ресурсов другим водопользователям;

б) за использование подземных  в,од. являющихся сырьем в технологическом  процессе, для извлечения находящихся  в них компонентов;

в) за использование подземных *вод, которые извлекаются из недр вместе с добычей полезных ископаемых, а также забор которых помогает устранять опасное действие вод в хозяйственной деятельности (загрязнение, подтопление. засоленность, заболоченность, сдвиг

Сумма платежа за специальное  использование пресных водных ресурсов исчисляется плательщиками самостоятельно с учетом льготных коэффициентов. Платежи исчисляются квартальным расчетом исходя из фактического объема использованной воды, установленного лимита

Плата за специальное  использование пресных водных ресурсов общегосударственного значения в размере 50% перечисляется в государственный бюджет и 50% - в бюджет Автономной Республики Крым или местные бюджеты.

3) плата за специальное  использование недр при добыче  полезных ископаемых.

В соответствии с Кодексом Украины о недрах, недра - это часть  земной коры, которая расположена под поверхностью суши и дном водоемов и простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Задачей Кодекса Украины о недрах является регулирование отношений с целью обеспечения рационального комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других потребностей общественного производства, охраны недр и т.д. Плательщиками сбора за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых являются субъекты предпринимательской деятельности (независимо от форм собственности), в том числе предприятия с иностранными инвестициями. Объектом взимания платы за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых является объем фактически погашенных в недрах балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых. Размер платы за использование недр для добычи полезных ископаемых определяется недропользователями самостоятельно: для угля каменного, угля бурого, металлических полезных ископаемых, нерудного сырья для металлургии, горно-химической, горнорудной отраслей. От уплаты сбора освобождаются землевладельцы, землепользователи, которые добывают полезные ископаемые без дальнейшей их реализации (т. е. для собственных нужд). убъекты предпринимательской деятельности - пользователи недр - обязаны ежеквартально начислять и перечислять до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, плату за использование недр при добыче полезных ископаемых. Плата взимается с фактического

Платежи за пользование  недрами направляются в Государственный  бюджет, бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя в таком соотношении:

1) за добычу полезных  ископаемых общегосударственного  значения: в Государственный бюджет - 40%, бюджеты Автономной Республики  Крым, областей, городов Киева и  Севастополя - 60%;

2) за добычу полезных  ископаемых местного значения  и за пользование недрами в  целях, не связанных с добычей  полезных ископаемых: в бюджеты  Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя  - 100%;

3) за поиск и разведку  месторождений полезных ископаемых: в Государственный бюджет - 80%, в бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя - 20%;

4) за пользование недрами  континентального шельфа и в  пределах исключительной (морской)  экономической зоны: в Государственный бюджет - 100%.

Плата за пользование  недрами может уплачиваться как  в виде денежных платежей, так и  в натуральном виде (частью добытого минерального сырья или другой изготовленной  пользователем недр продукции, исполнением  работ или предоставлением других услуг).

 

Глава 2.1.14. Фиксированный  сельскохозяйственный налог

Фиксированный сельскохозяйственный налог - налог, который взимается  с единицы земельной площади  в процентах ее нормативной денежной оценки и уплата которого заменяет уплату отдельных налогов и сборов. Плательщиками фиксированного сельхоз налога могут быть сельскохозяйственные производители, у которых доля производства сельхоз товаров за предыдущий отчетный год равна или превышает 75 процентов. Объектом обложения налогом для сельскохозяйственных товаропроизводителей является площадь сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и (или) земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), находящегося в собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя или предоставлена ему в пользование , в том числе на условиях аренды. Базой налогообложения налогом для сельскохозяйственных товаропроизводителей является нормативная денежная оценка одного гектара сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений), проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года, для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) - нормативная денежная оценка одного гектара пашни в Автономной Республике Крым или в области, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года.

Размер ставок налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий и (или) земель водного фонда  для сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит от категории (типа) земель, их расположения и составляет (в процентах базы налогообложения):

а) для пашни, сенокосов  и пастбищ (кроме пашни, сенокосов  и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, а также пашни, сенокосов и  пастбищ, находящихся в собственности  сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте, или предоставленные им в пользование, в том числе на условиях аренды) - 0,15;

б) для пашни, сенокосов  и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, - 0,09;

в) для многолетних  насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах  и на полесских территориях) - 0,09;

г) для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, - 0,03;

д) для земель водного фонда - 0,45;

е) для пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте, или предоставленные им в пользование, в том числе на условиях аренды, - 1,0.

Сельскохозяйственные  товаропроизводители самостоятельно рассчитывают сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению налогоплательщика и месту расположения земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46  Кодекса .

 

Глава 2.1.15. Сбор на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства.

Среди общегосударственных  налогов и сборов, установленных  Законом Украины от 25.06.91 г. № 1251-ХII «О системе налогообложения», сбор на развитие виноградарства, садоводства  и хмелеводства занимает особое положение.

Во-первых, даже несмотря на то, что о нем идет речь в  Налоговом кодексе, сбор этот имеет  временный характер (до 2004 года), что  прямо зафиксировано Законом  Украины от 18.01.2001 г. № 2238-III «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001 — 2004 годов». Однако опыт развития нашей системы налогообложения подтверждает известную истину о том, что нет ничего более постоянного, чем временные трудности. Поэтому говорить об окончательной отмене этого сбора через два с половиной года пока еще рано.

Во-вторых, сбор этот имеет  четко выраженный целевой характер — средства от его поступления  должны направляться на финансирование именно тех отраслей сельского хозяйства, которые и упоминаются в его  названии.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины