Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.
Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..4
1. Характеристика налоговой системы РФ…………………………….5
1.1.Федеральные налоги………………………………………………….5
1.1.1 Налог на добавленную стоимость………………………………....6
1.1.2 Акцизы…………………………………………………………...….7
1.1.3 Налог на доходы физических лиц…………………………………7
1.1.4 Налог на прибыль организаций……………………………………8
1.1.5 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов……………..............9
1.1.6 Водный налог……………………………………………………...10
1.1.7 Государственная пошлина………………………………………..10
1.1.8 Налог на добычу полезных ископаемых………………………...10
1.2 Региональные налоги……………………………………………….11
1.2.1 Транспортный налог………………………………………………11
1.2.2 Налог на игорный бизнес…………………………………………12
1.2.3 Налог на имущество организаций………………………………..12
1.3 Местные налоги……………………………………………………..13
1.3.1. Земельный налог………………………………………………….13
1.3.2. Налог на имущество физических лиц…………………………..14
1.4 Специальные налоговые режимы………………………………….14
2. Характеристика налоговой системы Украины………………….….16
2.1 Общегосударственные налоги и сборы……………………………16
2.1.1. Налог на прибыль предприятий…………………………………17
2.1.2. Налог на доходы физических лиц……………………………….18
2.1.3. Налог на добавленную стоимость (НДС)……………………….27
2.1.4. Акцизный налог…………………………………………………..29
2.1.5. Сбор при первой регистрации транспортного средства……….32
2.1.6. Экологический налог…………………………………………….35
2.1.7. Рентная плата за транспортировку нефти и газа, аммиака по территории страны………………………………………………………………36
2.1.8. Рентная плата за добычу в Украине нефти и газа……………...37
2.1.9. Плата за пользование земными недрами Украины…………….40
2.1.10. Плата за землю………………………………………………….40
2.1.11. Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины…..41
2.1.12. Сбор за специальное использование воды……………………43
2.1.13. Сбор за специальное использование лесных ресурсов………45
2.1.14. Фиксированный сельскохозяйственный налог……………….49
2.1.15. Сбор на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства……………………………………………………………………..51
2.1.16. Пошлина…………………………………………………………52
2.1.17. Надбавка за электричество…………………………………..…53
2.1.18. Надбавка за газ………………………………………………….53
2.2. Местные налоги и сборы………………………………………..…53
2.2.1. Единый налог……………………………………………… ….…54
2.2.2. Налог на недвижимое имущество, кроме земельных участков………………………………………………………………………….55
2.2.3. Сбор от осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности……………………………………………………………… …….57
2.2.4. Сбор за парковку…………………………………………………58
2.2.5. Туристический сбор………………………………………… .…60
3. Сравнительная характеристика налоговых систем России и Украины…………………………………………………………………………..61
3.2. Анализ налоговых платежей РФ и Украины……………………..64
3.3. Тенденции развития налоговых систем РФ и Украины…………71
Заключение………………………………………………………………73
Список литературы

Файлы: 1 файл

налоги курсач.doc

— 529.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.2.5. Туристический сбор

1 января 2011 года вступил в силу Налоговый кодекс Украины, который дал право местным органам власти (сельским, поселковым и городским советам, далее - муниципалитет) вводить на своей территории туристический сбор <п. 8.3 ст. 8 п. 268.1 ст. 268 НК Украины>.

Данный сбор платят путешественники. Например, ставка туристического сбора может составлять 0,5- 1 % от стоимости проживания в гостиничном номере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Сравнительная  характеристика налоговых систем России и Украины.

Сравнивая налоговые  системы России и Украины можно сказать, что в Украине система налогообложения полностью не сформировалась. Достаточно того, что у них еще нет Налогового Кодекса. Он у них в проекте еще и причем не один год.

Россия

Украина

Налог на добавленную стоимость

налог на добавленную стоимость;

Акцизы

Акцизный налог

Налог на доходы физических лиц

налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

налог на прибыль предприятий

Налог на добычу полезных ископаемых

Плата за добычу и транспортировку  нефти и газа

Водный налог

Сбор за специальное использование воды

Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов

сбор за специальное использование  природных ресурсов;

сбор за загрязнение окружающей природной среды

Государственная пошлина

государственная пошлина

Налог на имущество организаций

-

Налог на игорный бизнес

-

Транспортный налог

налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин  и механизмов, сбор при первой регистрации ТС

Земельный налог

земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности

Налог на имущество физических лиц

-

Специальные налоговые режимы

Единый налог

УСН

-

Экологический налог

-

Плата за пользование земными недрами

-

Сбор за пользование радиочастотными ресурсами

Специальные налоговые режимы (ЕСХН)

Сельскохозяйственный налог

-

коммунальный налог

-

налог на недвижимое имущество (недвижимость)

-

налог на промысел

-

налог на промысел

-

Сбор за парковку

-

Туристический сбор

Различные сборы и платежи, установленные  законодательством


 

Характерной особенность  налоговой системы Украины является чрезмерная централизация налоговых  полномочий. Хотя местные налоги и  сборы многочисленны и разнообразны, но они составляют малую часть общей суммы доходов органов местного самоуправления.

Это двухуровневая система  налогообложения предприятий, организаций  и физических лиц: первый уровень - общегосударственные  налоги и сборы (обязательные платежи); второй - местные налоги и сборы (обязательные платежи).

С развитием  в России рыночных отношений и  появлением разнообразных объектов частной собственности вопросы  налогов стали крайне актуальными.

С одной стороны  государство всячески старается  ужесточить систему налогов и  обеспечить полную и своевременную их уплату, с другой стороны, граждане всеми силами пытаются найти пути обхода законов (и, надо сказать, успешно).

Государство должно научиться грамотно руководить доходами. Необходимо обеспечить гибкость налоговой системы, приспособить её к внешней и внутренней экономической коньюктуре.

Необходимо также учитывать  фактор сезонности работы плательщика и особенности отдельных областей промышленности и сельского хозяйства.

Правительства разных государств могут быть в каких угодно отношениях, однако предприниматели стремятся и будут стремиться к сотрудничеству, если оно взаимно выгодно. В случае, если в налоговом законодательстве не будет учтён этот фактор, то не только государство, а и предприниматели потеряют большие доходы.

Например, после введения Украиной налога на добавленную стоимость на продукцию, которая импортируется, Россия ввела аналогичный налог на 
товары, которые поступают с Украины. Вследствие этого Украина потеряла 
российский рынок сбыта сахара, так как его экспорт стал невыгодным. В 
настоящее время обеими сторонами этот налог отменён. Поэтому достижение согласованности внутренней налоговой системы с налоговыми системами смежных государств, которые являются основными экономическими партнёрами Украины – важный вопрос сегодняшнего дня. Создание совершенной налоговой системы внутри одной отдельно взятой страны не решает полностью решение всех проблем.

Налоговая система в  отрыве от экономики существовать не может. С выздоровлением экономики  будет совершенствоваться и налоговая  система. Но при этом налоги должны не сдерживать развитие экономики, а напротив – стимулировать её.

 

 

 

 

3.2. Анализ налоговых  платежей

3.2.1. Налоговые платежи  РФ

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в млрд. рублей.

 

 

2012г.

В % к  
2011г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации

феде- 
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

10958,2

5165,1

5793,1

112,7

115,3

110,6

из них: 
налог на прибыль организаций

2355,4

375,8

1979,6

103,7

109,7

102,7

налог на доходы физических лиц

2260,3

-

2260,3

113,3

-

113,3

налог на добавленную стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации,  
ввозимые из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

1988,8

1988,8

-

107,8

107,8

-

из него налог на добавленную  
   стоимость на товары (работы,    услуги),  
   реализуемые на территории  
   Российской Федерации

1886,1

1886,1

-

107,6

107,6

-

акцизы по подакцизным товарам  
(продукции), производимым на территории Российской Федерации

783,6

341,9

441,8

129,8

147,5

118,7

налоги на имущество

785,3

-

785,3

115,8

-

115,8

налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

2484,5

2442,8

41,7

119,2

119,3

109,5

из них налог на добычу  
   полезных ископаемых

2459,4

2420,5

38,9

120,4

120,6

111,2

1) По данным ФНС России


 

 


 

 

3.3. Тенденции развития  налоговых систем

3.3.1. Тенденции развития  налоговой системы России

В периоде 2013 - 2015 годов  будет продолжена реализация целей  и задач, предусмотренных в предыдущих периодах.

Таким образом, содержанием  налоговой политики в среднесрочной  перспективе является определенный налоговый маневр, который будет  заключаться в снижении налоговой  нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая  дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

-поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;

-совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

-совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

-развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях;

-страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

-налогообложение природных ресурсов;

-акцизное налогообложение;

-введение налога на  недвижимость;

-сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;

-совершенствование налога на прибыль организаций;

-совершенствование налогового администрирования;

-противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

В рассматриваемом периоде  предполагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально  значимых выплат (доходов) в виде:

- грантов Президента  Российской Федерации, выделяемых молодым российским ученым - кандидатам и докторам наук для проведения научных исследований;

- единовременных выплат  безработным гражданам в виде  финансовой помощи, оказываемой  в рамках предоставления государственной  услуги по содействию самозанятости  безработных граждан;

- материальной помощи, выплачиваемой в соответствии  с законодательством Российской Федерации о занятости населения органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

- субсидий, предоставляемых главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- сумм денежных средств,  выплачиваемых органами службы  занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения безработным гражданам и членам их семей в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность, а также безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия в общественных работах и временного трудоустройства;

- земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности,  приобретаемых бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей;

- сумм оплаты стоимости  медицинских услуг, производимой  за физических лиц работодателями, применяющими специальные налоговые  режимы, предусматривающие определение  налоговой базы в виде доходов,  уменьшенных на величину расходов, при условии, что расходы по оплате таких услуг не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы, а также сумм оплаты медицинских услуг, производимой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам в связи со смертью близкого родственника, с возмещением ущерба в результате чрезвычайного обстоятельства, лечением, рождением ребенка, а также материальной помощи в виде оплаты стоимости приобретенных медикаментов, назначенных лечащим врачом, выплачиваемой из стипендиального фонда указанным лицам.

Также необходимо исключить  ограничение на сумму доходов, освобождаемых  от налогообложения, в отношении  доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, а  также иными социально незащищенными  категориями граждан.

При этом необходима систематизация перечня доходов, освобождаемых  от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранение имеющихся  неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

В частности, надлежит упорядочить налогообложение компенсационных выплат, связанных с прекращением полномочий физических лиц, занимающих выборные должности.

Начиная с 1 января 2014 года предполагается сохранение тарифа страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставка составит 20 процентов.

Также в соответствии с уже принятыми решениями  о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный  выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины