Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.
Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..4
1. Характеристика налоговой системы РФ…………………………….5
1.1.Федеральные налоги………………………………………………….5
1.1.1 Налог на добавленную стоимость………………………………....6
1.1.2 Акцизы…………………………………………………………...….7
1.1.3 Налог на доходы физических лиц…………………………………7
1.1.4 Налог на прибыль организаций……………………………………8
1.1.5 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов……………..............9
1.1.6 Водный налог……………………………………………………...10
1.1.7 Государственная пошлина………………………………………..10
1.1.8 Налог на добычу полезных ископаемых………………………...10
1.2 Региональные налоги……………………………………………….11
1.2.1 Транспортный налог………………………………………………11
1.2.2 Налог на игорный бизнес…………………………………………12
1.2.3 Налог на имущество организаций………………………………..12
1.3 Местные налоги……………………………………………………..13
1.3.1. Земельный налог………………………………………………….13
1.3.2. Налог на имущество физических лиц…………………………..14
1.4 Специальные налоговые режимы………………………………….14
2. Характеристика налоговой системы Украины………………….….16
2.1 Общегосударственные налоги и сборы……………………………16
2.1.1. Налог на прибыль предприятий…………………………………17
2.1.2. Налог на доходы физических лиц……………………………….18
2.1.3. Налог на добавленную стоимость (НДС)……………………….27
2.1.4. Акцизный налог…………………………………………………..29
2.1.5. Сбор при первой регистрации транспортного средства……….32
2.1.6. Экологический налог…………………………………………….35
2.1.7. Рентная плата за транспортировку нефти и газа, аммиака по территории страны………………………………………………………………36
2.1.8. Рентная плата за добычу в Украине нефти и газа……………...37
2.1.9. Плата за пользование земными недрами Украины…………….40
2.1.10. Плата за землю………………………………………………….40
2.1.11. Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины…..41
2.1.12. Сбор за специальное использование воды……………………43
2.1.13. Сбор за специальное использование лесных ресурсов………45
2.1.14. Фиксированный сельскохозяйственный налог……………….49
2.1.15. Сбор на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства……………………………………………………………………..51
2.1.16. Пошлина…………………………………………………………52
2.1.17. Надбавка за электричество…………………………………..…53
2.1.18. Надбавка за газ………………………………………………….53
2.2. Местные налоги и сборы………………………………………..…53
2.2.1. Единый налог……………………………………………… ….…54
2.2.2. Налог на недвижимое имущество, кроме земельных участков………………………………………………………………………….55
2.2.3. Сбор от осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности……………………………………………………………… …….57
2.2.4. Сбор за парковку…………………………………………………58
2.2.5. Туристический сбор………………………………………… .…60
3. Сравнительная характеристика налоговых систем России и Украины…………………………………………………………………………..61
3.2. Анализ налоговых платежей РФ и Украины……………………..64
3.3. Тенденции развития налоговых систем РФ и Украины…………71
Заключение………………………………………………………………73
Список литературы

Файлы: 1 файл

налоги курсач.doc

— 529.00 Кб (Скачать файл)

Можно встретить информацию о том, что данный налог, появился с вступлением в силу НКУ. Но это не совсем так, в нем легко узнается хорошо всем известный сбор за загрязнение окружающей среды. Специалисты шутят, что сбор «повысили в ранге» до звания налога.

Налог платят субъекты, которые  выбрасывают вредные вещества в атмосферу, помещают отходы в отведенных для этого местах или объектах,  временно хранят радиоактивные отходы или получают их в результате деятельности.

Казалось бы, что все предельно  ясно. Но опять компетентные органы разошлись во мнениях в вопросе о том,  кого признавать плательщиками налога. ГНА считает, что платить налог обязаны все субъекты, выбрасывающие мусор в баки, урны, контейнеры, вне зависимости от того, заключили ли факт временного размещения отходов, является достаточным основанием признать лицо  налогоплательщиком (письмо от 26.08.2011 № 23116/15-2117).

Желание ГНА признать плательщиками  экологического налога жилищно-коммунальные организации ( письмо от 07.09.2011 № 24090/7/15-2117) не было поддержано Минприроды и Минрегионом. По мнению последних, ЖЭКи не могут быть плательщиками экологического налога, поскольку осуществляют сбор и перевозку ТБО, но никак не их размещение.

Со своей стороны субъекты хозяйствования, дабы перестраховаться и избежать налогов  и штрафов за неподачу деклараций по налогу, в начале календарного года направляют в налоговый орган заявление об отсутствии в отчетном году объекта исчисления экологического налога (п. 250.9 НКУ).

 

Глава 2.1.7. Рентная плата за транспортировку  нефти и газа, аммиака по территории страны

Налог, установленный для специализированных предприятий.

 

 

Глава 2.1.8. Рентная плата за добычу в Украине нефти и газа

Налог, установленный для предприятий, специализирующихся на добыче нефти  и газа.

Плательщиками рентной платы (далее  — плательщики) являются субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу (в том числе при геологическом изучении) углеводородного сырья на основании специальных разрешений на пользование недрами, полученных в установленном законодательством порядке.

Объектом обложения  рентной платой является объем добытого углеводородного сырья в налоговом (отчетном) периоде. Объект обложения рентной платой природного газа уменьшается на объем рециркулирующего природного газа, который определяется плательщиком по показателям измерительных приборов, указанным в журнале учета добытых полезных ископаемых, с соблюдением самостоятельно утвержденных плательщиком, в соответствии с требованиями лицензионных условий, схем движения добытого углеводородного сырья на производственных участках и местах хранения с учетом состава исходного сырья, условий конкретного производства, особенностей технологического процесса.

Ставки рентной платы устанавливаются за природный газ (в том числе нефтяной (попутный) газ)

в размере 237 гривень за 1000 куб. метров добытого природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа);

в размере 118,5 гривни за 1000 куб. метров добытого природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа) из залежей, полностью залегающих на глубине свыше 5000 метров, на участках недр (месторождениях) в пределах территории Украины;

в размере 59,25 гривни за 1000 куб. метров добытого природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа) из залежей, полностью или частично залегающих на глубине до 5000 метров, на участках недр (месторождениях) в пределах территории Украины;

в размере 47,4 гривни за 1000 куб. метров добытого природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа) из залежей, полностью залегающих на глубине свыше 5000 метров, на участках недр (месторождениях) в пределах территории Украины;

в размере 11,85 гривни за 1000 куб. метров добытого природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа) из залежей на участках недр (месторождениях) в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины;

За нефть:

в размере 2141,86 гривни за одну тонну нефти, добытой из залежей, полностью или частично залегающих на глубине до 5000 метров;

в размере 792,54 гривни за одну тонну нефти, добытой из залежей, полностью залегающих на глубине  свыше 5000 метров;

За газовый конденсат:

в размере 2141,86 гривни за одну тонну газового конденсата, добытого из залежей, полностью или частично залегающих на глубине до 5000 метров;

в размере 792,54 гривни за одну тонну газового конденсата, добытого из залежей, полностью залегающих на глубине свыше 5000 метров.

Перечень участков недр и/или объектов участков недр, на которых  реализуются инвестиционные проекты (программы), определяется центральным  органом исполнительной власти, реализующим  государственную политику в нефтегазовом комплексе.

Порядок отбора и утверждения инвестиционных проектов (программ), предусматривающих наращивание добычи углеводородного сырья, и контроля за их исполнением определяется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития.

 

Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную  политику в сфере экономического развития, осуществляет ежегодный мониторинг исполнения инвестиционных проектов (программ). При установлении этим органом невыполнения обязательств, определенных инвестиционными проектами (программами), инвестиционный проект (программа) останавливается таким органом. При этом рентная плата начисляется на общих основаниях в порядке, определенном настоящим Кодексом, начиная с 1 числа отчетного периода, в котором вследствие ежегодного мониторинга выявлено такое невыполнение.

Дополнительные объемы углеводородного сырья, добытые  на участках недр, определяются как  разница фактических объемов добычи углеводородного сырья за отчетный налоговый период и среднемесячного фактического объема добычи углеводородного сырья на таких объектах в течение последних двенадцати месяцев, предшествовавших утверждению инвестиционных проектов (программ).

Дополнительные объемы углеводородного сырья, добытые  на отдельных действующих скважинах  после капитального ремонта, расположенных  на участках недр, определяются как  разница фактического объема добычи углеводородного сырья за отчетный налоговый период и среднемесячного фактического объема добычи на таких объектах участков недр в течение последних 12 месяцев, предшествовавших началу капитального ремонта.

Дополнительные объемы углеводородного сырья, добытые  из новых скважин и восстановленных  из числа ликвидированных, расположенных на участках недр, по состоянию на дату вступления в силу настоящего Кодекса, определяются в течение 10 (десяти) лет с момента введения скважины в эксплуатацию в объеме фактической добычи.

 

 

 

Глава 2.1.9. Плата за пользование земными недрами Украины

Налог уплачивают предприятия, разрабатывающие полезные ископаемые, такие как мрамор, гранит, песок  и прочее.

Плательщиками платы  за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются субъекты хозяйствования, в том числе граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в соответствии с Законом как предприниматели, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений на пользование недрами (далее - специальное разрешение) в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых, в том числе во время геологического изучения (или геологического изучения с последующей опытно-промышленной разработкой) в пределах отмеченных в таких специальных разрешениях объектов (участков) недр.

Объектом налогообложения  платы за пользование недрами  для добычи полезных ископаемых по каждому предоставленному в пользование  участку недр, который определен  в соответствующем специальном разрешении, является объем добытого в налоговом (отчетном) периоде полезного ископаемого (минерального сырья) или объем погашенных в налоговом (отчетном) периоде запасов полезных ископаемых.

Базой налогообложения  является стоимость объемов добытых в налоговом (отчетном) периоде полезных ископаемых (минерального сырья), которые отдельно исчисляются для каждого вида полезного ископаемого (минерального сырья) для каждого участка недр на базовых условиях поставки (склад готовой продукции горнодобывающего предприятия).

 

Глава 2.1.10. Плата за землю

Плата за землю  - регулируется Налоговым кодексом Украины и  взимается с землевладельца или  того, кто ее использует. Ставка налога зависит от денежной оценки участка  и составляет 1% от суммы.

Земельные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины (далее - ЗКУ), а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Согласно подпункту 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 НКУ плата за землю - общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Земельный налог - обязательный платеж, взимаемый с владельцев земельных  участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей (подпункт 14.1.72 пункта 14.1 статьи 14 НКУ).

Арендная плата за земельные участки государственной  и коммунальной собственности - обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным  участком (подпункт 14.1.136 пункта 14.1 статьи 14 НКУ).

Взимание платы за землю осуществляется в соответствии с НКУ с учетом критериев, определенных в разделе XIII "Плата за землю".

Согласно статьи 269 НКУ  плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

Объектами налогообложения  являются земельные участки, находящиеся  в собственности или пользовании, а также земельные доли (паи), находящиеся  в собственности (статья 270 НКУ).

 

Глава 2.1.11. Сбор за пользование  радиочастотным ресурсом Украины

 

Налог оплачивают специализированные предприятия, которые представляют услуги мобильной связи, телевещания.

Объектом обложения  сбором является ширина полосы радиочастот, который определяется как часть  полосы радиочастот общего пользования в соответствующем регионе и указана в лицензии на пользование радиочастотным ресурсом Украины или в разрешении на эксплуатацию радиоэлектронного средства и излучающего устройства для технологических пользователей и пользователей, которые пользуются радиочастотным ресурсом для распространения телерадиопрограмм.

Перечень пользователей радиочастотного ресурса - плательщиков сбора и/или изменения в него подаются центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую политику, национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, с указанием вида связи, полосы радиочастотного ресурса, регионов пользования радиочастотным ресурсом два раза в год: до 1 марта и до 1 сентября текущего года, состоянием на 1 января и 1 июля соответственно по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, по согласованию с центральным органом по регулированию в сфере телекоммуникаций, пользования радиочастотным ресурсом и предоставления услуг почтовой связи.

Плательщики сбора исчисляют  сумму сбора исходя из вида радиосвязи, размера установленных ставок и  ширины полосы радиочастот по каждому  региону отдельно.

Плательщики сбора, которым предоставлено право пользоваться радиочастотным ресурсом Украины на основании лицензий на пользование радиочастотным ресурсом Украины, уплачивают сбор, начиная с даты выдачи лицензии.

В случае продления срока  действия лицензии на пользование радиочастотным ресурсом Украины сбор уплачивается с начала срока действия продленной лицензии.

Другие плательщики  сбора уплачивают сбор, начиная с  даты выдачи разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств и излучательных  устройств. Уплата сбора осуществляется плательщиками сбора с даты выдачи первого разрешения на эксплуатацию радиоэлектронного средства и излучательного устройства в данной полосе радиочастот в соответствующем регионе независимо от общего количества разрешений, предоставленных плательщику сбора в такой полосе радиочастот в определенном регионе.

Расчеты сбора подаются плательщиками сбора в органы государственной налоговой службы в сроки, определенные для месячного  налогового (отчетного) периода, по месту  налоговой регистрации.

 

Глава 2.1.12. Сбор за специальное использование воды

Плательщиками сбора  являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы  собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения  без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Для целей настоящего раздела под термином «санитарно-гигиенические  нужды» следует понимать использование  воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Объектом обложения  сбором является фактический объем  воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

Сбор не взимается:

за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических  нужд населения (совокупность людей, находящихся  на данной территории в тот или  иной период времени, независимо от характера  и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога;

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины