Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.
Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..4
1. Характеристика налоговой системы РФ…………………………….5
1.1.Федеральные налоги………………………………………………….5
1.1.1 Налог на добавленную стоимость………………………………....6
1.1.2 Акцизы…………………………………………………………...….7
1.1.3 Налог на доходы физических лиц…………………………………7
1.1.4 Налог на прибыль организаций……………………………………8
1.1.5 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов……………..............9
1.1.6 Водный налог……………………………………………………...10
1.1.7 Государственная пошлина………………………………………..10
1.1.8 Налог на добычу полезных ископаемых………………………...10
1.2 Региональные налоги……………………………………………….11
1.2.1 Транспортный налог………………………………………………11
1.2.2 Налог на игорный бизнес…………………………………………12
1.2.3 Налог на имущество организаций………………………………..12
1.3 Местные налоги……………………………………………………..13
1.3.1. Земельный налог………………………………………………….13
1.3.2. Налог на имущество физических лиц…………………………..14
1.4 Специальные налоговые режимы………………………………….14
2. Характеристика налоговой системы Украины………………….….16
2.1 Общегосударственные налоги и сборы……………………………16
2.1.1. Налог на прибыль предприятий…………………………………17
2.1.2. Налог на доходы физических лиц……………………………….18
2.1.3. Налог на добавленную стоимость (НДС)……………………….27
2.1.4. Акцизный налог…………………………………………………..29
2.1.5. Сбор при первой регистрации транспортного средства……….32
2.1.6. Экологический налог…………………………………………….35
2.1.7. Рентная плата за транспортировку нефти и газа, аммиака по территории страны………………………………………………………………36
2.1.8. Рентная плата за добычу в Украине нефти и газа……………...37
2.1.9. Плата за пользование земными недрами Украины…………….40
2.1.10. Плата за землю………………………………………………….40
2.1.11. Сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины…..41
2.1.12. Сбор за специальное использование воды……………………43
2.1.13. Сбор за специальное использование лесных ресурсов………45
2.1.14. Фиксированный сельскохозяйственный налог……………….49
2.1.15. Сбор на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства……………………………………………………………………..51
2.1.16. Пошлина…………………………………………………………52
2.1.17. Надбавка за электричество…………………………………..…53
2.1.18. Надбавка за газ………………………………………………….53
2.2. Местные налоги и сборы………………………………………..…53
2.2.1. Единый налог……………………………………………… ….…54
2.2.2. Налог на недвижимое имущество, кроме земельных участков………………………………………………………………………….55
2.2.3. Сбор от осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности……………………………………………………………… …….57
2.2.4. Сбор за парковку…………………………………………………58
2.2.5. Туристический сбор………………………………………… .…60
3. Сравнительная характеристика налоговых систем России и Украины…………………………………………………………………………..61
3.2. Анализ налоговых платежей РФ и Украины……………………..64
3.3. Тенденции развития налоговых систем РФ и Украины…………71
Заключение………………………………………………………………73
Список литературы

Файлы: 1 файл

налоги курсач.doc

— 529.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, по своему характеру сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства является косвенным сбором и представляет собой своего рода «гибрид» акцизного сбора и НДС. От первого он унаследовал избирательность налогообложения (применяется он относительно отдельных товарных групп, которые к тому же классифицированы как подакцизные), а от второго — сплошной характер обложения (начисляется он по каждой из операций по продаже соответствующих товаров за некоторыми исключениями). Вместе с тем, в отличие от НДС, механизм налогового кредита в сборе на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства не применяется, а поэтому он является классическим примером оборотного налога.

В-четвертых, появился он в системе налогообложения значительно  позже большинства налогов и  сборов. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства введен Законом № 587 и взимается начиная с 01.07.99 г. За такой относительно недолгий период в этот, пожалуй, самый небольшой по объему Закон, содержащий всего пять статей, было внесено только одно изменение (в связи с новым порядком погашения обязательств плательщиков перед бюджетом, определенным Законом № 2181). Только один раз был изменен и главный нормативный акт — Порядок № 1170, а количество разъяснений ГНАУ относительно особенностей взимания этого сбора минимально. В связи с этим мнение контролирующих органов по некоторым важным практическим вопросам начисления и уплаты этого сбора остается неизвестным.

Плательщиками сбора  на развитие виноградарства, садоводства  и хмелеводства являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчинения, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво.

 

Глава 2.1.16. Пошлина

Как и ранее, размер пошлины  за выдачу документов и совершение действий в интересах заинтересованных лиц определяются в соответствии с декретом Кабмина от 21.01.1993. № 7-93 (с последующими изменениями и дополнениями). Вопросы установления и взимания пошлины по импортно-экспортным операциям регулируются законодательством.

 

Глава 2.1.17. Надбавка за электричество

Целевой сбор к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электрической энергии, которая производится квалифицированными когенерирующими установками(глава 3 раздела   XIV НКУ).

Данный сбор является элементом алгоритма (формулы) при определении тарифов на электрическую и тепловую энергии.

 

Глава 2.1.18. Надбавка  за газ

Целевой сбор к действующему тарифу на природный  газ для потребителей всех форм собственности (глава 4 раздела XIV  НКУ).

 

Глава 2.2. местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы – налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в пределах граничных размеров ставок, определенных Налоговым Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин.

К ним относятся:

-налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. обязательно устанавливают местные советы

-единый налог.

-сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

-сбор за места для парковки транспортных средств;

-туристический сбор.

Порядок уплаты налогов  регулируется налоговым кодексом, уплата осуществляется в денежной форме  за наличные или по безналичному расчету, за исключение отдельных случаев.

 

Глава 2.2.1. Единый налог

Единый налог –  это налог, который платят предприниматели  – физические лица и юридические лица, которые выбрали для себя упрощённую систему налогообложения в Украине.

Всех упрощенцев  разделили  на шесть групп. Группы имеют разные критерии соответствия для права пребывания на упрощенной системе и соответственно, разные ставки единого налога.

При расчете общего количества лиц, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком единого  налога - физическим лицом, не учитываются наемные работники, которые находятся в отпуске в связи с беременностью и родами и в отпуске по уходу за ребенком.

Группы

Количество наемных  работников

Доход за календарный  год, который предшествовал переходу на ЄП

Виды деятельности

Ставка ЕН : фиксированный % к минимальной зарплате (МЗП) по состоянию на 1 января или % к доходу

1 (физлица -предприниматели)

без наемных работников

не превышает

 

150 000 грн

розничная продажа товаров  из торговых мест на рынках, предоставление бытовых услуг населению

1% - 10% от минимальной  зарплаты

2 (физлица -предприниматели)

одновременно не превышает 10 лиц

не превышает

 

1 000 000 грн

предоставление услуг, в т.ч. бытовых, плательщикам единого  налога и/или населению;

- производство и/или  продажа товаров;

- ресторанное хозяйство

2% - 20% от минимальной  зарплаты

3 (физлица -предприниматели)

одновременно не превышает 20 лиц

не превышает

 

3 000 000 грн

все виды деятельности с  учетом ограничений (п. 291.5)

а) 3% от дохода в случае уплаты НДС;

б) 5% от дохода  в случае включения НДС в состав единого налога

4 (юрлица)

среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц

не превышает

 

5 000 000 грн

все виды деятельности с  учетом ограничений (п. 291.5)

а) 3% от дохода в случае уплаты НДС;

б) 5% от дохода  в случае включения НДС в состав единого налога

5 (физлица -предприниматели)

без ограничений

не превышает

 

20 000 000 грн

все виды деятельности с  учетом ограничений (п. 291.5)

а) 5% от дохода в случае уплаты НДС;

б) 7% от дохода  в случае включения НДС в состав единого налога

6 (юрлица)

без ограничений

не превышает

 

20 000 000 грн

все виды деятельности с  учетом ограничений (п. 291.5)

а) 5% от дохода в случае уплаты НДС;

б) 7% от дохода  в случае включения НДС в состав единого  налога


 

Глава 2.2.2. Налог на недвижимое имущество, кроме земельных участков.

 

С момента принятия Верховной  Радой Украины Закона № 4834 «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно усовершенствования некоторых  норм налогового законодательства», который  запустил в действие новый вид налогообложения «Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка» данное нововведение привело к масштабным обсуждений всех «за» и «против» как в СМИ так и между рядовыми гражданами.

 

 

Плательщиками данного  вида налога являются физические и  юридические лица, в том числе и нерезиденты, у которых в собственности есть объекты жилой недвижимости.

Как многим уже известно, с 15 апреля до 1 июля 2013 года органы Государственной налоговой службы Украины должны направить гражданам налоговые уведомления-решения, с указанием суммы уплаты налога и банковские реквизиты платежа. Полученное уведомление-решение о сумме налога, должно быть оплачено в течение 60 календарных дней с момента его получения.

Что же касается юридических  лиц у которых в собственности  есть объекты жилой недвижимости, выше указанный вид налога исчисляется ими самостоятельно, исходя из данных на 1 января соответствующего года и до 1 февраля предприятия и организации подают органу налоговой службы по месту нахождению объекта налогообложения «Налоговую декларацию по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка».

Юридические лица уплачивают данный налог ежеквартально до 30 числа месяца авансовыми взносами, которые и отражаются в годовой  налоговой декларации.

Также Законом устанавливаются льготы по уплате налога. Так, жилая недвижимость, находящаяся в собственности физического лица — налогоплательщика, уменьшается:

а) для квартиры — на 120 кв. метров;

б) для жилого дома —  на 250 кв. метров.

В случаях, когда жилая  площадь превышает установленную льготу, граждане должны уплатить разницу в квадратных метрах по ставкам налога, установленного соответствующим сельским, поселковым или городским советом в следующих размерах:

за 1 кв. метр жилой площади  объекта жилой недвижимости для  квартир, площадь которых не превышает 240 кв. метров, и жилых домов, жилая площадь которых не превышает 500 кв. метров, не более 1 процента размера минимальной заработной платы,

если же площадь квартир  превышает 240 кв. метров, а жилых домов  — 500 кв. метров, ставка налога составляет 2,7 процента размера минимальной заработной платы.

В случаях неуплаты ли не своевременной уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка Налоговым кодексом Украины, а именно п. 126.1 ст. 126 предусматриваются штрафные санкции и пеня (для физических и юридических лиц они одинаковы):

штраф в размере 10% от суммы погашенного налогового долга, в случае задержки оплаты — до 30 календарных дней,

штраф в размере 20% от суммы погашенного налогового долга  — при задержке более 30 календарных дней.

По истечении установленных  ст. 126 НК Украины сроков погашения  на сумму налогового долга начисляется  пеня согласно пп.129.1.1 п. 129.1 ст. 129 НК Украины.

 

Глава 2.2.3. Сбор от осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности

Уплата налога и получение  торгового патента обязательно  для таких видов деятельности:

торговля в пунктах  продажи товаров (за исключением  рынков);

торговля ценностями в пунктах обмена иностранной  валюты;

деятельность в области  развлечений (за исключением проведения денежных

государственных лотерей);

предоставление платных  бытовых услуг.

Ежемесячно налог уплачивается по таким ставкам:

а) на территории областных  центров и города Киева – 0,08-0,4 размера минимальной зарплаты;

б) на территории городов областного значения (кроме областных центров) и районных центров, города Севастополя – 0,04-0,2 размера минимальной зарплаты;

в) на территории иных населенных пунктов – 0,02-0,1 размера минимальной  зарплаты.

Ставка сбора за осуществление  торговли валютными ценностями на календарный  месяц составляет 1,2 размера минимальной зарплаты.

 

Глава 2.2.4. Сбор за парковку

Плательщиками сбора являются юридические лица, их филиалы (отделения, представительства), физические лица — предприниматели, которые согласно решению сельского, поселкового или городского совета организуют и осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках.

Перечень специальных  земельных участков, отведенных для  организации и осуществления  деятельности по обеспечению парковки транспортных средств, в котором  указываются их местонахождение, общая площадь, техническое обустройство, количество мест для парковки транспортных средств, утверждается решением сельского, поселкового или городского совета об установлении сбора.

Такое решение вместе с перечнем лиц, уполномоченных организовывать и осуществлять деятельность по обеспечению парковки транспортных средств, предоставляется исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета органа государственной налоговой службы в порядке, установленном разделом I настоящего Кодекса.

Объектом обложения является земельный участок, который согласно решению сельского, поселкового или городского совета специально отведен для обеспечения парковки транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, тротуарах или других местах, а также коммунальные гаражи, стоянки, паркинги (здания, сооружения, их части), построенные за счет средств местного бюджета, за исключением площади земельного участка, отведенного для бесплатной парковки транспортных средств, предусмотренных статьей 30 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

Базой обложения является площадь земельного участка, отведенная для парковки, а также площадь  коммунальных гаражей, стоянок, паркингов (зданий, сооружений, их частей), которые  построены за счет средств местного бюджета.

Ставки сбора устанавливаются  за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнях за 1 квадратный метр площади земельного участка, отведенного  для организации и осуществления  такой деятельности, в размере от 0,03 до 0,15 процента минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

При определении ставки сбора сельские, поселковые и городские  советы учитывают местонахождение  специально отведенных мест для парковки транспортных средств, площадь специально отведенного места, количество мест для парковки транспортных средств, способ постановки транспортных средств на стоянку, режим работы и их заполняемость.

Ставка сбора и порядок  уплаты сбора в бюджет устанавливаются соответствующим сельским, поселковым или городским советом.

Сбор уплачивается в  местные бюджеты авансовыми взносами по 30 число (включительно) каждого месяца (в феврале по 28 (29) включительно) по местонахождению специально отведенного  места для парковки транспортных средств. Окончательная сумма сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей), уплачивается в сроки, определенные для квартального налогового периода.

 

Плательщик сбора, у  которого есть подразделение без  статуса юридического лица, осуществляющее деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на земельном  участке не по месту регистрации  такого плательщика сбора, обязан зарегистрировать такое подразделение в качестве плательщика сбора в органе государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка.

Базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Украины