Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность и содержание бухгалтерского дела. Связь бухгалтерского дела с другими науками
В настоящее время развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение требований к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления БД. Таким образом, подсистема БД является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы. Бухгалтерское дело - это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.

Файлы: 1 файл

Бух дело (33).doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

18. Роль и  значение различных допущений  при разработке учетной политики.

 

Под допущениями понимаются условия деятельности организации, которые должны обязательно ею исполняться  на весь период действия учетной политики. 
Допущения и требования предусмотрены ПБУ 1/98: 
а) допущения имущественной обособленности предприятий; 
б) допущение непрерывности деятельности организации свидетельствует о том, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке; 
в) допущение последовательности применения учетной политики; 
г) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. 
Отсюда основные требования к учетной политике: 1)полнота – отражение в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности; 2)осмотрительность – обеспечение большей готовности к потерям, чем возможных доходов (не допуская создание скрытых резервов); 3)приоритет содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой нормы, но и из их экономического содержания и условий хозяйствования; 4)непротиворечивость – тождество данных аналитического и синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателям бухгалтерской отчетности; 5)рациональность – рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия; 6)своевременность – отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности своевременно.

 

 

19. Аттестация  и лицензирование аудиторской  деятельности.

 

Аттестация на право  осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация проводится в целях обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей. Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы. К аттестации допускаются лица, получившие высшее экономическое или юридическое образование, а также обладающие практическим опытом работы. Документом, подтверждающим базовое образование, является диплом об окончании высшего учебного учреждения, имеющего государственную аттестацию и аккредитацию по экономическому или юридическому профилю. Практический опыт определяется стажем работы не менее трёх лет в качестве главного бухгалтера, экономиста, ревизора, научного работника или преподавателя по экономическому профилю. Документами, подтверждающими практический опыт, является нотариально заверенная выписка из трудовой книжки. К аттестации не допускаются лица, осуждённые приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений в период отбывания ими.

Лицензирование аудиторской  деятельности осуществляется Минфином России. Лицензия на осуществление  аудиторской деятельности выдаётся сроком на 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз. Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводят проверки их деятельности.

Лицензирующий орган не в праве проводить в течение одного календарного года более одной проверки по одним и тем вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится на основании жалобы.

 

 

20. Порядок  составления и утверждения положения  о бухгалтерской службе.

 

Положение о бухгалтерии относится к унифицированной системе организационно-распорядительной документации и имеет четко установленную структуру:

В разделе «Общие положения» определяются статус бухгалтерии, указывается выбранная форма ведения учета, устанавливаются численность и штат бухгалтерии, перечисляются законодательные и нормативные акты. В разделе «Цели и задачи» излагаются цели и задачи бухгалтерского учета в организации. В разделе «Функции» раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерию в отношении ведения бухгалтерского учета функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. В соответствии с перечисленными функциями разрабатываются должностные инструкции для работников бухгалтерии. Раздел «Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)» включает в себя должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основании норм Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерекой отчетности в Российской Федерации и Положения о главных бухгалтерах. В разделе «Взаимоотношения, служебные связи» указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует.

Раздел «Организация работы» содержит описание правил внутреннего распорядка работы бухгалтерии.Таким образом, Положение о бухгалтерии — многопрофильный документ, четко регламентирующий порядок работы бухгалтерской службы организации. От тщательности и детализации его разработки зависит эффективность системы бухгалтерского учета в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Организация  и структура бухгалтерской службы  в организации; факторы, их  определяющие.

 

Организация бухгалтерии  – структура бухгалтерской службы на предприятии. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятий. Если по каким-то причинам на предприятии меняется форма организации бухгалтерской службы, то приказом руководителя организации в учетную политику вносятся соответствующие корректировки. Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению. Структура бухгалтерии напрямую зависит от формы организации учета на предприятии. При централизованной форме все аспекты бухгалтерского учета сосредоточены в главной бухгалтерии, являющейся единым подразделением предприятия. Такое ее строение дает возможность организовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии и определить контроль со стороны, данной учетной службы за всеми производственными, коммерческими и иными процессами на предприятии. В учетной политике можно привести и вертикальную структуру сомой бухгалтерской службы. В этом случае в учетной политике должна быть четко указана система подчиненности руководителей бухгалтерских служб подразделений главному бухгалтеру предприятия. Организация бухгалтерского учета в организациях должна основываться на: 1.Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях. 2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы; 3.Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. 4.Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производится в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

 

 

22. Документооборот  при автоматизированной форме  бухгалтерского учета.

 

Эффект от внедрения  автоматизированной системы электронного документооборота складывается из двух основных частей. К первой группе эффектов относятся:1) Экономия средств.2)Экономия рабочего времени сотрудников. Ко второй группе эффектов (неисчисляемых) относятся: а)Ускорение прохождения документов и предоставления услуг связано со своевременностью и оперативностью принятия решений в случаях, когда ситуация зависит от информации, содержащейся в документе; б)Оптимизация бизнес-процессов, связанных с документооборотом, повышение их прозрачности и улучшение контроля за всеми информационными потоками и процессами в организации; в)Повышение качества работы с информацией, возможность выполнения новых типов или способов выполнения работ. С внедрением системы электронного документооборота пользователям становится доступной более широкая область применения информации документов, возрастает востребованность данных, влияющих на принятие решений, что, в свою очередь, приводит к улучшению работы организации; г)Формирование единого информационного пространства в масштабах распределенных организаций; д)Развитие корпоративной культуры, стимулируемое применением современных технологий для коллективной работы сотрудников и предоставляемых ими информационных и коммуникационных возможностей.

 

 

23. Права, обязанности  и ответственность  главного  бухгалтера, их закрепление в  законодательных и нормативных

 

Бухгалтерскую службу организации возглавляет главный бухгалтер, который назначается и освобождается от должности руководителем организации.Основная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы организовать руководство процессом функционирования и развития системы бухгалтерского дела в структуре управления организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие совершаемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:

широкое использование  современных средств механизации  и автоматизации учетно-вычислительных работ; полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств; достоверный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции; точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации в соответствии с установленными правилами; правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование; погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды и резервы; составление достоверной бухгалтерской отчетности на основании первичных документов и бухгалтерских записей, ее представление в установленные сроки соответствующим органам и т.д.

Главный бухгалтер  обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

Назначение, увольнение и переметение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.) проводятся по согласованию с главным бухгалтером.

Главный бухгалтер  имеет право:

требовать от руководителей  бригад, участков, цехов, отделов принятия мер для повышения эффективности использования средств, усиления сохранности собственности; пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и других норм;

улучшения складского и весоизмерительного хозяйства; проведения мероприятий по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов,

Главный бухгалтер несет  ответственность в случаях: неправильного ведения бухгалтерского учета; принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки ценностей; несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках; составления недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии и т.д.

Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность  главных бухгалтеров определяется в соответствии с действующим законодательством.

 

 

24. Порядок  разработки, утверждения и исполнения  графика документооборота в организации.

График документооборота - это график или схема, которые  описывают движение первичных документов на предприятии от момента их создания до момента передачи на хранение. По каждому документу график документооборота содержит, как правило, следующие примерные разделы: порядок создания документа: количество экземпляров; ответственный за выписку; ответственный за оформление; ответственный за исполнение; срок исполнения; порядок проверки документа: ответственный за проверку; кто представляет на проверку; порядок представления; срок представления; порядок обработки документа: исполнитель; срок исполнения; порядок передачи документа в архив: исполнитель; срок передачи. В обязанности всех работников организации включаются положения о создании и представлении первичных оправдательных документов, относящихся к сфере их деятельности, в строгом соответствии с графиком документооборота. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия, учреждения. График должен устанавливать на предприятии, в учреждении рациональный документооборот. График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии. Работники предприятия создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер. В соответствии с Положением о главных бухгалтерах требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию или на вычислительные установки необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб предприятия, учреждения.

 

 

25. Должностные  права и обязанности специалистов  бухгалтерской службы, закрепление  их в рабочих документах.

 

Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерской службы, которые составляются для каждого ее работника. В них определяются конкретные учетные операции. Благодаря разграничению прав и обязанностей учетного персонала каждое должностное лицо может планировать свою деятельность в пределах возложенных на него обязанностей. Закрепление за работником участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или сокрытия отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Должностные инструкции составляет главный бухгалтер и  утверждает руководитель организации. После ознакомления с инструкцией  работник ставит отметку «Ознакомлен», дату и подпись.

Общие обязанности  бухгалтера заключаются в следующем:

выполнение работ по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций; участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, рациональное использование ресурсов; прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке; отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, материально-производственных запасов и денежных средств; составление отчетных калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг); начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, платежей в банковские учреждения, оплаты труда рабочим и служащим, других выплат и платежей;

Бухгалтер должен знать законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности; формы и методы бухгалтерского учета в организации; План счетов и корреспонденцию счетов; организацию документооборота по участкам бух; правила и нормы охраны труда.

Бухгалтер должен иметь профессиональное образование.

 

26. Первичные  документы в бухгалтерском деле: требования по оформлению и содержанию.

 

Первичный бухгалтерский документ должен иметь:

наименование — финансово-экономическое  содержание хозяйственной операции;название, а в некоторых случаях адреса и расчетные счета в банках сторон; дату составления;содержание хозяйственной операции, вытекающее из наименования документа, в котором оно имеется в общей форме; измерители осуществляемой хозяйственной операции; подписи ответственных лиц.Документы заполняются работниками бухгалтерии четко, разборчиво с помощью ручной записи чернилами или пастой шариковой ручки, на пишущей машинке или с применением вычислительной техники. Как правило, для документов используются типовые формы в виде бланков, имеющие межведомственный характер. Сюда относятся бланки ордеров, счетов, накладных, талонов, ведомостей и др. Первичные документы должны составляться в момент совершения операции, а если это по объективным причинам невозможно, то непосредственно по ее окончании. Если произошла ошибка во внутрихозяйственных учетных записях, то можно применить способ отрицательной или сторнировочной записи. При этом ошибочная запись повторяется красными чернилами или стандартными цветами (синий, черный) с заключением ее в прямоугольную рамку. Красный цвет или прямоугольная рамка аннулируют ошибочную запись, после чего делают правильную запись. Возможен способ исправления ошибок в учетных записях путем зачеркивания и дальнейшего исправления (ошибочная запись зачеркивается одной чертой и под ней делается правильная запись с указанием даты исправления и подписью бухгалтера, при необходимости составляется справка, раскрывающая необходимость исправления и причину ошибки). В кассовых и банковских документах никаких исправлений, подчисток, помарок быть не должно. В работе с любым документом бухгалтер опирается на определенные принципы и методологические основы, закрепленные в официальных документах. На основании первичных документов делаются записи в учетных регистрах, карточках, ведомостях, журналах, а также на дисках, дискетах и других носителях.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"