Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность и содержание бухгалтерского дела. Связь бухгалтерского дела с другими науками
В настоящее время развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение требований к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления БД. Таким образом, подсистема БД является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы. Бухгалтерское дело - это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.

Файлы: 1 файл

Бух дело (33).doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

39. Членство в Институте Профессионю бухгалтеров РФ.

 

Членами ИПБ  России являются физические и юридические лица, заинтересованные в совместном решении задач ИПБ России и достижении его Уставных целей.

В ИПБ России предусмотрены следующие виды членства:

  • Действительный член;
  • Корпоративный член.

2.2. Претенденты  в Действительные члены ИПБ России проходят аттестацию с целью получения аттестата ИПБ России.

2.3. Статус Действительного  члена ИПБ России получают  физические лица, полностью дееспособные, не имеющие судимости, признающие и соблюдающие Устав ИПБ России, имеющие:

  • аттестат профессионального бухгалтера ИПБ России, и/или
  • аттестат аудитора, и/или
  • аттестат профессионального бухгалтера-практика ИПБ России, и/или
  • аттестат резерва профессионального бухгалтера ИПБ России, и/или
  • аттестат преподавателя ИПБ России, и/или
  • аттестат (сертификат) известных сертификационных систем (например, сертификаты CAP1, CIPA2, полученные в России, или CAP, CIPA, ACCA3, CPAи т. п., полученные в другой стране, при условии сдачи экзамена по налогообложению и праву по российскому законодательству)5, и/или
  • диплом доктора экономических наук или юридических наук, и/или аттестат профессора по профильным специальностям.

2.4. Статус Корпоративного  члена ИПБ России получают  юридические лица, независимо от организационно-правовых форм, участие которых не противоречит действующему законодательству и Уставу ИПБ России, разделяющие уставные цели ИПБ России, оказывающие содействие в реализации его уставных задач и своевременно уплатившие необходимые взносы.

2.4.1. Корпоративными  членами ИПБ России могут стать  следующие юридические лица:

  • территориальные институты профессиональных бухгалтеров, палаты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, а также другие профессиональные объединения, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве (далее — ТИПБ);
  • учебно-методические центры, соответствующие требованиям, утвержденным ИПБ России для аккредитации в качестве центров подготовки, аттестации и повышения профессионального уровня членов ИПБ России (далее — УМЦ);
  • учебные заведения, готовящие специалистов в области финансов, бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита (далее — ВУЗ);
  • коммерческие организации, соответствующие требованиям, предъявляемым Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» к аудиторским организациям (далее — аудиторская организация);
  • организации, ведущие специализированную деятельность в области финансов, бухгалтерского учета, для которых данный вид деятельности является основным (далее — бухгалтерская организация);
  • зарубежные профессиональные организации — иностранные юридические лица, заключившие соглашение о сотрудничестве с ИПБ России (далее — ИЮЛ);
  • иные организации, которые выражают поддержку целям ИПБ России и/или ее конкретным акциям.

2.5. Статус Почетного  члена по решению Президентского совета ИПБ России получают Действительные члены ИПБ России, внесшие большой вклад в развитие деятельности ИПБ России.

2.5.1. Почетные  члены ИПБ России могут присутствовать  на заседании Президентского совета ИПБ России с правом совещательного голоса.

2.6. ИПБ России  осуществляет ведение реестра  в отношении своих членов.

2.7. Всем членам  для подтверждения членства в ИПБ России выдаются соответствующие документы

 

 

 

 

 

 

40. Виды программного  обеспечения для решения бухгалтерских  задачи проблемы их адаптации  для конкретной организации.

Информационная  система – сложная система, состав которой зависит от вида деятельности и размера предприятия (организации, фирмы). К традиционным элементам (подсистемам) ИС относятся: управление подготовкой производства, планирование, материально-техническое снабжение и сбыт (маркетинг); ведение бухгалтерского учета и осуществления бухгалтерской деятельности; решение кадровых вопросов. В бухучете сосредоточено примерно 60% всей информации [Автоматизированные информационные технологии в экономике. Под ред. Титоренко Г.А., с. 259]. Каждая функциональная подсистема имеет свой состав комплексов задач и информации, предназначенной для реализации определенных функций управления. 
 
Основой информационной подсистемы бухгалтерского учета являются учетные задачи, объединенные в комплексы, выполняемые отдельными участками учета. 
 
Информационная подсистема бухгалтерского учета включает следующие комплексы задач: 
 
- учета основных средств; 
 
- учета материальных ценностей; 
 
- учета труда и зарплаты; 
 
- учет готовой продукции; 
 
- учет финансово-расчетных операций; 
 
- учет затрат на производство; 
 
- сводный учет; 
 
- по составлению отчетности. 
 
Организация АРМов и создание ЛВС приводит к постепенному стиранию граней между вышеуказанными комплексами задач; возникают межфункциональные комплексы, объединяющие информацию комплексов различных участков учета. 
 
Комплексы бухгалтерских задач имеют сложные внутренние и внешние информационные связи. Внутренние – это взаимосвязи отдельных задач, комплексов и участков бухучета; внешние связи – взаимодействие с другими подразделениями, реализующими иные функции управления, а также вышестоящими организациями. 
 
Информационные связи комплексов учетных задач позволяют выделить три фазы, обработки, заложенные в основу компьютерных программ. На первой фазе производится первичный учет, составление первичных бухгалтерских документов, их обработка и составление ведомостей аналитического учета по каждому участку учета. 
 
Второй фазой обработки является составление проводок и их размещение в различные регистры аналитического и синтетического учета, журналы-ордера по номерам счетов. 
 
Третья фаза обработки состоит в составлении сводного синтетического учета: отчетно-сальдовых ведомостей по счетам Главной книги, баланса и форм финансовой отчетности. 
 
Программное обеспечение решения задач бухгалтерского учета строится с учетом рассмотренных фаз обработки, интеграции учетных задач, а также наличия внешних связей. 
 
При создании БуИС следует учесть информационные связи бухгалтерского учета с внешними организациями. Эта связь заключается в получении нормативных и методических материалов, а также в передаче сводной финансовой отчетности заинтересованным организациям: вышестоящим административным органам, налоговой инспекции, органам статистики, финансовым организациям и др. 
 
Для связи с банками предусматривается межмашинный обмен информацией по системе «клиент-банк», которая позволяет создавать платежные поручения, передавать их в банк по модему, а также получать выписки из расчетного счета. При этом для обеспечения защиты информации используется электронная подпись и система шифрования информации. 
 
Информационное обеспечение бухгалтерского учета характеризуется большим объемом разнообразных первичных документов, возникающих в различных подразделениях как вовне, так и внутри бухгалтерии, а также широким использованием нормативно-справочной документации. 
 
Документы бухгалтерского учета классифицируются по различным признакам 
 
- по назначению: распорядительные, исполнительные, учетного оформления, комбинированные; 
 
- по содержанию хозяйственных операций: материальные, денежные, расчетные; 
 
- по способу использования: разовые и накопительные; 
 
- по объему отраженных операций: единичные (первичные) и сводные; 
 
- по числу учитываемых позиций: однострочные и многострочные; 
 
- по месту составления: внутренние и внешние; 
 
- по способу заполнения: вручную и при помощи средств автоматизации учета. 
 
Классификаторы и коды используются для составления бухгалтерских отчетов, сводок и группировок на основании выделенного группируемого признака. При компьютеризации бухгалтерских задач используются классификаторы различных видов: общегосударственные, отраслевые и локальные. 
К информационному обеспечению бухгалтерских задач можно отнести ряд типовых отечественных информационно-справочных программ: Консультант-бухгалтер; Консультант-плюс; Гарант; Налоги России; Юридический справочник, 1С: Бухгалтерия и др.

 

 

 

 

 

42.Информационное обеспечение компьютерной обработки учетных данных.

 

Информационное  обеспечение компьютерной обработки  данных бухгалтерского учета состоит  из  внемашинного   и  внутримашинного.  Основными  носителями внешней информации  при автоматизированной  обработке  являются  входные  и выходные документы, т.е. носители  информации  утвержденной  формы,  имеющие юридическую силу. Входная  документация  содержит  первичную необработанную информацию, отражающую состояние объекта управления;  заполняется вручную либо  при помощи  технических средств.  Выходная   документация   включает сводногруппировочные  данные,  полученные  в результате  автоматизированной обработки, и изготавливается, главным образом на печатающих устройствах.

    Внутримашинное  информационное обеспечение включает  все виды  специально организованной  информации, представленной в форме,  удобной  для  восприятия  техническими средствами. По содержанию внутримашинное  информационное  обеспечение представляет  собой совокупность  фактических сведений,   используемых   в хозяйственной деятельности объекта.  Его состав  и структура определяются способами организации файлов, баз и банков  данных,  взаимодействия  между ними, развитием их во времени.

    База  данных  –  это  специальным   образом   организованное   хранение информационных  ресурсов  в  виде   интегрированной  совокупности   файлов, обеспечивающее  удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным.

Банк  данных  –  автоматизированная   система,   составляющая   совокупность информационных, программных технических средств  и персонала,  обеспечивающих хранение,  накопление,  обновление,  поиск   и   выдачу   данных.   Главными составляющими данных являются база данных и программный продукт,  называемый

системой управления базой данных.

    Главными  показателями  баз   и   банков   данных   являются   конечные  пользователи, т.е. специалисты, ведущие  различные  участки  учетной  работы. Централизованный  характер   управления   данными   вызывает   необходимость администрирования такой сложной системы как банк данных.

    Преимущества  работы с банком данных для  пользователя окупают затраты   и издержки на его создание. В   типовых проектах, как правило, предусматривается состав  базы  данных,  единых  для всех предприятий (план счетов бухгалтерского учета, виды оплат и удержаний по заработной плате, виды операций движения материалов, типовые проводки  и т.д.). Пользователь по своему  усмотрению  может  вносить  изменения на свое усмотрение.

В настоящее  время на  рынке  информационно-справочных  систем  работает довольно много  компаний-создателей  информационных систем  и  очень  большое  число  сервисных форм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание  компьютерных  правовых баз. Среди  частных  компьютерных фирм, которые разрабатывают и  предлагают  на  рынке  правовые  базы,  можно выделить  несколько  наиболее  популярных  компаний:   «КонсультантПлюс»   и «Гарант».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Рабочий план  счетов организации и требования  по его оформлению.

 

 

Организация для  осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

(п. 5, раздела I. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н)

При формировании учетной политики утверждается рабочий  план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические ианалитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

(п. 4 раздела II ПБУ 1/2008 "Учетная  политика организации")

Таким образом, рабочий план счетов бухгалтерского учета формируется организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.

Кроме того, организация  ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Важно также  отметить, что рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы  учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

(ст. 9 и ст. 99 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н)

 

 

 

 

 

44.

 

 

 

 

 

45. Место профессионального  бухгалтера в Программе реформирования  бухгалтерского учета в РФ.

 

Бухгалтерское дело ведут бухгалтеры и бухгалтерия. Умение организовать ведение бухгалтерского учета в организации, использовать его данные требует профессиональных знаний, поэтому в последнее время ужесточаются требования к квалификации бухгалтеров. Важное место в деле совершенствования профессиональной деятельности бухгалтеров занимает Институт профессиональных бухгалтеров России.

Таким образом, главным назначением бухгалтерского дела является обеспечение организационно-технических аспектов ведения бухгалтерского учета на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

46. Взаимосвязь  учетной политики для целей  БУ и для целей налогообложения.

Исходя из разных целевых задач бухгалтерского и  налогового учета, они стали регламентироваться независимо друг от друга. В результате по состоянию на 01.01.2003 данные расхождения окончательно сформировались. 
  Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. 
  Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Смысловое отличие заключается в том, что бухгалтерский учет охватывает все виды операций, а налоговый рассматривает их только с точки зрения налогообложения. С этой точки зрения бухгалтерский учет может использоваться для целей анализа хозяйственной деятельности, ее планирования, привлечения кредитных средств, трудовых ресурсов и т. д., тогда как налоговый учет служит нуждам и целям только налогообложения. 
  Исходя из целей и задач учета, бухгалтерский учет предназначен для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, для обеспечения информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, а также для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. 
  Налоговый учет предназначен для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. Отличие, с государственной точки зрения, по целям заключается в том, что бухгалтерский учет формирует информационную базу для контроля со стороны всех видов контролирующих учреждений, а налоговый учет только для целей определения налоговой базы. 
  По принципам учета бухгалтерский учет обязан обеспечить: 
  • последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому; 
  • непрерывность деятельности организации в обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке; 
  • временную определенность фактов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами; 
  • имущественную обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников данной организации и других организаций; 
  • полноту отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности; 
  • осмотрительность в готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов (быть осмотрительным в расходах и не перерасходовать средства); 
  • приоритет содержания над формой — отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования (т. е. отражать смысловую, экономическую сторону хозяйственной операции, а не ее документарное оформление); 
  • непротиворечивость (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета), общий счет бухгалтерского учета - это синтетический счет, а субсчета - это аналитические счета, т. е. сумма аналитических счетов должна равняться синтетическому счету; 
  • рациональность ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (т. е. формировать штат и должностные обязанности бухгалтерии). 
  Налоговый учет обязан обеспечить: 
  • последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому; 
  • непрерывность отражения объектов учета в хронологическом порядке. 
  Существо отличия заключается в том, что бухгалтерский учет должен оперировать экономическим смыслом хозяйственной операции, а налоговый учет только действующим законодательством. 
  По ведению учета бухгалтерский учет ведется через систематизацию, накопление и обработку информации на основании принятых к учету первичных документов, их группировку и оценку фактов хозяйственной деятельности с отражением их на счетах бухгалтерского учета, с применением системы регистров бухгалтерского учета и других способов. 
  Налоговый учет ведется через систематизацию данных налогового учета за отчетный период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без отражения по счетам бухгалтерского учета с применением аналитических регистров налогового учета. Принципиальное отличие заключается в том, что в бухгалтерском учете применяется двойная запись с корреспонденцией счетов (проводка), а в налоговом учете отражается хозяйственная операция, увеличивающая или уменьшающая налогооблагаемую базу. 
  По формированию учетной политики бухгалтерский учет формирует ее как один из способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (возможные варианты описываются в ПБУ). 
  Налоговый учет формирует учетную политику как один из способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налоговой базы. 
  Бухгалтерская и налоговая учетные политики объединяются в одном документе «Учетная политика организации». 
  В бухгалтерском учете учетная политика применяется последовательно из года в год с 1 января года, следующего за годом ее утверждения (изменения), возможные изменения оформляются отдельными дополнениями, утверждаемыми приказами руководителя организации, и применяются с 1 января следующего года. 
  Налоговый учет применяет учетную политику последовательно от одного налогового периода к другому. 
  В бухгалтерском учете изменяют учетную политику в случаях: 
  • изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету; 
  • разработки организацией новых способов ведения учета (например, переход на ЭВМ в части программы на 1С); 
  • применения нового способа бухгалтерского учета, который предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности; 
  • существенного изменения условий деятельности организации, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, местонахождения и т. п. 
  В налоговом учете изменяют учетную политику в случаях: 
  • изменения налогового законодательства; 
  • изменения применяемых методов бухгалтерского учета. 
  Отличие заключается в том, что учетная политика для бухгалтерии определяется целесообразностью, а для налоговой политики - нормативными документами. 
  По элементам учетной политики бухгалтерский учет обращает внимание на следующие элементы: 
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; 
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации; 
  • порядок контроля за хозяйственными операциями; 
  • другие решения, необходимые для ведения бухгалтерского учета. 
  Налоговый учет обращает внимание на следующие элементы: 
  • методы оценки отдельных активов и обязательств; 
  • методы начисления амортизации; 
  • применение пониженных и повышенных норм амортизации; 
  • создание резервов; 
  • порядок уплаты авансовых налоговых платежей; 
  • формы аналитических регистров налогового учета; 
  • другие решения, необходимые для организации налогового учета. 
  Принципиальное отличие заключается в том, что налоговый учет регламентирует элементы, которые могут вызвать расхождения данных бухгалтерского и налогового учета, а бухгалтерский учет обращает внимание на все значимые элементы учета и порядок их взаимодействия друг с другом

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"