Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 14 вопросов по дисциплине "Бухгалтерский учет".

Файлы: 1 файл

учет ианализ.docx

— 57.45 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие бухгалтерского учета и его место в системе хозяйственного учета

Развитие рыночных отношений  обусловило возникновение и функционирование большого числа хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты выступают  объектом гражданских прав. Каждая организация представлена имущественным  комплексом, который располагает  необходимым имуществом для осуществления  производственно-хозяйственной деятельности.

Все организации, исходя из цели хозяйственной деятельности, делятся  на две группы.

Первая группа – коммерческие организации, целью хозяйственной деятельности которых является получение прибыли. Они могут быть различных организационных форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.

Вторая группа – некоммерческие организации, целью хозяйственной деятельности которых не является получение прибыли. Они представлены различными организационными формами: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения.

Имущество любой  организации находится в постоянном движении. Для управления производственно-хозяйственной  деятельностью организации необходимо иметь информацию о ее имущественном  состоянии и обязательствах, которую  получают в системе бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе, обязательствах организаций  и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет имеет  ряд особенностей: является сплошным и непрерывным во времени, строго документальным, использует специфические  приемы и способы обработки учетных  данных, применяет три вида измерителей, но обобщающим является денежный измеритель, организуется в рамках отдельных  хозяйствующих субъектов.

Необходимость сведений о  происходящих хозяйственных процессах  повлекло за собой организацию хозяйственного учета. Возникновение хозяйственного учета было предопределено потребностью в управлении материальным производством  как одной из функций руководства. Хозяйственный учет должен обеспечивать аппарат управления информацией. При  этом необходимая информация о ходе хозяйственных процессов собирается посредством наблюдения за ними.

Хозяйственный учет – количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных и общественных явлений. Хозяйственный учет осуществляется путем наблюдения, измерения и систематической регистрации всех хозяйственных процессов, их результатов и использования ресурсов на каждом отдельном предприятии.

На всех этапах развития общества для контроля и управления хозяйственной деятельностью используются показатели учета. Чтобы получить эти  показатели следует организовать наблюдение учитываемых явлений. После этого  явления должны быть измерены, зарегистрированы определенным образом и обобщены.

В учете применяются экономические  группировки, позволяющие путем  их обобщения изучать хозяйственную  деятельность. Объекты учета отражаются в учетных документах с помощью  трех видов цифровых показателей: натуральных, трудовых и денежных измерителей.

Применение различных  измерителей в отдельности и  в различных сочетаниях дает возможность  более полно и правильно отражать и контролировать отдельные хозяйственные  операции и их результаты.

В зависимости от характера  данных, методов их получения и  способов группировки хозяйственный  учет делится на три взаимосвязанных  вида: статистический, оперативный  и бухгалтерский.

 


  1. Методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организации.

 

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации. 

      Министерство финансов РФ:

1) осуществляет методическое  руководство бухучетом и отчетностью  организаций независимо от их  организационно-правовых форм и  подчиненности и принимает меры  по его совершенствованию; 

2) утверждает план счетов;

3) типовые формы бухучета  и отчетности;

4) инструкции по их  применению и порядку составления  отчетности;

5) осуществляет руководство  работой по переоценке товарно-материальных  ценностей; 

6) устанавливает порядок ведения бухучета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;

7) устанавливает формы  учета и отчетности по кассовому  исполнению федерального бюджета,  бюджетов субъектов РФ.

     Минфин России издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства РФ приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами. 

     Законодательное регулирование бухгалтерского учета осуществляется следующей системой нормативных актов:

1) федеральный закон «О  бухгалтерском учете»;

2) Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ;

3) положения по бухгалтерскому  учету (ПБУ);

4) План счетов бухгалтерского  учета; 

5) Положение о документах  и документообороте в бухгалтерском  учете; 

6) инструкции и методические  указания по применению отдельных  положений бухгалтерского учета.

      Основные цели законодательства РФ о бухгалтерском учете:

1) обеспечение единообразного  ведения учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций, осуществляемых  организациями; 

2) составление и представление  сопоставимой и достоверной информации  об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой  пользователям бухгалтерской отчетности.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимосвязь статей актива и пассива бухгалтерского баланса.

 

       Имущество предприятия классифицируется по двум признакам - по составу и размещению (активы) и источникам формирования (пассивы). Поскольку классифицируется одно и то же имущество, основное соотношение бухгалтерского учета таково:       Активы (руб.)= Пассивы (руб.)

       Другими словами, активы предприятия равны капиталу, вложенному в организацию собственниками и сторонними лицами (кредиторами, заимодавцами и пр.).

       Основное соотношение бухгалтерского учета лежит в основе построения основного бухгалтерского документа - бухгалтерского баланса. Именно на основании статей бухгалтерского баланса вычисляются основные показатели, которые используются при финансовом анализе деятельности предприятия.

       Бухгалтерский баланс - это способ группировки и отражения состояния имущества (активов), собственного капитала и обязательств (пассивов) в денежной оценке на определенную дату для конкретной организации. 

       Бухгалтерский баланс как документ отчетности предприятия имеет стандартную форму. Баланс состоит из двух частей - актива и пассива.

       Актив - это система показателей, отражающих состав и размещение имущества предприятия. 

       Пассив - это система показателей, отражающих состав собственного капитала, обязательств предприятия, а также их целевое назначение.

       Как видно, в основе бухгалтерского баланса лежит использование основных классификаций имущества предприятия. Каждая отдельная составная часть баланса называется статьей баланса. Статьи баланса могут представлять собой один показатель, сумму показателей или агрегированный показатель. Например, статья баланса "Уставной капитал" отражает сумму объявленного уставного капитала организации. Статья баланса "Запасы" показывает сумму остатков сырья и материалов, товаров и готовой продукции. Статья "Основные средства" показывает остаточную стоимость основных средств.

      Статьи баланса сгруппированы разделы по своей экономической сути. Таким образом, в активе баланса выделяют два раздела - Внеоборотные активы и Оборотные активы, а в пассиве баланса выделяют три раздела - Капитал и резервы, Долгосрочные обязательства и Краткосрочные обязательства. 

      Сумма разделов актива и сумма разделов пассива баланса совпадают. Эту сумму называют валютой баланса. 

      Любая хозяйственная операция приводит к изменениям в составе актива и/или пассива баланса. Согласно основному бухгалтерскому соотношению такие изменения касаются двух статей баланса. Таким образом, существуют только 4 вида оказываемого влияния хозяйственных операций на бухгалтерский баланс:

      - изменения, которые приводят к увеличению и в активе, и в пассиве баланса (получены кредиты банка - увеличивается задолженность перед банком в пассиве и денежные средства, например, на расчетном счете в активе) 

      - изменения, которые приводят к уменьшению и в активе, и в пассиве баланса (перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам - уменьшаются деньги на расчетном счете в активе и задолженность перед поставщиками в пассиве)

      - изменения, которые приводят к перегруппировке имущества в составе актива (отпущены в производство материалы - уменьшение количества сырья и материалов и увеличение затрат в незавершенном производстве)

      - изменения, которые приводят к перегруппировке имущества в составе пассива (образован за счет прибыли резерный капитал - уменьшение прибыли и увеличение суммы резервного капитала)

       Понятно, что постоянный пересчет баланса после каждой хозяйственной операции является очень трудоемким процессом. Поэтому для учета текущих изменений используются взаимосвязанные счета бухгалтерского учета, а бухгалтерский баланс сводится лишь в определенные моменты времени (конец квартала, конец года).

  1. Бухгалтерские проводки – простые и сложные, реальные и условные.

 

В теории и методологии  бухгалтерского учета системе счетов принадлежит особая роль, так как с помощью счетов реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и обобщения. Отражение информации на счетах бухгалтерского учета производится с использованием метода двойной записи.

Поскольку счета  бухгалтерского учета отражают состояние  и движение тех же объектов бухгалтерского учета, то каждая хозяйственная операция должна быть отражена как минимум  на двух взаимосвязанных счетах в  одинаковой сумме. Связь между счетами принято называть корреспонденцией счетов, а счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом двойной записи, называют корреспондирующими счетами.

Математическое  содержание двойной записи в простейшем виде содержит три основных компонента: содержание хозяйственной операции (ее описание): дебетуемый счет; кредитуемый  счет. Каждый из этих компонентов при составлении корреспонденции счетов выражается определенной величиной. Так, счета приводятся в виде числовых кодов (номеров счетов), а содержание операции выражается номером операции и суммой.

Выражение корреспонденции  счетов на основе конкретной хозяйственной  операции называется бухгалтерской проводкой иди бухгалтерской записью.

При составлении бухгалтерских  проводок необходимо придерживаться следующей  логической схемы:

  • исходя из экономического содержания хозяйственной операции определить, какие объекты учета и какие счета затрагиваются этой хозяйственной операцией;
  • установить характер затрагиваемых счетов (установить, пассивные или активные это счета);
  • исходя из характера изменений в составе имущества или источников его образования, происходящих под влиянием хозяйственных операций, а также характера затрагиваемых счетов, определить дебетуемый и кредитуемый счета.

По характеру отражаемых данных все бухгалтерские проводки делятся на реальные и условные. Реальные проводки указывают корреспонденцию счетов для отражения данных о хозяйственных операциях и фактах, приводящих к изменениям в объектах бухгалтерского учета (например, выдана заработная плата из кассы). Условные проводки возникают как результат методологии учета, когда в реальной действительности хозяйственная операция не осуществлялась, а проводка, указывающая корреспонденцию счетов и сумму записей по этой операции, выполнялась; например, бухгалтерская проводка в части включения расходов по управлению в издержки производства (расходы по управлению учитываются на счете «Общехозяйственные расходы», и при их включении в издержки производства никакого хозяйственного факта не происходит).

Корреспонденция счетов может выражаться несколькими  видами счетных формул. Простейшие счетные формулы выражаются корреспонденцией двух счетов — дебет одного и  кредит другого счета. Когда по хозяйственной  операции затрагиваются два счета, такие бухгалтерские проводки называются простыми.

В финансово-хозяйственной  деятельности организации имеют  место хозяйственные операции, при  выполнении которых используется несколько  счетов бухгалтерского учета, но при  этом может дебетоваться один счет, а кредитоваться несколько, и  наоборот. Такие бухгалтерские проводки называют сложными. Независимо от количества участвующих счетов в сложной бухгалтерской проводке сумма дебетовых и кредитовых оборотов по хозяйственной операции должна быть тождественной. Например, начислена заработная плата— 100000 руб., в том числе рабочим по производству продукции — 60000 руб., рабочим вспомогательных производств — 15000 руб., персоналу аппарата управления организации — 25000 руб. По данной хозяйственной операции можно составить три простые бухгалтерские проводки, а можно выполнить одну сложную, где будет дебетоваться несколько счетов, а кредитоваться один счет.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"