Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:11, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к экзамену по "бухгалтерскому учету"

Файлы: 1 файл

Бух учет экзамен2.doc

— 957.00 Кб (Скачать файл)

1. Типовые изменения  баланса под влияние хозяйственных  операций

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности выполняются  отдельные работы – хозяйственные  операции.

Хозяйственная операция – это момент в непрерывной  цепи процесса создания общественного продукта, его движения и потребления.

В результате осуществления  хозяйственной операции средства и  источники приводятся в движение и вызывают определенные изменения  в балансе. Итог проведения хозяйственных  операций может сформировать как  положительный, так и отрицательный финансовый результат организации. В ряде случаев между рентабельностью и нерентабельностью отдельных сделок и формированием налоговой базы по налогу на прибыль может вообще и не быть взаимосвязи. Не всегда совпадает порядок формирования затрат в бухгалтерском учете и налоговом учете. Для упрощения работы бухгалтеров с корреспонденцией счетов их изменения группируют по четырем типам.

Первый тип хозяйственной  операции вызывает изменение только в активе баланса: одна статья уменьшается, другая увеличивается. Такие хозяйственные операции, в результате которых приводятся в движение только средства, имеющиеся в хозяйстве, приводят к увеличению одних средств и уменьшению на ту же сумму других.

К операциям первого  типа относятся все операции по использованию материальных ценностей, процессу производства, выпуску готовой продукции, ее отгрузке, погашению дебиторской задолженности, получению денежных средств в кассу, наличными с расчетного счета. Второй тип хозяйственной операции вызывает изменение только в пассиве, т. е. видоизменяются источники хозяйственных средств. Приводит в движение источники хозяйственных средств. В результате операций происходит уменьшение по одной статье пассива баланса и на ту же сумму увеличение по другой статье. К операциям этого типа относятся все по начислению премий за счет фонда потребления, удержания из заработной платы.

Третий тип вызывает изменение одновременно в активе и пассиве в сторону увеличения их статей. Итог баланса увеличивается  и по активу, и по пассиву. Операции, в результате которых происходит увеличение хозяйственных средств и их источников, приводят к увеличению активов и пассивов баланса. К данным операциям относятся начисления средств в счет учредительных взносов, амортизация по основным средствам и МБП, нематериальным активам, начисление заработной платы и премий, отчисление на социальное страхование, получение кредитов, авансовое поступление от заказчиков.

Четвертый тип так  же, как и третий, вызывает изменение  в активе и пассиве баланса  одновременно в сторону уменьшения. Операции отражают выбытие средств из предприятия и равновеликое уменьшение актива и пассива баланса.

2. Счета бухгалтерского  учета: определение, назначение  и строение

Применение счетов является одним из специфических приемов  бухучета. В экономической литературе бухгалтерские счета обычно определяют как способ группировки, текущего контроля и отражения в денежной оценке движения средств, их источников и хозяйственных процессов. Это определение не вполне отражает характеристику счетов бухучета. При определении характеристики счетов необходимо видеть различие между системой счетов и отдельным счетом как элементом этой системы. Независимо от техники регистрации и отражения данных счета бухучета являются способом классификации, отражения и соизмерения показателей о хозяйственной деятельности./1, с.88-89/

По форме счет можно  представить как лист бумаги или  таблицу, в заглавную часть которой  заносят название одной из статей актива или пассива баланса. Соответственно это и будет название счета. В каждом счете отражаются данные о Д-т Название счета К-т

хозяйственных фактах, характерные 

положительным или отрицательным 

влиянием на величину общего

показателя данного  счета. В связи с Схема 1.1.

этим таблицу счета  делят на две части,

 

из которых одна предназначена для отражения увеличения, а другая — уменьшения. Эти части счета называют: левую — дебет(от лат. debet - быть должным); правую — кредит(от лат. credit - оказывать доверие, верить). Данные о хозоперациях, отражаемых на счете, представляют собой вектор числовых показателей со знаками плюс или минус, которые и определяют в какой части счета (дебет - кредит) они будут зафиксированы. Если на дебете счета отражаются хозяйственные факты, характеризующие увеличение того объекта учета, для которого открыт данный счет, то на его кредите - факты, уменьшающие этот объект. Или, наоборот, на дебете - уменьшение, а на кредите - увеличение объекта учета/1, с.87/. Любой хозяйственный факт получает отражение по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Двойственное отражение информации, как и балансовый метод ее обобщения, является универсальным приемом, позволяющим строить информационную систему. Подсчет всех данных, зарегистрированных по счету, называется его оборотом. Оборот отражает движение хозяйственных средств и их источников. Итог записей по дебету счета - дебетовый оборот, итог по кредиту - кредитовый оборот. Разность между суммами, проставленными на одной стороне счета, и суммами, указанными на другой его стороне, называется остаток по счету или сальдо. Эта сумма отражает величину остатка, наличия определенного вида средств или источника на дату составления баланса, обычно на первое число месяца. Сальдо на начало отчетного месяца называют начальным сальдо, а на конец - конечным, полученным за данный отрезок времени. Сальдо может быть дебетовым, либо кредитовым, либо нулевым. Счет, не имеющий сальдо (оно равно нулю), называется закрытым счетом. Открыть счет - значит отразить на нем данные хотя бы об одной хозоперации, закрыть счет - свести его сальдо к нулю.

 

Внутреннее строение счета бухучета представлено на схеме "Внутреннее строение счета бухгалтерского учета", /приложение А/. Здесь показаны все три уровня отражения данных и алгоритм определения сальдо по счету. Бухгалтерские проводки объединяются в группы по корреспондирующим счетам, из которых потом получают оборот по счету. На практике иногда не получают оборотов по отдельным корреспондирующим счетам и тем самым снижают аналитическую ценность создаваемой на счете информации.

 

Отражение количественных данных на всех информационных уровнях предполагает наличие двух матриц(одной по дебету, другой по кредиту; см. схему "Матрицы внутреннего учетного поля счета бухгалтерского учета", /приложение Б/), в которых накапливаются данные по каждой проводке, выявляются обороты по корреспондирующим счетам и в целом по дебету и кредиту счета, определяется результат соизмерения оборотов — сальдо по счету. Здесь показаны те же проводки и корреспондирующие счета, что и на схеме "Внутреннее строение счета бухучета", /приложение А/. Однако для наглядности указано количественное содержание проводок, вычислены обороты(Об) и сальдо(С), представлен счет, начальное дебетовое сальдо(Сн) которого составляет 245 руб., отражены следующие бухгалтерские проводки(х):

3. Содержание  оборотной ведомости по синтетическим  и аналитическим счетам

Данные отдельного бухгалтерского счета не характеризуют хозяйственную  финансовую деятельность организации  за отчетные периоды в целом. В  то же время бухгалтерские записи в разрезе каждого счета не могут быть проверены без увязки их с записями других счетов. Поэтому составлять бухгалтерский баланс без предварительной проверки не следует. Для оперативного руководства результатами деятельности организации, проверки правильности записи хозяйственных операций по счетам и обобщенных данных за месяц составляют оборотные ведомости. Они в основном применяются при использовании форм Журнал-Главная, мемориально-ордерной и упрощенной формы бухгалтерского учета для малых организаций.

 Хозяйственные операции после их документации, расценки и контировки записываются на аналитические и синтетические счета. В конце месяца записи по счетам суммируются с тем, чтобы получить обобщенные показатели в виде месячных оборотов и сальдо, т.е. составляются оборотные ведомости, которые подразделяются на два вида: оборотная ведомость по синтетическим счетам и оборотная ведомость по аналитическим счетам.

Оборотная ведомость  по счетам синтетического учета представляет собой итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Она предназначена для проверки правильности учетных записей общего ознакомления с состоянием хозяйственной финансовой деятельности организаций и составления нового баланса. Оборотная ведомость по синтетическим счетам имеет следующий вид.

4. Основополагающие принципы и методы бухгалтерского учета

Методы бухгалтерского учета представляют собой систему  спасобов и определенных приемов, осуществляемых посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических  и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности организации.

Документация — это  первичная регистрация хозяйственных  операций с помощью документов в  момент и в местах их совершения.

Документация позволяет  вести сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

Обязательное условие  отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете  — оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.).

Инвентаризация —  способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества организации.

Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное  строительство, товары торговых организаций и др.

Бухгалтерский баланс —  способ экономической группировки  и обобщения информации об имуществе  организации по составу и размещению и источникам их образования в  денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Средства организации  отражаются в бухгалтерском балансе  в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами организация  располагает, другая — из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой — по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет  наблюдать за состоянием хозяйственных  средств и их использованием в  организации.

Система счетов и двойная  запись — прием, который означает, что имущество, источники его  образования, хозяйственные операции в бухгалтерском учете группируются также и с помощью системы  счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет — это экономическая  группировка, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных  операциях.

Двойная запись — это  способ регистрации хозяйственных  операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества организации  и его источников. Реальность и правильность оценки имущества организации и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

Калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) — способ определения фактических затрат организации в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

Отчетность организации  представляет собой систему показателей, характеризующих ее производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период (месяц, квартал).

Показатели отчетности используются для анализа финансового  состояния организации, подготовки, обоснования и принятия управленческих решений.

Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечиваются: непрерывное, сплошное и документально  обоснованное отражение в системном  бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях; однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия и имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели. Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени. К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований:

достоверность - отчетность должна содержать достоверные данные об имущественном и финансовом положении;

целостность - она должна составляться по всем без исключения хозяйственным операциям, в том числе осуществляемым и ее филиалами, представительствами;

сопоставимость - соблюдение постоянства в содержании и формах отчетности;

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"