Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:11, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к экзамену по "бухгалтерскому учету"

Файлы: 1 файл

Бух учет экзамен2.doc

— 957.00 Кб (Скачать файл)

 

 С кп = С нк +О  к – О д. 

 

 Следовательно, для  пассивных счетов дебет означает  уменьшение, а кредит – увеличение.

Понимание экономического содержания активных и пассивных  счетов очень важно для усвоения приемов отражения хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета и контроля за их совершением.

 

11. Хозяйственный  учет и его виды

Хозяйственный учет –  это система наблюдения, измерения, регистрации хозяйственных процессов  и явлений.

Система хозяйственного учета складывается из трех видов учета: оперативного, бухгалтерского и статистического.

Оперативный учет – это  совокупность учетных процедур, которые  обеспечивают информацией фазу текущего контроля, обращенного на отдельные  участки хозяйственной деятельности объекта. Он фиксирует количественную меру наблюдаемых фактов, используя органически свойственные им единицы измерения (штуки, рубли, тонны, часы и др.). Отличительная черта оперативного учета – быстрое, своевременное получение информации, необходимой для оперативного руководства. Оперативный учет на предприятиях ведется работниками цехов, участков, отделов. Данные оперативного учета получают из первичных документов, передают устно, по телефону. Они используются не только на местах, но и в вышестоящих органах.

Бухгалтерский учет –  это система сбора, регистрации  и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации. Бухгалтерский учет является сплошным и непрерывным во времени, строго документирован: каждая операция отражается в бухгалтерском учете на основании документов, что придает ему юридическую силу. Он использует специфические приемы и способы обработки учетных данных (систему счетов, двойную запись, баланс и т. д.).

Третья составная часть  хозяйственного учета – статистический учет. Это совокупность учетных процедур, которые обеспечивают информацией о количественной мере одинаковых экономических фактов, имеющих массовый характер. В систему хозяйственного учета входит лишь та область статистического учета, которая связана с наблюдением за экономическими объектами. Статистический учет использует данные оперативного и бухгалтерского учета, а также организует наблюдение в виде переписей, сплошных и выборочных обследований. Данные статистического учета содержат сообщения о развитии хозяйства, численности населения, материальном уровне жизни и регулярно публикуются в печати.

Между оперативным, бухгалтерским  и статистическим учетом существует тесная взаимосвязь и зависимость. Сведения, поставляемые оперативным  учетом, используются для включения в бухгалтерскую информационную модель или для статистических обобщений. Разработаны приемы контроля правильности оперативного учета бухгалтерскими данными: статистической обработке не подвергаются многие информационные массивы, возникающие в процессе оперативного и бухгалтерского учета. Факторы правильного построения хозяйственного учета: единство предмета (процесс производства), единство цели (информация о хозяйственных процессах), единство руководства (руководство хозяйственным учетом осуществляется Госкомстатом, бухгалтерским учетом – Минфином).

Результаты наблюдений за функционированием экономических  объектов, полученные посредством оперативного, бухгалтерского и статистического  учета, взаимно дополняют друг друга  и воплощаются в единую систему отчетных показателей, статистически обобщаемых, вплоть до самого высокого уровня – до характеристик развития экономики страны.

 

12. Функции  бухгалтерского учета

 

Основные функции бухгалтерского учета: контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая. Рассмотрим содержание этих функций.

 

В условиях наличия различных  форм собственности, развития рыночных отношений усиливается контрольная  функция бухгалтерского учета.

 

В системе бухгалтерского учета роль контрольной функции усиливается, поскольку администрации необходимо знать, например, не только финансовое состояние своего предприятия, но и финансовое положение, платежеспособность предприятий-конкурентов.

 

Применяются три вида контроля: предварительный — до совершения хозяйственной операции, текущий — во время осуществления операции; последующий — после ее совершения. Контроль осуществляется по следующим направлениям:

выполнение планов (программ) по объемам выработанной, отгруженной  и реализуемой продукции; обеспечение сохранности собственности организации; рациональное и эффективное использование материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;

использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда;

формирование фактических  затрат на производство продукции и  калькулирование себестоимости  продукции (выполненных работ, оказанных  услуг);

формирование полной себестоимости реализованной продукции; выполнение различных смет расходов;

анализ деятельности различных подразделений организации: цехов, производств, участков, филиалов и т.д.; проведение операций, связанных с ценными бумагами (облигациями, векселями и т.п.);

формирование финансовых результатов деятельности организации;

снижение затрат, связанных с формированием выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг); создание и использование фонда риска (резервов по сомнительным долгам);

определение финансового  состояния организации, а также  конкурентов;

формирование прибыли, подлежащей налогообложению, и прибыли, остающейся в распоряжении организации, ее использование;

составление финансовой и другой отчетности. Учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать деятельность организации, анализировать ее и принимать соответствующие управленческие решения.

 

Функция обеспечения  сохранности собственноститесно связана  с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др. В условиях совершенствования управления, развития рыночной экономики и внешнеэкономической деятельности значение этой функции возрастает.

 

Инвентаризация имущества  организации позволяет определить изменения, происшедшие в составе  собственности. В процессе инвентаризации проверяется, все ли хозяйственные операции были оформлены документами и отражены в системном бухгалтерском учете, вносятся ли необходимые уточнения и исправления и увязываются ли показатели текущего учета и фактические данные. При инвентаризации следует широко использовать средства вычислительной техники, которые позволяют сравнивать фактические данные с показателями бухгалтерского учета, выявлять отклонения и устанавливать сохранность собственности.

 

Одной из главных функций  бухгалтерского учета в системе  управленияявляетсяинформационнаяфункция.

 

Учет поставляет информацию различным объектам управления —  службам организации, менеджерам, которые, используя эту информацию и другие данные, вырабатывают и принимают  управленческие решения.

 

Бухгалтерский учет фиксирует  и накапливает обобщающую и аналитическую информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах производственно-хозяйственной деятельности организации.

 

Бухгалтерская информация используется в оперативном, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации.

 

Бухгалтерский учет выполняет  функцию обратной связи, без которой  невозможна деятельность системы управления.

 

Бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности организации, о состоянии имущества, источниках его образования, обязательствах организации, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками.

 

С помощью обратной связи  осуществляют контроль за выполнением  плановых показателей, норм и нормативов, за использованием всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и  степень их мобилизации и использования.

 

Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Функцию обратной связи выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая из первичной документации.

 

В современных условиях важна аналитическая функция учета, так как достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений. Аналитическая функция тесно связана с информационной.

 

Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе по использованию всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен.

 

13. Классификация  источников формирования хозяйственных средств. Состав и размещение хозяйственных средств

 

Хозяйственные средства организации рассматриваются как  объекты бухгалтерского учета исходя из их участия в основной, финансовой и инвестиционной деятельности, с  делением хозяйственных средств основной деятельности на средства в сфере производства и в сфере обращения (рис. 3.1).

 

 Рис. 3.1. Классификация  хозяйственных средств организации  в зависимости от их участия  в хозяйственном обороте 

 

Хозяйственные средства по составу и размещению подразделяются на внеоборотные и оборотные, которые соответственно образуют основной и оборотный капиталы.

К внеоборотным средствам  относятся:

Основные средства

совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев

Нематериальные активы

объекты длительного  использования (свыше одного года), имеющие оценку и приносящие доходы, но не являющиеся вещественными ценностями для организации.

 

К нематериальным активам  относятся: права пользования патентами, программными продуктами, организационные  расходы и др.

Доходные вложения в материальные ценности

это имущество, предоставляемое  организацией для передачи в лизинг, по договору проката за плату во временное пользование с целью  получения дохода.

Вложения во внеоборотные активы

это вложения (затраты) организации  в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, — земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы и т.д.

Финансовые вложения

это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных  и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные другим организациям займы.

 

В состав оборотных средств входят:

Материально-вещественные ценности

используемые в качестве предметов труда (сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п.), которые  теряют или видоизменяют свою натуральную  форму, полностью потребляются в  одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию; готовая продукция и товары для перепродажи.

Денежные средства

(«Касса», «Расчетные  счета», «Валютные счета», «Специальные  счета в банках», «Переводы  в пути») — сумма наличных  денежных средств в кассе организации,  свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке.

Дебиторская задолженность

(«Расчеты с покупателями  и заказчиками», «Расчеты с персоналом  по оплате труда», «Расчеты с  подотчетными лицами») — задолженность  организации юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др.

Хозяйственные средства: источники формирования

 

 

Хозяйственные средства по источникам формирования делятся  на две группы: источники собственных средств и источники привлеченных средств (рис. 3.2).

 

Собственные источники  имущества состоят из собственного капитала (уставный, добавочный и резервный  капитал, нераспределенная прибыль  и прочие резервы), фондов, резервов, амортизации, бюджетного финансирования и получения средств в порядке дарения.

 

Уставный капитал в  зависимости от формы собственности  подразделяется на: уставный капитал  хозяйственных обществ, уставный фонд государственных организаций, складочный капитал хозяйственных товариществ, паевый фонд производственных и потребительских кооперативов.

 

Уставный капитал —  основной источник формирования собственного имущества организации, он представляет собой совокупность вкладов в  денежном выражении учредителей  в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных средств) организации при ее создании.

 

Резервный капитал создается  путем отчислений от чистой прибыли  в соответствии с действующим  законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества в пределах 15% уставного капитала, а размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% годовой чистой прибыли. Он используется на выплату доходов учредителям при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели, на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год, а также для погашения облигаций организации за отчетный год, для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций. Остатки неиспользованных средств этого фонда переходят на следующий год.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"