Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность и содержание бухгалтерского дела. Связь бухгалтерского дела с другими науками
В настоящее время развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение требований к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления БД. Таким образом, подсистема БД является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы. Бухгалтерское дело - это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.

Файлы: 1 файл

Бух дело (33).doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

47. Контроль главного  бухгалтера за составлением и  исполнением по расчетному и  кассовому обслуживанию.

Главный бухгалтер  следит за оформлением открытия расчетных  и текущих счетов клиентов, организует контроль и повсеместное наблюдение за его осуществлением на всех участках учетно- операционной и кассовой работы в соответствии с общими правилами и инструкциями по отдельным операциям. 
  Главный бухгалтер и его заместитель контролируют исправления в лицевых счетах, открытие и закрытие счетов, начисление процентов по ним, использование бланков строгого учета, квитанций о приеме наличных денег. 
  Главный бухгалтер ежедневно проверяет: заключение кассовых операций; полноту оприходования денег как инкассированных, так и принятых вечерней кассой, сводку оборотов и баланс задень; правильность формирования и хранения денежно-расчетных документов и всех учетных материалов. Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку. 
  После установления законности операции проверяется правильность оформления документа: составление его на бланке установленной формы, заполнение всех необходимых реквизитов, бухгалтерские проводки, а также соответствие имеющимся образцам подписей и оттиска печати на документе. 
  Для предоставления незаконного авансирования поставщиков при оплате платежных поручений и расчетных чеков контролируются: наименование товаров и услуг ссылка на номера товарно-транспортных накладных поставщиков, дата отгрузки товара. При этом сличаются первые экземпляры с копиями, которые служат основанием для записей по корреспондирующим счетам. 
  Целью последующего контроля является систематическая проверка постановки учета и документооборота, выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей, законности и правильности оформления выполненных ими операций. Последующий контроль проводится главным бухгалтером, его заместителем, а в крупных учреждениях банка - специальными инспекторами последующего контроля. Проверки проводятся по плану, они носят тематический и комплексный характер. Так, могут проверяться только кассовые или мемориальные документы за определенный период; при комплексной проверке проверяется вся работа тех или иных ответственных исполнителей. 
  В течение квартала должны быть проконтролированы все участки учетно-операционной работы. 
  В процессе последующего контроля в выборочном порядке анализируются документы, не подвергавшиеся текущему контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителей. По результатам последующих проверок управляющий и главный бухгалтер учреждения банка принимают меры по устранению выявленных недостатков и предотвращению их в дальнейшем.

 

48. Роль главного бухгалтера  в формировании кредитного договора, договора поручительства в кредитному  договору.

 

Согласно  ст. 7 Федерального закона от 21.11.96 г. №129-ФЗ главный бухгалтер организации несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а в соответствии с п. 3 ст. 1 этого закона — за рациональное, экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их сохранность.

В соответствии же с должностными обязанностями, утвержденными  постановлением Минтруда и социального развития РФ 12.11.03 г. № 75, одной из обязанностей главного бухгалтера является осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности для выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.

На основании  этих обязанностей можно сделать  вывод о том, что современный  бухгалтер организации обязан анализировать  налоговые последствия заключаемых договоров — для минимизации налогового бремени и предупреждения переплаты налогов в бюджет. Совместно с финансово-экономической и юридической службами организации бухгалтер обязан участвовать в налоговом планировании.

Роль  бухгалтера при заключении договоров состоит в анализе их налоговых последствий, минимизации налоговых платежей и выполнении требований, предусмотренных законодательством.

 

Вывод: При работе с хоздоговором главному бухгалтеру нужно не только особое «чутье», которое приобретается с опытом, но и знания в области гражданского и налогового права, а также знакомство с арбитражной практикой.

 

 

 

49.

 

 

 

50.

 

 

 

 

 

51. Перспективы развития  профессионального суждения учетных  работников в РФ.

 

 Реформирование  и либерализация системы бухгалтерского  учета и отчетности в соответствии с международными стандартами, осуществляемые в России на протяжении последних лет, привели к возникновению новых учетных категорий. Это относится, в частности, к понятию «профессиональное суждение», сущность и содержание которого являются наименее исследованными в современной теории учета и аудита. Профессиональное суждение как категория бухгалтерского учета впервые обозначено в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, которая утверждена Приказом Минфина России от 1.07.2004 г. №180. Причем в данном документе подчеркивается только необходимость развития навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита [1, п. 2.5]. Однако сущность самого понятия профессионального суждения, порядок его применения, обоснование различных его групп в современном учете не рассматриваются ни в указанной Концепции, ни в любом другом документе по регулированию отечественной системы учета и отчетности. Отдельные аспекты применения профессионального суждения в бухгалтерском учете нашли отражение в трудах современных российских ученых: Ш.И. Алибекова, Н.В. Богдановой,М.Е. Лианского, В.Ф. Палия, М.Л. Пятова,С.А. РассказовойНиколаевой, И.А. Смирновой, Я.В. Соколова, Г.Р. Соколовской, Л. З. Шнейдмана и др. Для обоснования роли и места данной категории в системе бухгалтерского учета на основе анализа научных трудов указанных ученых выявлены основные факторы, оказывающие влияние на профессиональное суждение специалиста в области бухгалтерского учета, которые в схематичной форме представлены на рисунке 1. При трактовке данного понятия мы исходили из существующих подходов к его содержанию, приводимых в экономической литерату ре, а также выявленных факторов, влияющих на формирование профессионального суждения в процессе отражения информации в учете и отчетности. Под профессиональным суждением, с нашей точки зрения, целесообразно понимать обоснованное (мотивированное), независимое суждение специалиста в области бухгалтерского учета, относительно объектов учета, способов формирования отчетности, основанное на специальных знаниях, опыте специалиста, сложившейся практике отражения хозяйственных операций в условиях неопределенности. Для эффективного применения профессионального суждения как сравнительно нового инструмента в системе учета и отчетности необходимо не только раскрытие его содержания, но и научно обоснованная классификация различных его видов, используемых в процессе формирования учетн аналитической информации. По нашему мнению, в современной экономической литературе рассматриваются в основном отдельные черты, присущие профессиональному суждению, анализ которых необходим для выделения классификационных признаков. Так, С.А. РассказоваНиколаева выделяет «как минимум» два признака классификации профессионального суждения:

– по виду неопределенности регулирующих правил;

– в отношении  объекта суждения (учета или отчетности, процесса формирования информации или ее представления и раскрытия) [9, с. 42].

По виду неопределенности регулирующих правил автор выделяет два подвида: когда нормативные  акты содержат границы неопределенности; когда имеет место неопределенность (неясность). Первая ситуация связана с наличием четких нормативно закрепленных границ, регламентирующих порядок учета того или иного

объекта, и возможного вариативного ряда для принятия наиболее оптимального для субъекта хозяйствования решения. Во втором случае речь идет о неопределенности, заложенной в самих нормативных актах, где ответственность за принимаемое решение в большей степени несет бухгалтер. На основе использования второго признака автор трактует профессиональное суждение как обоснованное мнение профессионального бухгалтера в отношении способов квалификации и раскрытия достоверной информации о финансовом состоянии, финансовых результатах организации и их изменений [там же, с.44]. Таким образом, С.А. Рассказова Николаева обосновывает необходимость применения профессионального суждения не только в отношении объектов учета, но и показателей отчетности. По мнению автора, при подготовке самого

решения необходимо определить, «заключены ли в объекте  будущие экономические выгоды, насколько  вероятен приток или отток этих выгод, насколько надежно может быть измерена стоимость объекта» [там же, с. 19

 

 

 

 

 

52. Система законодательного  регулирования БУ в РФ.

 

Сложившаяся в  настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского дела в России имеет четырехуровневую структуру.

Первый  уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), регламентирующие прямо или косвенно организацию бухгалтерского дела в нашей стране. Особое место на этом уровне системы занимают Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Можно назвать  следующие основные цели законодательства РФ о бухгалтерском учете:

•  обеспечение  единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

• составление  и представление сопоставимой и  достоверной информации об имущественном  положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Наряду с названными законами к документам первого уровня относится Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ). В нем законодательно закреплены многие нормы учетной  работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц разных организационно-правовых форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями в целях своевременного и качественного выполнения обязательств.

К этой же группе документов можно отнести и Налоговый  кодекс РФ (далее — НК РФ), в котором  сделана попытка установить правила  организации налогового учета. В  свою очередь, получение данных в  налоговом учете должно базироваться на традиционных принципах бухгалтерского учета.

Кроме того, к  документам первого уровня относятся  указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, регулирующие прямо  или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях. Указы Президента РФ могут регулировать практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента РФ устанавливают общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В настоящее время указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а осуществление данного вида деятельности необходимо. Как правило, через какое-то время после принятия указа в его развитие разрабатывается и принимается соответствующий федеральный закон, после чего указ отменяется и начинают действовать положения данного закона.

Постановления и распоряжения Правительства РФ разрабатываются, как правило, в  развитие федеральных законов и указов Президента РФ. В постановлениях и распоряжениях Правительства РФ детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Второй  уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые относятся к системе нормативного, а не законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В этих документах обобщены принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных видов хозяйственных ситуаций, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма их применения к определенному виду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Минфином России, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в стране.

Основной документ данного уровня — Положение по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина  России от 29 июля 1998 г. № 34н. Кроме того, в настоящее время действует 21 положение по бухгалтерскому учету (стандарт). Они ориентированы в большей мере на требования МСФО. В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету основаны на нормах, заложенных в МСФО. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противоречить требованиям документов первого уровня. Если же подобные противоречия возникают, соответствующие пункты положений применяться не должны.

Третий  уровень системы нормативного регулирования — это нормативные документы, являющиеся, по существу, подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний, инструкций, методических рекомендаций и комментариев в отношении ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. К этой группе документов относятся методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одними из важнейших документов этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. К документам третьего уровня также можно отнести многочисленные указания Минфина России по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как Минфином России, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Банком России, Минобороны России, Минобразования и науки России, Минэкономразвития России). В отличие от законодательных актов и документов первых двух уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления носят рекомендательный характер. Требования данных документов (прежде всего Минфина России), если носят общий характер, то обязательны к применению всеми организациями, ведущими бухгалтерский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.

Четвертый уровень системы нормативного регулирования составляют внутренние документы организации, разрабатываемые ее структурными подразделениями и утверждаемые распорядительным документом — обычно приказом руководителя организации. В этих документах раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах первого — третьего уровней, с учетом специфики деятельности организации. Примером таких нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, документооборота и т.д. Изложенные в документах четвертого уровня положения не могут противоречить положениям нормативных документов первого — третьего уровней.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"