Шпаргалка по бухгалтерскому учету и аудиту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:47, шпаргалка

Описание работы

Целью аудита является подтверждение достоверности данных отчетности по наличию и движению товарно-материальных ценностей и установление соответствия оформленных хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Содержание работы

Аудит материально- производственных запасов.
Аудит основных средств и нематериальных активов.
Аудит расчетов по оплате труда.
Аудит кредитов, займов и целевого финансирования.
Аудиторская проверка затрат и калькулирования себестоимости производства продукции.
Аудит формирования финансовых результатов и использования прибыли.
Аудиторская проверка условных фактов хозяйственной деятельности и оценка событий, происшедших после отчетной даты.
Аудиторская проверка расчетов с дебиторами и кредиторами.

Файлы: 1 файл

АУДИТ.docx

— 105.20 Кб (Скачать файл)
  1. Аудит материально- производственных запасов.
  2. Аудит  основных средств и нематериальных активов.
  3. Аудит расчетов по оплате труда.
  4. Аудит  кредитов, займов и целевого финансирования.
  5. Аудиторская проверка затрат  и калькулирования себестоимости  производства продукции.
  6. Аудит формирования финансовых результатов и использования прибыли.
  7. Аудиторская проверка условных фактов хозяйственной деятельности и оценка событий, происшедших после отчетной даты.
  8. Аудиторская проверка расчетов с дебиторами и кредиторами.

 

АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Целью аудита является подтверждение достоверности данных отчетности по наличию и движению товарно-материальных ценностей и установление соответствия оформленных хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Аудитор в процессе проверки операций с материально-производственными  запасами решает следующие задачи:

• изучает состав материально-производственных запасов, знакомится с условиями  их хранения;

• оценивает систему внутреннего  контроля за использованием сырья и  материалов в производстве;

• подтверждает правильность оценки запасов и отражения операций по их движению в учете;

• оценивает качество проводимых инвентаризаций материально-производственных запасов.

В процессе проверки операций с материально-производственными  запасами используются следующие источники информации: договоры поставки, накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, книга покупок, номенклатура-ценник, доверенности, приходные ордера, акты о приемке материалов, накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, лимитно-заборные карты, акты-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов, карточки складского учета материалов, реестры карточек, инвентаризационные описи материально-производственных запасов, книга продаж, договоры с материально ответственными лицами, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы ) по счетам 10, 14, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 26, 41, 60, 76 и др., Главная книга и т.д.

Предметом внимания аудитора являются: состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; перечень используемых нормативных документов; наличие графика (схемы) документооборота; обоснованность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем отражения на счетах хозяйственных операций с материально-производственными запасами; используемые методы внутреннего контроля (инвентаризация, документирование, нормативный учет, партионный раскрой ) для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; соблюдение сроков проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и порядок оформления их результатов. Аудитору следует убедиться в наличии оформленных договоров с материально ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и ознакомиться с порядком проведения инвентаризаций.

Для определения сохранности Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, проверяет условия для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.

После этого целесообразно  провести тестирование по специальной  анкете и определить, какую следует  проводить инвентаризацию материально-производственных запасов – полную или частичную, а также осуществить сплошную документальную проверку отдельных  направлений движения ценностей  или ограничиться выборочной. Выводы делаются на основе изучения системы  внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии по примерной  анкете.

Вопросы для оценки системы внутреннего контроля материально-производственных запасов:

• созданы ли условия, обеспечивающие сохранность материально-производственных запасов;

• кто осуществляет функции  контроля сохранности и использования  материально-производственных запасов;

• производятся ли инвентаризации материально-производственных запасов, когда и сколько раз;

• проводятся ли проверки полноты  и своевременности оприходования  материально-производственных запасов;

• осуществляется ли контроль за обоснованностью норм расхода  материалов на производстве;

• выявляются ли лица, виновные в перерасходе сырья и материалов;

• сличаются ли первичные  данные о расходе материально-производственных запасов с данными отчетов  об их движении, производственных отчетов;

• проверяется ли законность и целесообразность расходования материально-производственных запасов и т.д.

Вопросы для проверки системы  бухгалтерского учета:

• проведена ли классификация  материально-производственных запасов  на соответствующие группы;

• выбраны ли методы оценки и учета на счетах материально-производственных запасов в учетной политике;

• разработаны ли схемы  отражения на счетах движения материально-производственных запасов;

• используется ли расчет среднего процента для списания отклонений от стоимости материалов;

• организован ли эффективный  аналитический учет материально-производственных запасов, ведутся ли карточки складского учета;

• соблюдается ли график документооборота по учету движения материально-производственных запасов;

• выделяется ли НДС отдельной  строкой во всех расчетно-платежных  документах;

• с какой периодичностью сверяются данные аналитического и  синтетического учета материально-производственных запасов и т.д.

Аудитор по результатам анализа  системы внутреннего контроля и  учета на предприятии составляет программу проверки операций с материально-производственными запасами (табл. 7.1). Если у аудитора сложилось мнение о неудовлетворительном уровне хранения ценностей на складах предприятия, он может порекомендовать его руководству провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных, дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально ответственными лицами. При получении согласия и назначении инвентаризационной комиссии аудитор составляет перечень подлежащих проверке ценностей; далее требует от заведующего складом (кладовщика) отчета по приходу и отпуску материалов на дату начала инвентаризации (один экземпляр отчета передается в бухгалтерию, второй остается у аудитора), получает от него расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей. Во время инвентаризации аудитор наблюдает за правильным проведением членами инвентаризационной комиссии установленных процедур (пересчет запасов, их взвешивание, заполнение инвентаризационных описей и т.д.).

 

Программа аудиторской проверки операций с материально-производственными  запасами (МПЗ)

Подписанные аудитором, членами  инвентаризационной комиссии и материально  ответственными лицами инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию  для определения результатов  инвентаризации. При обнаружении  по некоторым материалам отклонений от учетных данных по ним составляются сличительные ведомости. По всем фактам недостач и излишков материально  ответственные лица должны дать письменные объяснения. Если размеры нарушений  значительны, то аудитор может рекомендовать  руководителю провести сплошную инвентаризацию материальных ценностей на предприятии.

В случае отказа руководства  аудируемого лица допустить аудитора к проведению инвентаризации аудитор вправе выдать аудиторское заключение с оговоркой из-за ограничения объема аудита.

Оговорка может быть сформулирована следующим образом:

cite«Мы полагаем, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

citeВместе с тем мы не наблюдали за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов по состоянию на 31 декабря 20(ХХ) г. из-за отказа руководства ЗАО «YYY»включить аудитора в состав инвентаризационной комиссии.

citeПо нашему мнению, за исключением корректировок (при наличии таковых), которые могли бы оказаться необходимыми, если бы мы смогли проверить количество товарно-материальных запасов, финансовая (бухгалтерская) отчетность ЗАО «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно». 

 

 

4.1. Аудит учета  ОС и НМА

Аудит основных средств и  нематериальных активов осуществляется на базе следующих нормативных документов:

1.      Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996г.

2.      Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 19.07.1995г.

3.      ПБУ 6/01 «Учет ОС» (утв. Приказом МФ РФ № 26н от 30.03.2001г.).

4.      ПБУ 14/2007 «Учет НМА» (утв. Приказом МФ РФ № 153н от 27.12.2007г.).

5.      Методические указания по бухучету основных средств (утв. Приказом МФ РФ № 33н от 20.07.1998г.).

6.      О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002г. №1).

Источниками информации для  проверки служат акты приемки-передачи ОС и акты приемки НМА, акты на списание ОС и НМА, инвентарные карточки учета  ОС, карточки учета НМА,  журналы-ордера, Главная книга, баланс, ф. №2, приложение к балансу (ф.№5), справки, расчеты.

Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Иными словами, это выражение мнения о достоверности отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности объектов основных средств.

Для достижения данной цели аудитор должен:

·         оценить систему внутреннего контроля проверяемой организации;

·         определить методы проверки;

·         разработать программу аудиторских процедур по существу.

Можно выделить 4 направления аудита ОС и НМА:

  1. Аудит наличия и сохранности ОС.
  2. Аудит движения ОС.
  3. Аудит правильность начисления амортизации.
  4. Проверка правильности налогообложения.

Аудитор должен присутствовать (или провести самостоятельно) при  инвентаризации). Необходимо проверить, как ведется учет на синтетических  счетах 01, 02, 07 и 08.

Основные направления  аудита ОС должны обеспечить:

1)      контроль за наличием и сохранностью объектов;

2)      правильность отнесения предметов к ОС;

3)      правильность оценки в учете;

4)      правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию;

5)      правильность начисления и отражения в учете амортизации ОС, ремонта ОС;

6)      правильность отражения данных о наличии и движении активов в учете и отчетности.

Практика показывает, что  далеко не всегда аудиторские проверки основных средств сопровождаются оценкой  системы внутреннего контроля, что  заведомо снижает их результативность. В частности, приводит к увеличению затрат времени, так как своевременно не созданные предпосылки для  обоснования выборочного способа  проверки повышают вероятность искажений  в оценке аудиторского риска. Адекватная оценка системы внутреннего контроля позволяет качественно и более  доказательно сформировать выводы аудитора как в письменной информации руководству  экономического субъекта, так и в  аналитической части аудиторского заключения.

При оценке системы внутреннего  контроля аудитор должен выявить  наличие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета  операций, связанных с движением  основных средств. Подробно изучить  порядок документального оформления фактов хозяйственной деятельности, связанных с объектами основных средств, утвержденные графики и  схемы документооборота; рассмотреть  применяемые формы учета; проверить  наличие аналитических регистров  бухгалтерского и налогового учета. Чтобы посмотреть, надежны ли системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, аудитор проводит тестирование.  

 

Этапы аудиторской  проверки ОС:

1. Осуществить оценку  сохранности и наличия основных  средств. При проведении аудита  сохранности основных средств  возникает необходимость проверки  условий их хранения и эксплуатации, устанавливается список лиц, за  которыми закреплены отдельные  объекты, проверяется наличие  договоров о материальной ответственности. 

2. Произвести проверку  соблюдения условий для отнесения  имущества к основным средствам.  Для этого изучаются состав  и структура основных средств  по данным регистров аналитического  учета, в том числе инвентарные  карточки учета основных средств,  ведомости и др. Дополнительно  проверяется классификация данного  вида активов, а также формирование инвентарных объектов. Эти аудиторские процедуры необходимы для выражения мнения о достоверности данных, отражаемых в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5). Результаты проверки правильности отнесения объектов к основным средствам и амортизируемому имуществу оказывают существенное влияние на реализацию последующих процедур: проверки документального оформления и учета, а также достоверности начисления амортизации основных средств.

3. Осуществить проверку  документального оформления и  учета основных средств. Первичные  документы, на основании которых  в учете отражаются операции, связанные с объектами основных  средств, должны иметь правильное  оформление. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

4. На основании данных  учета и первичных учетных  документов проверить своевременность  зачисления объектов в состав  основных средств и правильность  формирования первоначальной стоимости  поименованных активов. Основные  средства принимаются к бухгалтерскому  учету по первоначальной стоимости. Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

5. Отследить правильность  начисления амортизации основных  средств для целей бухгалтерского  и налогового учета. Способ  начисления амортизации должен  быть закреплен в учетной политике  организации. Применение выбранного  способа начисления амортизации  по группе однородных объектов  производится в течение всего  срока полезного использования  объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных  регистра бухгалтерского учета  по начислению амортизации. 

Информация о работе Шпаргалка по бухгалтерскому учету и аудиту