Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:18, шпаргалка

Описание работы

1. Аудит учредительных документов. Проверка порядка формирования и изменения уставного (складочного) капитала.
2. Аудит резервного капитала. Аудит добавочного капитала.
3. Проверка соответствия системы управления предприятия его организационной структуре, специализации и объема деятельности.
4. Проведение первичной оценки внутреннего контроля. Аудит организации бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Шпоры Аудит 1-12.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)


  1. Аудит учредительных документов. Проверка порядка формирования и изменения уставного (складочного) капитала.

Цель  аудиторской проверки: состоит в формировании мнения о достоверности данных показателей бух. Отчетности, отражения состояния уставного капитала и соответствие методологии его учета нормативным документам.

Задачи: 1. Определить юридический статус предприятия, сферу деятельности и права его организации. 2. Установить наличие лицензии по видам деятельности, подлежащих лицензированию. 3. Проверить порядок формирования и изменения уставного капитала и изучить его структуру.

Источники информации: устав, учредительный договор, свидетельство о госуд. Регистрации, документы приватизации, проспекты эмиссии, регистры синтетического и аналитического учета и т.п.

При ознакомлении с учредительными документами  аудитор выясняет:

  1. Организационно правовую форму.
  2. Форму собственности.
  3. Принадлежность (РФ и т,п)
  4. Юридический статус организации.
  5. Виды деятельности, предусмотренные учредительными документами.
  6. Территория функционирования.
  7. Соответствие осуществляемых видов деятельности с учредительными документами.
  8. Виды деятельности, подлежащих лицензированию.

Направление аудита уставного капитала(УК):

  1. соответствие УК , учредительным документам и законодательству РФ.
  2. полнота и достоверность формирования УК
  3. полнота и своевременность отражения в учете расчетов по взносам акционеров, их доли в УК, с учетом порядка, размера, способов и сроков предусмотренных учредительными документами.
  4. обоснование изменения величины УК
  5. правильность отражения в учете.

Датой формирования УК является дата  приобретения статуса юридического лица. УК различен в зависимости  от организационно правовой формы. Min  УК для ОАО не менее 100000, для ЗАО и ООО 10000р. В виде вклада в УК могут быть внесены ДС, ценные бумаги и т.п.

Типичные  ошибки  при формировании УК и  проверки учредительных документов:

  1. Остаток по К80 не соответствует сумме, указанной в учредительных документах.
  2. Деятельность без наличия лицензии.
  3. Несвоевременное оформление возврата учредителей долей из УК.
  4. Несвоевременное оформление, выбытия и приема новых учредителей.
  5. Не выплата дивидендов по привилигированным акциям.
  6. Отсутствие подлинников или завершенных в соответствии с законодательством документов.

 

  1. Аудит резервного капитала. Аудит добавочного капитала.

Резервный капитал выступает в роли страхового фонда, создаваемого для покрытия возможных убытков и защиты интересов инвесторов и кредиторов в случае ухудшения финансового положения организации. Цель аудита учета резервного капитала – подтверждение достоверности показателей отчетности о резервном капитале, правильность образования и целевое использование.

Проверяя образование  и использование резервного фонда, устанавливают:

- правомерность образования  резервного капитала;

- соблюдение верхней  и нижней предельной величины;

- наличие решения акционеров (учредителей) о направлении в  него нераспределенной прибыли;

- обоснованность списаний  убытков за счет резервного  капитала;

- оправданность погашения  и выкупа облигаций общества.

Резервный капитал образуется путем ежегодных отчислений в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 % от чистой прибыли до достижения размера, предусмотренного уставом.

Проверка полноты и  правильности формирования резервных  фондов, создаваемых добровольно, проводится на соответствие порядку, установленному учредительными документами или учетной организации.

Источником формирования резервного капитала для организацией всех организационно - правовых форм в  настоящее время является чистая прибыль.

Аудитор должен получить подтверждение о том, что резервные фонды созданы в прядке и размерах, установленных уставом общества, и в соответствии с законодательством РФ, для организаций соответствующих организационно – правовых форм.

Отсутствие резервного капитала или его недостаточная величина (в случае обязательного формирования резервного капитала) представляют фактор дополнительного риска вложения средств в организацию, так как свидетельствуют либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков, либо о недостаточности прибыли.

Проверка правильности отражения в учете операций по резервному капиталу проводится на соответствие Плану счетов бухгалтерского учета  финансово – хозяйственной деятельности, Инструкции по его применению и другим нормативным актам.

Добавочный  капитал является одним из элементов собственного капитала организации. Аудит учёта добавочного капитала  имеет целью выразить мнение о достоверности данных отчетности о добавочном капитале, правомерности и законности создания, использования  и отражения его в учете.

Тождество учетных и  отчетных данных проверяется путем  сопоставления показателей Бухгалтерского баланса, Отчета об изменениях капитала, Главной книги (сальдо сч.83 «Добавочный  капитал») и регистров по счету 83, (журнал-ордер №12 или другой регистр, присущий применяемой форме счетоводства).

При несоответствии показателей, устанавливается величина отклонений и возможные причины, которые  должны быть уточнены при детальной  проверке.

Проверка правильности и законности создания добавочного  капитала проводится на соответствие нормативным актам, определяющим состав и содержание добавочного капитала. Аудитор должен получить подтверждения того, что добавочный капитал сформирован в результате:

- прироста стоимости  внеоборотных активов, выявленного  по результатам переоценки;

- получения эмиссионного  дохода при реализации собственных  акций по цене, превышающей их  номинальную стоимость;

- положительных курсовых  разниц, образовавшихся при  внесении  вкладов учредителей в уставный  капитал;

- ассигнований из бюджета,  использованных на финансирование долгосрочных вложений.

Проверка обоснованности использования добавочного  капитала осуществляется на соответствие учредительным  документам и решениям собственников.

 

  1. Проверка соответствия системы управления предприятия его организационной структуре, специализации и объема деятельности.

Система управления включает организацию управления (субъекты и объекты управления, процессы управления и управленческие взаимоотношения, технология и средства управления) и механизм управления (цели и критерии, методы и ресурсы управления). 
Целью аудита системы управления организации является формирование мнения о влиянии системы управления на процесс сбора, и обработки достоверной учетной информации, формирования бухгалтерской отчетности и обеспечения непрерывности деятельности организации.

Проводя аудит системы управления организации, аудитор собирает доказательства, исходя из следующих предпосылок: полноты, существования, прав и обязанностей, оценки, точности, представления и раскрытия. 

В ходе аудиторской проверки необходимо решить следующие задачи: 
*оценить влияние внешних и внутренних факторов на деятельность организации и ее систему управления; 
*установить соответствие системы управления организацией ее организационной структуре, специализации и объемам производства; 
*дать оценку состояния системы внутреннего контроля; 
* дать оценку технологической и экономической политике организации и ее финансовому положению.

Информационная  база, используемая аудитором при проверке системы управления организации, включает: 
* основные законодательные и нормативные документы, регулирующие правовой статус организации и систему управления; 
*учредительные документы; 
*организационно-распорядительную документацию; 
*бухгалтерскую отчетность; 
* материалы внутреннего и внешнего контроля.

 

  1. Проведение первичной оценки внутреннего контроля. Аудит организации бухгалтерского учета.

Элементы системы  внутреннего контроля

1.Контрольная  среда  (включает позицию, осведомленность  и действия представителей собственника  и руководства относительно системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемого лица.)

2.Информационная  система

3.Мониторинг средств  контроля (процесс оценки эффективного  функционирования системы внутреннего контроля во времени.)

4.Контрольные  действия(Контрольные  действия включают политику и  процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства  выполняются, например, что необходимые  меры предприняты в отношении  рисков, которые могут препятствовать достижению целей аудируемого лица. )

5.Процесс  оценки  рисков аудируемым лицом (процесс  выявления и, по возможности,  устранения рисков хозяйственной  деятельности, а также их возможных  последствий. Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важен вопрос, каким образом в процессе оценки рисков аудируемым лицом руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как управлять ими.)

Целью аудита бухгалтерского учета компаний и индивидуальных предпринимателей является проверка правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. 

Проверка  ведения бухгалтерского учета состоит  из:

  • проверки организации документооборота;
  • проверки организации учетного процесса;
  • проверки соответствия бухгалтерских и налоговых документов законодательству РФ;
  • проверки составления бухгалтерской отчетности;
  • проверки правильности исчисления налогов и сборов и своевременной их уплаты в бюджет;
  • проверки правильности заполнения налоговых деклараций;
  • проверки соблюдения компанией трудового законодательства.

Работы при проведении аудита организации бухгалтерского учета можно разделить на три  последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

При проверке аудиторам  необходимо знать, что основными  нарушениями в организации бухгалтерского учета являются:

  • несоответствие фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям законодательства и особенностям предприятия;
  • отдельные элементы учетной политики только обозначены, их подробная характеристика отсутствует;
  • неправильное оформление изменений в учетную политику предприятия;
  • несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета, установленных регламентированным действующим законодательством.

 

 

  1. Аудит учетной политики

Цель  аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 01/08)

Для ознакомления с учетной  политикой при проведении аудита изучаются и оцениваются основные принципы организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной  базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

1) приказ (распоряжение  и т.п.) об учетной политике  проверяемой организации;

2) рабочий план счетов  бухгалтерского учета;

3) перечень утвержденных  форм первичных документов и  форм документов для внутренней  бухгалтерской отчетности;

4) правила документооборота  и технологии обработки учетной  информации;

5) утвержденные методики  учета отдельных показателей  и другие приложения к приказу  об учетной политике проверяемой  организации;

6) пояснительная записка,

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 01/08 порядок принятия учетной политики:

— издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной  политике. Вновь созданное предприятие  должно оформить избранную учетную  политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"