Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:18, шпаргалка

Описание работы

1. Аудит учредительных документов. Проверка порядка формирования и изменения уставного (складочного) капитала.
2. Аудит резервного капитала. Аудит добавочного капитала.
3. Проверка соответствия системы управления предприятия его организационной структуре, специализации и объема деятельности.
4. Проведение первичной оценки внутреннего контроля. Аудит организации бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Шпоры Аудит 1-12.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

— утверждены ли рабочий  план счетов, формы используемых нетиповых  первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др

— издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную  политику— издавался ли приказ об изменении учетной политики

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы. Аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, которое помогает аудитору выявлять, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в соответствующих распорядительных документах содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учета и особенности применения способов учета, исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности.

 

 

  1. Проверка  состава и структуры основных средств, их условий хранения и эксплуатации. Проверка правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств.

Цель аудита операций с основными средствами – выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств.

Главными задачами аудита операций с основными средствами являются:

1) изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета; проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств;

2) оценка начисленной амортизации и достоверности ее отражения в учете;

3) установление объемов выполненных ремонтов основных средств и правильности отражения соответствующих расходов в учете;

4) подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств;

5) оценка качества проведенной инвентаризации. Аудиторы изучают состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета (инвентарных карточек учета основных средств, ведомостей, машинограмм и др.). В процессе такого изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификации, а также формирования инвентарных объектов. 

При аудите сохранности основных средств необходимо проверить условия их хранения и эксплуатации, установить список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с этими лицами заключены договоры о полной материальной ответственности.

Аудитор также выясняет, правильно ли оформлены первичные  документы, на основании которых  в бухгалтерском учете отражаются операции по приобретению объектов основных средств.

На основе данных бухгалтерского учета и первичных документов проверяют своевременность зачисления объектов в состав основных средств.

Далее проводится проверка формирования первоначальной стоимости  объектов основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости

Аудитор должен проверить  порядок оформления и отражения  в бухгалтерском учете операций по выбытию основных средств в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

В случае ликвидации основных средств проверяют оформление первичных документов, устанавливают причины ликвидации, техническое состояние списанных объектов. Для оформления непригодности объектов основных средств, невозможности или неэффективности их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.

Основные средства могут  поступать на предприятие различными способами: путем приобретения (сооружения) объектов за плату или в обмен  на другое имущество, получения в счет вклада в уставный капитал, безвозмездно или путем взятия в аренду (лизинг).

Поступление объектов основных средств должно быть проверено с  точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете  по каждой операции.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате аудита основных средств:

• несвоевременное оприходование объектов основных средств;

• неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств;

• некорректная корреспонденция счетов при отражении операций выбытия (списания, реализации по цене ниже остаточной стоимости и др.);

• неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов.

 

 

  1. Оценка размеров начисленной амортизации по основным средствам и достоверности отражения в учете.

Целью аудита амортизации основных средств является выражения мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств.

Одна  из важных задач проверки - проследить, обеспечивалось ли надлежащее начисление амортизации в течение нормативного амортизационного периода по каждому инвентарному объекту основных средств. Проверяется расчет амортизации основных средств с учетом их движения в течение года, то есть с учетом их поступления и выбытия.

Правильность  начисления амортизации основных средств проверяется путем арифметического пересчета на выборочной основе. Аудитор анализирует учетную политику организации в части методов начисления амортизации основных средств с целью убедиться в том, что она соблюдается последовательно от периода к периоду. Аудитор должен также установить правильность определения срока полезного использования основных средств.

При проверке порядка начисления амортизации аудитор должен использовать результаты аудита документального оформления и оценки основных средств. Работа осуществляется по двум направлениям: проверка данных бухгалтерского учета и проверка информации налогового учета.

В первую очередь анализируется  состав основных средств, по которым  начисляется амортизация. Затем проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Проверка заключается в пересчете аудитором норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию.

Аудитор должен убедиться, что из состава амортизируемого  имущества исключены основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

Для начисления амортизации амортизируемое имущество должно быть распределено по амортизационным группам в  соответствии со сроками его полезного  использования, сущность которого достаточно четко определена в целях налогообложения.

 

  1. Оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.

Перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности обязательна  инвентаризация имущества и обязательств.  

Основные цели инвентаризации - это  выявление фактического наличия имущества; сопоставление его фактического наличия с данными бухучета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация  имеет большое значение для правильного  определения затрат на

производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения

потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т.

п. Инвентаризация содействует  укреплению предприятия, предупреждает  возможные

имущественные потери.

Задачами  аудиторской проверки операций с основными средствами являются следующие: 
* Изучение состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; 
* Подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета, проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств, оценка начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете; 
* Установление объемов выполненных ремонтов основных средств и правильности отражения соответствующих расходов в учете; 
* Подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств, оценка качества проведенной инвентаризации. 

Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций по объектам основных средств, являются: 
* несвоевременное оприходование объектов основных средств; 
* неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств; 
* некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию (списании, реализации по цене ниже остаточной стоимости и др.); 
* неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов. 

В процессе подтверждения  достоверности проводимой инвентаризации аудитор оценивает учетную политику на предмет обоснования сроков и  порядка проведения инвентаризации основных средств

Если в процессе инвентаризации не установлены отклонения, то можно сделать вывод, либо о формальном характере инвентаризации, либо об эффективной системе внутреннего контроля. Для подтверждения того или иного мнения аудитор может провести выборочную инвентаризацию основных средств. При этом в состав выборки включаются легкореализуемые, дорогостоящие основные средства. Результаты выборочной инвентаризации распространяют на всю проверяемую совокупность основных средств и делают выводы о качестве проведения инвентаризации. С помощью процедуры прослеживания проводится проверка соответствия: показателей форм бухгалтерской отчетности по основным средствам; показателей отчетности и Главной книги; показателей Главной книги и регистров синтетического и аналитического учета.

  1. Аудит лизинговых операций.

Одним из важнейших источников информации аудиторской проверки является договор лизинга, который заключают лизингодатель и лизингополучатель.

В договоре лизинга содержаться  следующие необходимые данные:

а) предмет лизинга 

б) дата передачи имущества  лизингополучателю продавцом предмета лизинга;

в) размер, способ осуществления  и периодичность лизинговых платежей

При отсутствии точной характеристики предмета лизинга, размера платежей и т.п. договор считается незаключенным.

Источниками информации аудиторской проверки служат поступающие  лизинговые платежи - общая сумма  платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую  входит:

а) возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и  передачей предмета лизинга лизингополучателю (амортизация лизингового имущества  за весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя  за использованные им заемные средства);

б) возмещение затрат, связанных  с оказанием других предусмотренных  договором лизинга услуг;

в) доход лизингодателя (комиссионное вознаграждение лизингодателя).

Цель: аудит начинается с проверки соответствия договора лизинга и договора купли-продажи лизингового имущества требованиям действующего законодательства

Задачи: аудитору необходимо установить соответствие договора лизинга действующему законодательству: наличие в нем предмета лизинга, обязательного приложения - договора купли-продажи лизингового имущества; правильность определения лизинговых платежей; структуру заключенного договора, т.е. наличие в договоре лизинга элементов других договоров (купли-продажи, комиссии и т.д.), а также наличие у лизинговой компании необходимой лицензии.

При проведении аудита лизинговых операций у лизингодателя аудитору необходимо получить информацию о качестве бухгалтерского учета, правильности отражения лизинговых операций с целью формирования финансовой отчетности.

 

  1. Проверка состава и структуры нематериальных активов.

Целью исследования является изучение основных аспектов аудита операций с нематериальными активами в  соответствии с отечественными требованиями. к нематериальным активам могут  быть отнесены такие объекты интеллектуальной собственности, как: исключительное право патентообладателя на изобретение, аторские права и т.п.

Источники информации: 1) договоры купли-продажи (создания НМА); 2) авторские договоры; 3) акты приема-передачи объектов НМА; 4) свидетельства на право пользования; 5) протоколы собраний учредителей о внесении объектов НМА в уставный капитал и согласование их стоимости; 6) карточки учета НМА; 7) регистры синтетического и аналитического учета; 8) положение об учетной политике.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"