Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:04, шпаргалка

Описание работы

БУ как наука имеет свой предмет и методы. Раскрытие и определение предмета БУ дает возможность установить его содержание и отличие от других экономических дисциплин, поэтому БУ является составной частью управления производством(предприятием). Юридически ни одно предприятие не может функционировать без ведения БУ. БУ охватывает все стороны хозяйственной и производственной и финансовой деятельности предприятия. Одновременно БУ дает информационный материал о работе предприятия в целом. БУ воедино охватывает три крупных раздела хозяйственных операций:

Файлы: 1 файл

шпорки по бу.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

1). Теоретические  основы БУ. Общие сведения о  бухучёте.

 

БУ как наука  имеет свой предмет и методы. Раскрытие  и определение предмета БУ дает возможность  установить его содержание и отличие  от других экономических дисциплин, поэтому БУ является составной частью управления производством(предприятием). Юридически ни одно предприятие не может функционировать без ведения БУ. БУ охватывает все стороны хозяйственной и производственной и финансовой деятельности предприятия. Одновременно БУ дает информационный материал о работе предприятия в целом. БУ воедино охватывает три крупных раздела хозяйственных операций:

1. Хозяйственные  средства по составам и видам  размещению

2. Хозяйственные  средства по источникам их  образования и целевому назначению

3. Хозяйственные  процессы и финансовые результаты

Таким образом  предметом БУ является упорядоченная  регламентированная информационная система  отражающая совокупность хозяйственных  средств по видам размещения, по источникам их образования, а так  же хозяйственные процессы и результаты финансово хозяйственной деятельности с целью выполнения поставленных задач.

 

2). Основные  задачи БУ.

 

Пepeд БУ cтoят cлeдyющиe зaдaчи: фopмиpoвaниe пoлнoй и  дocтoвepнoй инфopмaции oб иx имyщecтвeннoм  пoлoжeнии нeoбxoдимый,кaк внyтpeнним пoльзoвaтeлям бyxгaлтepcкoй yчeтнocти pyкoвoдитeлям,yчpeдитeлям,coбcтвeнникaм,тaк и внeшним инвecтopaм,кpeдитopaм,нaлoгoвикaм и т.д.,Oбecпeчивaя нeoбxoдимoй инфopмaциeй,нeoбxoдимoй внyтpeнним и внeшним пoльзoвaтeлям бyx.oтчeтнocти для кoнтpoля зa coблюдeниeм opгaнизaциeй зaкoнoдaтeльcтвa PФ пpи ocyщecтвлeнии eю xoз. oпepaций зa иx цeлecooбpaзнocтью, нaличиeм и движeниeм имyщecтвa и oбязaтeльcтв c иcпoльзoвaниeм мaтepиaльныx,тpyдoвыx,финaнcoвыx pecypcoв в cooтвeтcтвии c yтвepждeнными нopмaми нopмaтивaми и cмeтaми. Cвoeвpeмeннoe пpeдyпpeждeниe пoявлeния нeгaтивныx явлeний финaнcoвo-xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти пpeдпpиятия,выявлeниe и мoбилизaция внyтpиxoзяйcтвeнныx peзepвoв и пpoгнoзиpoвaниe peзyльтaтoв paбoты opгaнизaции нa тeкyщий пepиoд и пepcпeктивы. Coдeйcтвиe кoнкypeнции нa pынкe c цeлью пoлyчeния мaкcимaльнoй пpибыли.

 

3). Классификация  хозяйственных средств предприятия.

 

Хозяйственные средства по составу и видам размещения.

 

Эти хозяйственные  средства делятся на шесть групп:

1)основные средства; 2)нематериальные активы; 3)оборотные средства; 4)денежные средства; 5)средства в расчетах ; 6)отвлеченные средства

Основные средства - с теоретической точки зрения к ним относятся такие средства которые участвуют в процессе производства длительный период времени(более  одного года) и переносят свою стоимость на продукт труда не полностью, а по частям в виде амортизационных отчислений, в соответствием с положением по БУ к основным средствам относят предметы сроком службы более 1го года, физически к ним относят здания, сооружения, рабочие машин, оборудования, прибор, хоз. инвентарь и многолетние насаждения.

Нематериальные  активы -это объекты долгосрочного  вложения имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями для предприятия(не имеют физической формы), предприятия ими пользуются и они приносят определенный доход, к ним относят право пользования земельными водными и другими ресурсами, лицензии, патенты, организационные расходы, продукты ПО и др.

Оборотные средства т.е. предметы труда с одной стороны  участвуют в процессе производства и полностью переносят свою стоимость на продукцию, и с другой стороны учитываются на счетах 20,21,23,29.

Денежные средства делятся на три части:

1)наличные денежные  средства 50счет в кассе.

2)свободные денежные  средства, хранящиеся на различных счетах, в банках 51счет, 52 валютный счет, 55специальные счета в банках.

3)Ценные бумаги, 58 счет финансовые вложения и  57счет переводы в пути. 

  Средства в расчетах - составляют дебиторскую задолженность, т.е. задолженность различных физических и юридических лиц данному предприятию, она возникает в результате реализации готовой продукции выдачи авансов, оказания различных услуг и т.д. 62 счет-расчеты с покупателями и продавцами. 73-расчеты с персоналом по прочим операциям 71-расчеты с подотчетными лицами.

Отвлеченные средства - это часть средств изъятое  у предприятия в процессе календарного года не участвующая в хозяйственной  деятельности предприятия, направленная на специальные цели.

Таким образом перечисленные  все шесть групп хозяйственных  средств составляют активную часть бухгалтерского баланса.

 

Хозяйственные средства по источникам их образования.

 

Хозяйственные средства подразделяются: на собственные  и привлеченные. Собственные источники  средств образуют материальную базу предприятия в денежном выражении и состоят из трех групп :1) капиталы резервы; 2) бюджетное финансирование, получение средств порядка субсидий и дарения от различных физических и юридических лиц (т.е. спонсоров); 3) нераспределенная прибыль

К первой группе относят счет 80-уставный капитал. Уставный капитал представляет совокупность вкладов учредителей выраженный в деньгах, эти вклады могут поступать в качестве основных средств и материальных активов, денежных средств, оборотных средств, эта сумма отражается в уставе предприятия являясь главным источником собственного капитала.

Счет 82 резервный  капитал создается за счет прибыли  предприятия 5-6% от прибыли и может  составлять 15% от величины уставного  капитала как правило он указывается  в учредительных документах. Этот капитал используется на следующие цели : 1) на выплату кредитования дивидендов при отсутствии или недостаточности отчетного года на эти цели; 2) на покрытие непредвиденных расходов и потерь за отчетный период; 3) 83 – добавочный капитал – состоит в основном из выплат на благотворительные цели, формирование добавочного капитала. Его прирост происходит в результате переоценки имущества.

Ко второй группе относят счёт 82 - целевое финансирование и поступления. Счет 92 второй субсчет - безвозмездное поступление.

К третьему группе относят счёт 99 - прибыли и убытки, балансовая прибыль 84 счет, это сумма прибылей от продажи в продукции товаров, работ услуг, от продажи основных средств и т.д.

Привлеченные  источники поступают в распоряжение предприятия на определенный срок, по истечении которого они должны быть возвращены их собственнику с процентами или без процентов.

Счёт 66 пассивный  – кратко срочные кредиты и  взаймы. Счёт 67 пассивный – долго  срочные кредиты и взаймы. В  совокупности счет 66 и 67 составляют кредиторскую задолженность. Кредиторская задолженность – это задолженность предприятия другому юридическому или физическому лицу.

Счёт 76 – расчёты  с разными дебиторами и кредиторами. Счёт 68 – расчёты по налоговым  сборам. Счёт 69 – расчёты по социальному  страхованию и обеспечению. Счёт 70 – расчёты с персоналом по оплате труда.

Все перечисленные  счета пассивные. Совокупность собственных  и привлеченных источников составляют пассивную часть бухгалтерского баланса.

 

4). Общая  характеристика метода БУ.

 

Методы БУ –  это способ познания его предмета, т.е. это совокупность способов и приёмов, с помощью которых изучается предмет БУ. Выделяют следующие методы: 1) документация; 2) инвентаризация; 3)двойная запись; 4) бух счета; 5) бух баланс; 6) оценка; 7) калькуляция; бух отчётность.

Документация  – это способ оформления хозяйственных  операций с помощью документов в  момент и в местах их совершения. Документация позволяет вести сплошное наблюдение за хозяйственными процессами отвечающие предъявляемым к ним  требованиям.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества с учётными данными. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателя БУ и сохранности имущества организации на определённую дату.

Бух счета это  экономическая группировка в которой систематизируются и накапливается текущая информация с состоянием имущества источников его образования и хозяйственных операций.

Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных  операций на счетах БУ. Сущность его  заключается в том что каждая хозяйственная операции записывается в двух счетах БУ в равных сумма.

Бух баланс –  это способ группировки и обобщения  информации об имуществе информации по составу, размещению и источников их образования в денежной оценки на определённую дату. Обе части бух баланса равны между собой, т.к у них сохраняется одно и тоже имущество, но с одной стороны по составу и размещению, а с другой источником его образования.

Бух отчетность – это отчетность организации, представляет собой систему показателей характеристик ее производств на хозяйственную и функциональную деятельность за определенный период времени. Показатели отчета используются  для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия управленческих решений.

Оценка –  представляет собой способ выражения в данном измерении имущества организации и его источников, реальность и правильность оценки имущества организации и его источников имеет важнейшие значения для построения всей системы построения БУ.

Калькуляция –  это способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции это способ определения фактических затрат организации в денежной форме на единицу продукции.

Все методы БУ и  их взаимно-связывающие отражения  позволяют получит достоверные  итоговые систематические показатели за определённую дату. 

 

5). Документация, счета бухучёта и метод двойной  записи.

 

Под двойной  записью понимается такая запись, когда каждая хозяйственная операция отражается на счетах БУ дважды, т.е. дебет  одного счёта и одновременно кредит другого.

При методе двойной  записи возникают экономические  понятия: 1) Корреспонденция счетов, т.е. взаимосвязь между счетами  возникающая при методе двойной  записи. Например: между 50 и 51, 20 и 70 и  т.д.; 2) Бух проводка – указание записать одновременно сумму операции на дебет одного счёта и кредит другого счёта. Например: куплены материалы у поставщиков на сумму 80 тыс. руб.: а) определяем счета, которые участвуют в этой операции – 10 и 60; б) определим активы и пассивы счетов: 10 – активный, отражает наличие материала. 60 – пассивный, отражает кредиторскую задолженность; в) по сколько10-й активный и он увеличивается, то по правилу увеличение активных счетов записывается в дебет этого активного счета.

Не могут быть такие записи как на дебет одного счёта и дебет другого. Записи на счетах бывают простые и сложные.

Сложные проводки: 1) Один счёт дебетуется, а несколько  счетов одновременно кредитуются, при  этом сумма кредитуемых счетов обязательно  должна равняться сумме кредитуемых; 2) Один счёт кредитуется, а несколько дебетуются, при этом сумма дебетовых счетов обязательно равно сумме кредита.

 

6). Бухгалтерский  баланс. Типовые изменения в балансе  под влиянием хозяйственных операций.

 

Общее понятие бухгалтерского баланса.

 

Согласно законодательным документам, каждое предприятие составляет ежемесячные, квартальные и годовые балансы. Форма бух. баланса утверждена Мин. Фин. РФ от 22 июня 2003 года за номером 67-N. Бух. баланс решает следующие вопросы: 1) Является важнейшим источником информации о хозяйственной, финансовой деятельности предприятия за отчетные периоды. Ими пользуются различные юридические и физические лица, с которыми предприятие тесно связано, по различным направлениям. 2) Даёт обобщенные данные о хозяйственных средствах, которые служат основанием для составления других форм отчётности и проведения оперативной аналитической работы; 3) Даёт возможность оперативно руководить деятельностью предприятия в течение отчетного периода.

Бух баланс являясь  источником информации представляет собой способ группировки и обобщения хозяйственных средств по составу, видам и размещению, по источникам их образования, выраженных в денежной оценке и составленных на определенную дату. Бух баланс по своей структуре представляет собой двухстороннюю таблицу, которая состоит из активов и пассивов. Та часть баланса (левая), в которой отражается наличие хозяйственных средств по их составу и размещению  носит название активы баланса. Другая часть (правая), в которой размещены источники образования хозяйственных средств носит название пассивы баланса. Каждый показатель в отдельности хозяйственных средств в активе и пассиве носит название статьи баланса.

Баланс - это  равенство актива баланса, его пассивной  части. Такое равенство объясняется  тем, что в активе и пассиве баланса отражаются одни и те же средства, но только сгруппированы по разным признакам. В активе хозяйственного средства сгруппированы по вещественному составу  и функциональной роли, т.е. в чем они размещены, а именно в основные средства, нематериальные активы, в оборотные, денежные средства, материальные, в готовую продукцию и т.д. В пассиве эти же самые средства сгруппированы по источникам образования и целевому назначению, т.е. от кого и сколько получено источников. Каждый вид хозяйственных средств обязательно поступает на предприятие за счет какого то конкретного источника, поэтому общая сумма средств по составу и размещению обязательно равны общей сумме источников средств.

 

Содержание  и структура баланса.

  

В соответствии с положением о бух учете и бух отчетности все предприятия обязательно составляют бух балансы по единой форме. Актив баланса состоит из двух разделов: 1) внеоборотные активы - включают по своему содержанию следующие активы: нематериальные активы, основные средства, капиталовложения, долгосрочные финансовые вложения и др. Они объединяются в одном разделе, т.к. относятся к наименее мобильным активам. 2) Оборотные активы - содержат сведения об остатках запасов, призванные обслуживать процесс производства и отражение затрат по незавершенному производству, а также готовую продукцию, товары и другое. Одной из ведущих мест занимает статья – запасы, объединяющая все виды материальных ресурсов и учитывается на счёте 10. В этом же разделе находятся и такие статьи, которые характеризуют состояние дебиторской задолженности, кратко срочные финансовые вложения, ценные бумаги, наличные деньги в кассе, деньги на счетах в банке. Пассивы баланса состоят из трёх разделов: капитал и резервы – который отражает структуру источников собственного капитала, включающие в себя различные по своему экономическому содержанию и принципам формирования источников: уставной капитал, резервный капитал, фонды специального назначения, целевое финансирование и поступление, нераспределённая прибыль отчётного года и прошлых лет; долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства – показывают состояние расчётов по краткосрочным кредитам и займам, а так же информируют о различной кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивов.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"