Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Файлы: 1 файл

Лекции по Антикризисному управлению 2012.НОВЫЕ doc.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

7 Инструкцию № 109-И от 14 января 2004 г. «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (прежде всего главы 2—5);

8 Указание № 1656-У от 6 февраля 2006 г. «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования ... собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов».

9 Положению ЦБ № 302-П от 26 марта 2007 г. «О правилах ведения бухгалтерского учета в КО, расположенных на территории РФ»;

10 Указание № 1379-У от 16 января 2004 г. «Обоценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»;

11 Положение № 248-П от от 16 января 2004 г. «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении ... заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов», принятые в развитие Федерального закона № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;

12 Указание № 2005-У от 30 апреля 2008 г. «Об оценке экономического положения банков».

В соответствии с данным Указанием Банк России относит все  банки к одной из следующих классификационных групп:

  • группа 1 — банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности;
  • группа 2 — банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев;
  • группа 3 - банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов;
  • группа 4 — банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и участников банка;
  • группа 5 — банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и/или участниками банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг.

Для этого экономическое  положение банка определяется по результатам оценок следующих параметров его деятельности:

  • состояние капитала;
  • состояние активов;
  • уровень доходности;
  • уровень ликвидности;
  • выполнение обязательных нормативов, установленных в названных выше инструкциях Банка России № 110 и № 124;
  • качество управления;
  • прозрачность структуры собственности банка.

В трактовке Центрального банка в соответствии с данным Указанием «нормальные» банки — это только банки, отнесенные к 1-й или 2-й классификационным группам, все же остальные банки, попадающие в 3—5-ю классификационные группы, - это банки «нездоровые» в разной степени.

13 Инструкция ЦБ № 126-И от 11 ноября 2005 г. «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»;

14 Инструкция № 59 от 31 марта 1997 г. «О применении к кредитным организациям мер воздействия», которая предполагает применение надзорными органами к провинившимся банкам мер воздействия двух типов: предупредительных и/или принудительных (вплоть до отзыва лицензии).

 

4 Механизм предотвращения банковского кризиса

 

Механизм предотвращения банковского кризиса включает два этапа.

На первом этапе проводится ревизия состава и содержания полномочий ЦБ в области регулирования и контроля, банковского надзора, аудита, инспектирования, санирования, включая делегирование некоторой их части другим ведомствам или специализированным институтам государства, созданным для выполнения дополнительно возникших функций.

Второй этап характеризуется созданием в составе банковской системы специализированных гарантийных и страховых фондов, наделенных необходимыми полномочиями и ответственностью за проведение оздоровительных мероприятий и предотвращение системного кризиса в банковском секторе.

Формой реализации механизма  предотвращения банковского кризиса служит система пруденциального управления.

Пруденциальный  надзор – это надзор, основанный на проверке форм отчетности, предоставляемых коммерческими банками в ЦБ РФ.

В настоящее время  объектом пруденциального управления является банковский менеджмент с уклоном на снижение и контроль над рисками. Система пруденциального управления банками включает следующие инструменты:

1. Ограничение  на определенный вид деятельности  и держание определенных активов.

2. Разграничение  банковских (кредитных) и иных  финансовых инструментов, таких  как ценные бумаги, недвижимость, страхование.

3. Ограничение  конкуренции.

Формы ограничения конкуренции в банковской сфере:

• разделение кредитной  системы на банковский и небанковский сектор;

• ограничение на вход иностранных банков;

• ограничение на развертывание  филиальной сети;

• установление верхних  пределов процентных ставок по депозитам и кредитам.

4. Требование  наличия у банков достаточного  капитала (с целью снижения рискованных операций).

Формы предъявления требований к банковскому  капиталу:

• ограничения по уровню левериджа;

• определение минимального размера капитала, который включает в себя забалансовые операции;

• наличие капитала для  покрытия торговых рисков крупных банков.

5. Система  страхования депозитов. Устанавливается в зависимости от качества капитала и управления банка (чем лучше эти показатели, тем ниже премии).

6. Условия  закрытия кредитного института (цель – повышение прозрачности в деятельности кредитной организации).

7. Выдача банковской  лицензии (отбор и определение  потенциальных владельцев кредитной организации).

8. Банковский  мониторинг (цель – определение выполнения банками требований по активным операциям, капиталу и закрытию).

Механизм преодоления  банковской нестабильности состоит из двух этапов.

Первый этап включает перестройку деятельности неплатежеспособных кредитных организаций на основе изменения структуры их капитала и передачи контроля над ними другим стратегическим инвесторам. При отсутствии инвесторов контроль над капиталом реструктурируемых кредитных организаций (право распоряжаться имуществом) передается специальным страховым фондам или органам, осуществляющим лицензирование, надзор и санирование кредитной организации.

На втором этапе определяются механизмы (процедуры) смены руководства в проблемных кредитных организациях, включая введение временного управления их деятельностью.

 

 

 

Какими проявлениями начала кризисных явлений банк может себе позволить пренебрегать и до какого времени? Кто и как должен решать этот вопрос? Какой должна быть процедура признания того, что дальнейшее пренебрежение подобного рода явлениями стало недопустимым?

 

 

 

Кризисная ситуация в банке  и возможные сценарии ее развития

 

Кризисное состояние КО и ход развития кризиса могут иметь разные варианты (сценарии):

  1. в соответствии с законодательством и нормативными актами регулирующих органов;
  2. по оценкам самой КО и в соответствии с нормами ее внутренних документов.

Первый вариант крайне жесткий, по сути приговаривающий попавший в тяжелое положение банк к  скорому «выводу» с рынка.

Антикризисное управление в банке должно иметь место  не только тогда, когда кризис уже  наступил (в этом случае оно скорее всего окажется запоздалым), а начинаться и продолжаться с первых дней его существования, постоянно и всегда.

Для этого должны профессионально  и результативно применяться методы превентивного (упреждающего) антикризисного управления. Последнее включает в себя следующие методы:

Антикризисный мониторинг внешней и внутренней среды объекта. Он проводится на постоянной основе с целью раннего обнаружения формирующихся угроз кризиса.

Анализ  внутренней подверженности (уязвимости) объекта кризису с выделением при возможности соответствующих индикаторов.

Обычно в качестве последних применительно к конкретному  банку выделяют такие:

  • специализированные подразделения банка не способны действовать сообща и видеть складывающуюся ситуацию и положение банка в целом;
  • служащие банка склонны уделять больше внимания внутренней обстановке в организации, чем внешней среде, при этом соперничество с внутренними конкурентами доминирует над внешними;
  • нежелание или неспособность банка проводить изменения;
  • неспособность банка адекватно воспринимать и осознавать сигналы из внешней среды;

• готовность нарушать правила ради краткосрочных выгод.

Разработка  антикризисных организационных  стратегий. Эти стратегии и должны быть направленных на минимизацию внутренних рисков банка и укрепление безопасности:

  1. информирование коллег о кризисных ситуациях;
  2. наличие адекватной формальной структуры организации безопасности банка;
  3. комплексный, письменно зафиксированный и утвержденный набор норм и правил, ориентированных на решение проблем, связанных с безопасностью, которые определяют действия сотрудников и развивают культуру безопасности в банке;

4) развитие у служащих банка адекватных убеждений, составляющих корпоративное отношение к безопасности;

5) делегирование права принятия решений по определенному вопросу на самый нижний уровень организации, который обладает необходимыми навыками и компетентностью;

6) обеспечение системы сдерживания и противовесов внутри банка;

  1. ответственность каждого сотрудника за каждую проблему;
  2. тренинг персонала для отработки действий в кризисных ситуациях и формирования навыков и культуры обеспечения безопасности;

9) использование узкопрофильных специалистов при одновременном обеспечении контроля за их работой при помощи специалистов более широкого профиля.

Реализация данных стратегий  поможет максимально повысить осознание  служащими банка проблем безопасности и предотвратить кризисные ситуации.

Внутренний  анализ и контроль. В структуре коммерческого банка желательно (для крупного банка — обязательно) иметь, во-первых, отделы (группы), которые бы занимались анализом кредитного портфеля, уровня ликвидности, других показателей деятельности и финансовой устойчивости банка, включая маркетинговый анализ и стратегическое планирование, во-вторых, отдел внутреннего аудита, призванный выполнять контрольно-аналитические функции.

При проведении внутреннего  анализа необходимо исходить из того, что одним из основных условий  стабильности работы банка является такой подбор клиентов и деловых партнеров, чтобы не допустить вовлечение банка в незаконные операции, в частности, в «отмывание» незаконно или преступно нажитых денег1.

Антикризисное планирование. Открытая фаза развития кризиса в банке, как правило, протекает очень быстро, и в это время происходят существенные изменения почти по всем направлениям деятельности банка. Одни мероприятия не влияют друг на друга, но другие, напротив, очень тесно связаны между собой, хотя и имеют различные последствия для деятельности банка. Если условия, последствия, механизм и последовательность реализации антикризисных мер не будут определены заранее, то результативность работы будет сильно зависеть от случайного стечения обстоятельств, при этом резко возрастает вероятность появления серьезных просчетов в управлении.

Чтобы избежать подобного развития событий, в рамках подготовительных антикризисных мер должен быть составлен документ или пакет документов, содержащих план (планы) антикризисного управления. План действий в чрезвычайных ситуациях может быть как общим, описывающим наиболее распространенные сценарии, так и ориентированным на конкретную ситуацию.

В плане действий, рассчитанном на чрезвычайные ситуации, должно содержаться  описание возможных сценариев развития событий при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств и излагаться все необходимые аспекты работы банка с целью преодоления кризисной ситуации, а также регламентироваться деятельность всех его подразделений по части предупредительных и профилактических мероприятий.

 

1. Разработайте  план действий банка при возникновении предкризисной ситуации.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"