Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Файлы: 1 файл

Лекции по Антикризисному управлению 2012.НОВЫЕ doc.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

Функции антикризисного управления (2):

1) финансовая – (максимизация  рыночной стоимости предприятия  банкрота)

2) социальная – (сохраняет  предприятие как действующего  и способного предоставить применение  труда и капитала с этими  издержками трансакций в связи с наймом рабочей силы (затраты на проезд, соц. обеспечение и т.д.))

Положительные результаты антикризисного управления должны достигаться как в преддверии, в процессе и после кризисной ситуации.

Антикризисный менеджмент в России воспринимается главным образом как деятельность по санации промышленного сектора экономики, однако необъятным полем для антикризисного управления являются и другие отрасли и сектора, например сельское хозяйство.

Таким образом, современные  условия хозяйствования предъявляют новые требования к специалистам и менеджерам. Сегодня недостаточно обладать только знаниями технологий, уметь организовать труд подчиненных; необходимо представлять миссию фирмы, чувствовать себя членом команды, а следовательно, учитывать складывающуюся маркетинговую ситуацию в регионе, меняющееся законодательство, постоянно сверять затраты и результаты.

 

3. Альтернативные  концепции антикризисного управления

Антикризисное управление применяется не обязательно к предприятиям – банкротам, признанным таковым в судебном порядке. Важно лишь то, что фактически на предприятии наблюдается финансовый кризис, который характеризуется:

1) нарастающими убытками  по текущим им операциям

2) резко уменьшившийся  ликвидностью предприятия

3) «обвалом» размера собственного капитала

В теории и на практике сталкиваются 2 идеологии антикризисного управления.

1) согласно первой антикризисное управление понимается как всемирная экономия и избавление от излишнего имущества (в России). Т.е. сокращение текущих издержек и продажа его избыточных активов.

Подобный подход способен дать предприятию быстрые доходы и издержки, особенно их условно-постоянной части. Однако он может быть главным только в том случае, если не возникает особых проблем с основным регулярным источником финансовой благосостоятельности – с продажей его продукции.

Но если рассматривать  предприятие как действующее, которое  не собираются ликвидировать, то спрашивается – какой смысл добиваться сокращение какой-то части издержек (текущих), если за счет продаж не происходит покрытия любых текущих издержек.

2) антикризисное управление принимается как налаживание выпуска и реализации конкурентно - способной продукции. Оно сводится к улучшению способности предприятия получать регулярные доходы от продаж той или иной продукции.

Вторая идеология не должна противопоставляться первой как рассчитанная на более позднюю отдачу. Ведь меры по улучшению продаж, если они основаны на имеющемся коммерческом и технологическом заделе, способны дать очень быстрый эффект.

Антикризисное управление, нацеленное на улучшение продаж, является решающим в выводе предприятия из финансового кризиса. Это первоочередная задача.

Реализация же избыточных активов, напротив, зачастую означает намерение тех, кто в процессе приватизации скупил предприятие за небольшую цену, получить элементарную отдачу от своих затрат путем реализации имущества предприятия.

Применительно к таким  предприятиям-жертвам, антикризисное управление должно сначала восстановить условия нормального владения. Для этого могут быть использованы и банкротство с принудительной продажей бизнеса и (или) национализация с последующей реприватизацией (в счет налоговых недоимок). Только после этого можно говорить о преодолении финансового кризиса на предприятии.

Антикризисное управление, нацеленное на налаживание бизнеса и реализации, характеризуется как инвестиционное антикризисное управление.

Разновидностью инвестиционного антикризисного управления является антикризисное управление на основе инноваций (проектов в новые для предприятия технологии).

 

4. Концепция  антикризисного управления на  основе инноваций. Виды антикризисных  инноваций

В основе антикризисного управления должны лежать инновации (нововведения) –

1) Продуктовые инновации. На уровне отдельно взятого предприятия продуктовые инновации – это новые виды продукции. Эти инновации непосредственно стимулируют дополнительные продажи и прибыли. Различают продуктовые инновации следующих видов:

а) новые товары и услуги;

б) товары и услуги, являющиеся новыми для рынка, на котором работает предприятие;

в) товары и услуги, являющиеся новыми для данного предприятия;

г) разного рода новшества  и нововведения в продуктах.

2) Процессные инновации (в том числе технологические) – это новые схемы сотрудничества, новые формы организации производства, новые технологические процессы, нацеленные на экономию всех видов издержек предприятия. Они способны принести дополнительные прибыли, могут обеспечить повышение качества продукции. Эти инновации считаются наиболее краткосрочными по своей окупаемости и наиболее легко осуществимыми новшествами. К процессным инновациям относятся следующие нововведения:

а) новшества в организации  сбытовой и закупочной деятельности предприятия;

б) инновации в договорной работе, в схемах сотрудничества с  партнёрами по бизнесу;

в) инновации в процессе менеджмента организации;

г) технологические инновации, т.е. нововведения в технологические  процессы выпуска продукции, включая  освоение новых видов оборудования, материалов и специальной технологической  оснастки.

3) Институциональные инновации – это новые формы организации и управления в производстве и сбыте продукции (услуг). Эти инновации являются самыми долгосрочными и дорогостоящими. Сами по себе они не способны приносить дополнительных доходов, они лишь служат целям более эффективного проведения продуктовых и процессных инноваций. Выделяют следующие институциональные инновации:

а) реорганизация предприятия;

б) реструктуризация материальных и нематериальных активов фирмы;

в) перераспределение  ответственности работников предприятия, в особенности его менеджеров.

Согласно «Концепции бриллианта» предприятия нуждается в продуктовых инновациях, т.к. они необходимы в продуктовой конкуренции. Т.е. в борьбе за клиентов на основе совершенства качества продукции.

Процессные  инновации создают возможность снижать себестоимость и тем самым без ущерба для финансовых показателей предприятия снижать при целевой конкуренции цели на продукт.

Аллокационные инновации сами по себе неспособны принести дополнительные прибыли и денежные потоки. И должны служить целям эффективности проведения инвестиционных проектов. К этому же они являлись одними из самых дорогостоящих и медленно окупающихся (по-настоящему стратегические инновации, эффект от которых не скоро, но долгоживущий).

Антикризисные инновации можно проранжировать следующими образом:

1) процессные – наиболее  оперативные и легкореализуемые

2) продуктовые – среднесрочные  и среднекапиталоемкие

3) аллокационные –  долгосрочные и дорогостоящие

Такая же градация остается и с точки зрения рисков их осуществления, «подводных камней».

 

5. Отношение  антикризисного управляющего с  кредиторами предприятия - банкрота  и местной властью

Центральным вопросом квалифицированности антикризисного управляющего является отношение антикризисного управляющего:

1) с кредиторами предприятия;

2) с местной властью.

Отношения с  кредиторами важны уже поэтому, что предприятию необходимо погасить перед ними задолженность. При этом необходимо учитывать определенные стимулы, как для должника, так и для его кредиторов. Основные интересы должника и кредиторов приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Основные интересы должника и кредиторов

Интересы должника

Интересы кредиторов

  1. Отсутствие возбужденного производства по делу о банкротстве
  2. Возможность относительно самостоятельно (без непосредственного участия арбитражного управляющего) вести хозяйственную деятельность
  3. Отсрочка от исполнения обязательств, срок исполнения которых уже наступил

4. Финансовое оздоровление должно давать в определенных пределах защиту от банкротства

  1. Наличие контроля со стороны кредиторов за деятельностью предприятия
  2. Ограничение возможности совершения сделок в ходе финансового оздоровление
  3. Понимание перспективы восстановления платежеспособности должника за счет утверждения плана финансового оздоровления

Здесь важно учесть следующее:

1) после объявления  предприятия банкротом и введении на нем режима арбитражного управления, верховным органом управления становится собрание кредиторов. Поэтому важно выделить ведущих кредиторов и оценивать их возможную позицию;

2) необходимо помнить, что интересы различного типа кредитов существенно различаются. Наиболее нетерпеливыми являются банки (т.к. могут и сами оказаться на грани банкротства). Наиболее терпеливы – промышленные кредиторы (особенно если предприятие – банкрот – крупный потребитель их продукции). Что касается работников государственных фискальных органов, то их позиция малопредсказуема (здесь сказывается и личностные факторы).

3) собранию кредиторов  необходимо предоставить не просто  отчет об АХД предприятия, а  планы по антикризисному управлению и ТЭО различных вариантов инвестиционных проектов.

4) каждый из предоставленных  кредитором планов должен содержать  обоснованные маркетинговыми и  технологическими проработками, тогда  кредиторы смогут сами решить, какой из вариантов для них наиболее предпочтительна.

5) если кредиторы выбрали вариант с реализацией тех или иных инвестиционных проектов на базе инноваций, то очень вероятно и то, что от тех же кредитов можно будет добиться и дополнительного финансирования.

Отношения с местной властью важны уже потому, что необходимо облегчить осуществление социальной функции антикризисного управления – оставить предприятие в числе действующих. Т.к. эти проблемы касаются интересов местной власти, то отношения могут строиться на основе взаимодействия, получения от местной власти посильной поддержки в развитии предприятия.

Здесь важно учесть ряд важных моментов:

1) власть может предоставить  налоговые льготы не только на срок антикризисного управления, но и в дальнейшем.

2) под инвестиционными проектами можно получить налоговые инвестиционные кредиты, добиться решения о реструктуризации задолженности по платежам в местной бюджет;

3) стоит проверить, нельзя ли  рассчитывать на муниципальный  заказ;

4) общая политическая поддержка  со стороны властей.

Конфликты неизбежны, если антикризисный  управляющий упрощенно представляет себе свои задачи и избирает неэффективный  путь (закрытия нерентабельных производств  с увольнением работников).

 

6. Цели финансового  оздоровления предприятия

Если финансовый кризис зашел так далеко, что предприятие имеет просроченную задолженность более 100 тыс. руб. более чем на 3 месяца, то согласно действующему законодательству (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») по отношению к нему по решению суда могут быть начаты процедуры банкротства.

Сначала может быть введена процедура  внешнего наблюдения с назначением временного управляющего. (Он всего лишь контролирует действия прежнего менеджмента).

Далее может быть введена процедура  финансового оздоровления (специально назначается судом  администратор управляющих, разрабатывается специальный план по финансовому оздоровлению, который должны неукоснительно выполнять (предприятие при этом освобождается от штрафов)).

Если здесь возникают  сложности, то вводится процедура внешнего управления (все функции по управлению предприятием переходят к назначаемому судом внешнему управляющему). Все полномочия собственников переходят к собранию кредитов, вводится мораторий на истребование с предприятия самой просроченной кредитной задолженности.

По времени на процедуры  финансового оздоровления и внешнего управления в сумме выделяется до 2 лет.

В случае успеха, процедуры  банкротства прекращаются, и полномочия владельцев восстанавливаются.

Если эффекта нет, суд  начнет последнюю (четвертую) процедуру банкротства - конкурсное производство (проводится конкурсным управляющим и предполагает распродажу с торгов всего имущества). На рисунке 2 показаны цели и процесс финансового оздоровления предприятия.

 

 

Рисунок 2 - Цели и процесс финансового оздоровления предприятия

 

Из вышесказанного видно, что законодательство ориентировано на сохранение предприятия банкрота как действующего.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"