Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Файлы: 1 файл

Лекции по Антикризисному управлению 2012.НОВЫЕ doc.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 1 Введение в антикризисное управление

 

1 Понятие, природа  и причины возникновения кризисов

2 Финансовые и социальные функции антикризисного управления

3. Альтернативные концепции антикризисного управления

4. Концепция антикризисного управления на основе инноваций. Виды антикризисных инноваций

5. Отношение антикризисного управляющего с кредиторами предприятия - банкрота и местной властью

6. Цели финансового оздоровления предприятия

 

1 Понятие, природа  и причины возникновения кризисов

 

В курсе «Антикризисного управления» особое внимание уделено сущности, структуре и причинам возникновения кризисов, реорганизационным процедурам коммерческих организаций, санации неплатежеспособных товаропроизводителей, совершенству механизма правового регулирования в формировании и развитии антикризисного управления производством.

Наступление кризиса определяется не только ошибками в стратегии управления, поражением в конкурентной борьбе, но и объективными факторами: колебаниями рыночной конъюнктуры, потребностями в инновациях, периодической модернизации технологии, изменениями организации производства, обновлениями персонала или внешними экономическими причинами, иногда сменой политических приоритетов. Остроту надвигающегося кризиса можно сгладить, если учитывать его особенности, вовремя предвидеть его наступление.

Кризисы являются одним  из этапов жизненного цикла систем.

Существуют различные  мнения о причинах и продолжительности  экономических циклов на макро- и  микроуровне. Среди наиболее известных в экономической литературе выделяют следующие системы цикличности:

  • циклы Кондратьева. Основная причина возникновения - радикальные изменения в технологии производства, перестройка его структуры.Продолжительность циклов 40-50 лет.
  • циклы Кузнеца. Причина возникновения - сдвиги в воспроизводственной структуре производства. Их продолжительность примерно 20 лет;
  • циклы Джаглера. Основа колебаний - взаимодействие многообразных денежно-кредитных факторов. Периодичность циклов 7-11 лет;
  • циклы Китчина. Продолжительность около 4 лет, отражают динамику движения товарно-материальных запасов и связаны с восстановлением равновесия на потребительском и инвестиционном рынках.

Для классического цикла кризиса  характерны четыре фазы.

1. Кризис (спад). Происходят сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, рост безработицы и количества банкротств. При этом степень негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли различна. В отраслях, поставляющих предметы повседневного потребления, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники в ожидании лучших времен. Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и т.п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности. Реакция на кризис монополий и немонополизированных секторов экономики также различна. Если в отраслях с высоким уровнем концентрации производства в период кризиса цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией производства происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции. Иначе говоря, монополии, используя свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.

  1. Депрессия (стагнация). Эта фаза (более или менее продолжительная — от полугода до трех лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, фаза обретения нового равновесия. Для нее характерна неуверенность и беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он еще не рискует вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. Эта фаза характеризуется во многих случаях падением нормы процента.
  2. Оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются новые предприятия. Иначе говоря, оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.
  3. Подъем (бум). Ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты. В то же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии подготавливает базу для нового, периодического кризиса.

Первоначальным «толчком» (причиной) нового периодического кризиса является сокращение совокупного спроса, после чего снова начинается спад производства, падение занятости, уменьшение доходов, сокращение расходов и спроса. Что же касается факторов, вызывающих первоначальное сокращение совокупного спроса, то они могут быть самыми разными: замена изношенного оборудования (уменьшаются прежние закупки сырья, материалов, запчастей), падение спроса на отдельные виды продукции, рост налогов и кредитный процентов, нарушение закона денежного обращения, различные политические события, непредвиденные ситуации и т.д. Все это может нарушить сложившееся рыночное равновесие и дать толчок очередному экономическому кризису.

Под кризисом понимается обострение противоречий в социально-экономическом механизме жизнедеятельности системы, угрожающее ее жизнестойкости.

Чаще всего кризису  предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов и менеджеров организации:

  • угроза целям и ценностям;
  • сокращение времени на реакцию;
  • необходимость неотложности, срочности действий;
  • помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижении продукции к потребителю.
  • Названные, а также другие признаки приближения кризиса находят обобщающее выражение в снижении рентабельности, превращении деятельности организации в убыточную. Различают следующие виды кризисов:
  • стратегический (кризис стратегий), при котором потенциал организации оказывается подорванным либо разрушенным и нет возможности создать новый;
  • кризис результатов (оперативный кризис), когда организация несет убытки и движется к ситуации дефицита баланса;
  • кризис ликвидности, когда растущие убытки грозят потерей платежеспособности.

Существуют  три стадии развития кризиса:

  1. ранняя, характеризующаяся отдельными проявлениями неэффективности в производстве, сбыте (рост товарно-материальных запасов, снижение темпов роста продаж, проблемы с качеством продукции и т.д.);
  2. промежуточная — нехватка оборотных средств, приостановка поставок в кредит, задержки в выдаче заработной платы;
  3. поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса, нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения условий кредита, а поставщики — предоплаты.

Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью необходимо разработать механизмы предотвращения (профилактики) кризиса, рекомендуемые к применению в конкретных обстоятельствах.



Для распознавания возникающих  кризисных ситуаций большое значение имеет их структура (рисунок 1)

Рисунок 1

Кризисы бывают регулярные (циклические) и нерегулярные.

Циклические кризисы отличаются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. Предсказуемые кризисы проявляются как этап развития, они прогнозируются, а неожиданные являются результатом грубых ошибок в управлении или природных катаклизмов.

К нерегулярным относят четыре типа кризисов.

Промежуточный кризис прерывает на определенное время течение какого-либо из этапов. Он менее глубок и продолжителен по сравнению регулярным кризисом и носит локальный характер.

Отличительной особенностью частного кризиса является то, что он охватывает не всю экономику, а отдельные ее сферы (например, банковский кризис).

Отраслевой  кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства (кризис в АПК).

Структурный кризис - это следствие нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Он проявляется в межотраслевых диспропорциях, с одной стороны, и в товарном дисбалансе - с другой (например, энергетический, продовольственный, сырьевой).

Организационные кризисы включают в себя три типа кризисов коммерческой организации:

  • кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности и может закончиться ликвидацией фирмы;
  • кризис успеха (результатов деятельности) характеризуется негативным отклонением фактического состояния организации от запланированных показателей по основным видам деятельности;
  • кризис стратегии менее заметен, но при вполне удовлетворительном состоянии предприятия в настоящем времени наблюдаются четкие тенденции сбоев в развитии предприятия, снижение потенциала успеха, ослабление защитных позиций и возможностей в конкурентной борьбе.

В классификации кризисов при угрозе банкротства важно  обратить особое внимание на три основных вида кризиса ликвидности:

  • кризис сбыта характеризуется низким потенциалом реализации произведенной продукции в объемах, необходимых для достижения уровня безубыточного производства. Основные причины кризиса сбыта - неконкурентоспособность продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса'
  • кризис издержек вызван высоким уровнем себестоимости производства продукции на предприятии. Это вынуждает фирму либо продавать продукцию по завышенным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать себе в убыток, что неизбежно ведет к банкротству. Причины кризиса издержек - завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство технологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в управлении и др.;
  • финансовый кризис характеризуется постоянным дефицитом либо отсутствием у организации денежных средств на возобновление производства, оплату налогов, заработной платы, электроэнергии, коммунальных услуг и т.д. Основная причина - неправильная денежно-кредитная политика предприятия.

Кризисы вызываются субъективными  и объективными причинами, самой  природой социально-экономической системы. Их подразделяют на объективные, связанные с модернизацией производства, и субъективные, связанные с ошибками в управлении; внешние, связанные с тенденциями и стратегией макроэкономического развития, развитием мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране; внутренние - вызванные конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, рискованной стратегией маркетинга.

Особенностью кризисов является то, что, будучи даже локальными или микрокризисами, они могут распространяться на всю систему, т.к. в любой системе существует органическое взаимодействие всех элементов. Это возникает лишь тогда, когда кризисные ситуации становятся неуправляемыми или осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. Любой социально-экономической системе соответствует определенная технология управления. Поскольку кризис это периодическая закономерность, можно утверждать, что в закономерных и периодических переменах есть много полезного, несмотря на то, что кризисы весьма разнообразны. Из этого следует, что менеджеры в процессе антикризисного управления решают три взаимосвязанные задачи: распознавание «болезни»; устранение причин, препятствующих оздоровлению производства; применение в решаемых задачах нестандартных управленческих антикризисных мер.

Коммерческие организации  учреждаются, развиваются, добиваются в своем развитии пика успеха, ослабевают, и в конечном итоге, могут прекратить свое существование. Для каждого  хозяйствующего субъекта существует предел объемов деятельности, задаваемый платежеспособным спросом, долей рынка фирмы. При этом одни и те же управленческие решения могут быть и стимуляторами развития, и факторами, сдерживающими рост. В процессе изучения факторов определяется их влияние на характер кризисного развития организации.

 

2. Финансовые и социальные функции антикризисного управления

Понятие антикризисное управление относится к предприятиям – банкротам независимо от того, объявлены они таковыми в судебном порядке или нет.

Антикризисное управление в любых условиях без преувеличения можно рассматривать как способ повышения эффективности экономики, т.к. позволяет:

1) вовремя выявить  финансовый кризис и предотвратить  его последствия;

2) при объявлении предприятий  банкротами в рамках их финансового оздоровления попытались сохранить их как действующие или хотя бы предотвратить распад имущественного комплекса путем продажи его более эффективным хозяевам.

Антикризисное управление исходит из нескольких важнейших предпосылок: (критерии эффективности антикризисного управления)

1) предприятие – банкрот,  подвергаемое процедуре антикризисного управления должно оставаться действующим;

2) от антикризисного управления следует ожидать не просто финансового оздоровления, а действительно преодоления кризиса, как в его текущих операциях, так и в развитии предприятия;

3) предприятие – банкрот  в результате антикризисного управления должно опять стать местом выгодного приложения труда и капитала;

4) результатом эффективного антикризисного управления должно стать возникновение на базе и с участием рассматриваемого предприятия сети новых, финансово здоровых предприятий малого и среднего бизнеса (включая инфраструктурных подразделений).

В содержание антикризисного менеджмента входят два аспекта превентивный и антиципативный. Необходимо не только быстро реагировать на возникающие проблемы и осуществлять деятельность по преодолению кризисного состояния, но и прогнозировать наступление кризисных моментов.

Среди задач антикризисного управления можно  выделить:

  1. Прогнозирование предкризисных ситуаций, финансовый мониторинг.
  2. Разработка инновационных стратегий бизнеса.
  3. Выбор приемов и технологии антикризисного управления и составление программ выхода из кризиса.
  4. Реализация комплекса мер, направленных на вывод компании из кризисного положения.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"