Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Файлы: 1 файл

Лекции по Антикризисному управлению 2012.НОВЫЕ doc.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

Целями финансового оздоровления предприятия банкрота является:

1) в краткосрочном плане –  восстановление платежеспособности;

2) в среднесрочном плане –  выход на рентабельный режим  работы;

3) в долгосрочном плане –  обеспечение роста рентабельности  операций повышение PF.

Вообще финансовое оздоровление в широком смысле может быть рассмотрено  с двух позиций:

В первом случае, финансовое оздоровление может быть введено  как вынужденная мера спасения предприятия, бизнеса. Обычно это происходит, когда  решение проблемы неэффективности  деятельности откладывается и затянуто до того, что один из кредиторов либо налоговая служба подают заявление о банкротстве.

Другой случай предполагает, что финансовое оздоровление (в виде одной из восстановительных процедур – собственно финансового оздоровления, внешнего управления или мирового соглашения) применяется планово, как элемент программы антикризисного управления предприятием.

 

 

 

Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия

1 Формы и причины  банковского кризиса

2 Классификация банковских  кризисов

3 Государственное регулирование отношений банкротства и финансового оздоровления банков

4 Механизм предотвращения банковского кризиса

 

1 Формы и  причины банковского кризиса

 

Банковский кризис является формой проявления или элементом  финансовой нестабильности в стране. Возникновение банковского кризиса  ставит под угрозу нормальное функционирование не только банков и небанковских кредитных организаций, но и парализует экономическую жизнь общества, угрожая безопасности и стабильности государства. Поэтому диагностика и предупреждение банковских кризисов должно стать стратегически важным направлением в программах и прогнозах экономического развития.

Кризис может иметь  много форм проявления (признаков). Разные специалисты называют различные их перечни, однако ни один из таких перечней не может считаться полным. Предлагается все признаки группировать в три категории:

  • финансовые;
  • производственные;
  • прочие.

Финансовые  признаки:

  1. недостаток собственных средств (капитала) или невыполнение установленных обязательных нормативов;
  2. текущие убытки либо превышение использованной прибыли над фактически полученной и/или непогашенные убытки предшествующих лет;
  3. неисполнение обязательных платежей, а также неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки;
  4. неустранение фактов нарушений установленного порядка обязательного резервирования;
  5. нерациональная политика привлечения и размещения средств, в частности, реальное отсутствие перспективы возврата привлеченных средств (в том числе за счет продления срока займа) либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов;
  6. иммобилизация средств в затраты капитального характера;
  7. низкое качество кредитного портфеля;
  8. задолженность по выплате дивидендов или прекращение их выплаты.

Производственные  признаки:

  1. невыполнение нормативных требований Банка России о создании системы управления рисками, системы внутреннего контроля;
  2. непредставление предусмотренной в законодательстве отчетности;
  3. увольнение основного управленческого персонала без должной его замены;
  4. ухудшение позиций на финансовых рынках, ограничение круга проводимых операций;
  5. существенная зависимость от конкретного клиента, проекта, направления деятельности;
  6. агрессивная процентная политика для привлечения средств клиентов, значительное превышение процентных ставок ближайших банков-конкурентов.

Прочие признаки:

  1. невыполнение в установленные сроки требований Банка России и/или взятых на себя обязательств в части устранения недостатков, включая недостатки в деятельности филиалов;
  2. несоблюдение требований к формированию уставного капитала (использование для этого ненадлежащих активов);
  3. судебные иски, которые в случае успеха истца могут завершиться невыполнимым для данной КО решением суда.

Причины, которые могут привести к кризису банков, целесообразно разделять на внешние и внутренние.

Внутренние  причины возникают внутри самих банков. К ним относят:

 

  1. неурегулированность внутрибанковских отношений между собственниками, собственниками и высшим слоем управленцев, между теми и другими и основной массой наемных сотрудников);
  2. отсутствие у банка собственной основательно продуманной и взвешенной стратегии развития, рассчитанной на перспективу;
  3. плохая постановка аналитической (в том числе маркетинговой) работы и системы планирования;
  4. отсутствие качественного, внутренне согласованного комплекта внутренних регламентирующих документов, относящихся как к технологиям проведения банковских финансовых операций (сделок), так и к вопросам организации эффективного управления на всех уровнях банка;
  5. несовершенная организационная структура, неотработанность процедур взаимодействия между ее элементами;
  6. несовершенные технологии ведения банковских операций или их отдельных элементов (к примеру, слабая, ненадежная методика определения кредитоспособности заемщиков);
  7. выдача банком своим участникам и/или инсайдерам существенных по объемам кредитов по низким (ниже среднерыночных) или нулевым кредитным ставкам; причем такая практика обычно означает, что собственники и управляющие соответствующих банков поставили интересы кредиторов, вкладчиков, клиентов банка на второе место после собственных интересов, и в результате они неадекватно оценивают рыночную ситуацию, принимают неверные решения и в итоге — чрезмерные, недопустимые риски;
  8. неумелая организация кредитного процесса, что может выразиться, в частности, в низком качестве кредитного портфеля, большом удельном весе невозвращенных кредитов, падении стоимости залогов, обеспечивающих просроченные кредиты и т.д.;
  9. противоправные действия сотрудников против банка.

Внешние причины, способные спровоцировать кризис в конкретном банке следующие:

  1. кризисное состояние реальной экономики (предприятий и организаций — клиентов данного банка);
  2. кризисное состояние банковского сектора (в частности, кризис межбанковского рынка кредитов и депозитов);
  3. резкие изменения государственной экономической и финансовой политики, «правил игры» на финансовых рынках;
  4. резкое изменение интересов и предпочтений основных клиентов банка (если, например, они решат перевести свои деньги в другие банки, включая зарубежные);
  5. давление сил конкуренции, особенно если она неравноправная или недобросовестная.

Так же могут быть причины, которые по происхождению являются одновременно и внутренними, и внешними. К таковым можно отнести, в частности:

  1. потерю банком деловой репутации среди других КО;
  2. рост дебиторской задолженности (в этом может быть вина обеих сторон — и самого банка, и его должников);
  3. энергичный отток из банка вкладов физических лиц, массовое предъявление к нему требований другими кредиторами (это может случиться и с объективно надежным и благополучным до того банком, но чаще происходит с организациями, сами давшими повод для такого поведения клиентов и кредиторов).

Банковская деятельность имеет ряд характерных особенностей, что предъявляет особые требования как к надзору за банками, так и к вмешательству в деятельность банков при угрозе их банкротства.

 

2 Классификация банковских кризисов

 

В настоящее время различают следующие типы банковских кризисов:

• По форме проявления – открытый и скрытый. При открытой форме банковскому кризису предшествует банковская паника (массовое изъятие вкладов из банка) и банк прекращает выдачу депозитов по требованию вкладчиков.

• По объекту воздействия – системный, латентный, частичный.

Системный банковский кризис проявляется в несостоятельности большей части банков, в ухудшении качества их деятельности.

Под несостоятельностью следует понимать неспособность банка выполнять условия контракта, заключенного с вкладчиками, в силу невыполнения обязательств заемщиками банка, контракта с банком либо в результате обесценения банковских активов.

Латентный кризис представляет собой ситуацию, когда значительная часть банковских институтов несостоятельна, но продолжает функционировать (в западной литературе такая ситуация характеризуется как bank distress).

Частичный (локальный банковский кризис) распространяется либо на отдельные сектора банковской системы, либо на отдельные регионы внутри страны.

• По степени поражения экономики: банковский кризис микроэкономической направленности (характеризуется нестабильностью отдельных кредитно-финансовых институтов и влечет рост государственных расходов для их реструктуризации), банковский кризис макроэкономической направленности (преобразуется в экономический кризис и предполагает снижение ВВП, доходов, занятости и деловой активности) и глобальный банковский кризис (предполагает значительный макроэкономический спад, бюджетно-налоговую и монетарную дестабилизацию, фактически является финансовым кризисом).

• По причинам возникновения различают два вида кризиса:

Банковский  кризис, вызванный нарушением функционирования кредитного процесса. Является кредитным. Может поразить как одно кредитно-финансовое учреждение, так и определенную группу, и всю систему. Последствия кризиса могут распространяться на финансовый сектор, экономический или остаться в рамках микроэкономики. Основа – асимметрия информации, приводящая к ухудшению балансов кредитных институтов.

Банковский  кризис, вызванный валютными или долговыми проблемами (например, изменение обменного курса и желание вкладчиков взять свои депозиты; субъекты хозяйствования не желают или не могут возвратить взятые суммы, что ввергает кредитные институты в кризис).

Банковский  кризис проходит в своем развитии четыре этапа.

1 этап. Зарождение финансовой неустойчивости, появление негативных явлений в деятельности кредитных организаций.

1. Снижение доходности;

2. Несбалансированность  активно-пассивных операций;

3. Рост гарантийных  обязательств, взятых на себя  кредитной организацией;

4. Рост дебиторской  и кредиторской задолженности;

5. Нарушение нормативной  и законодательной базы;

6. Снижение уровня квалификации работников.

2 этап. Появление признаков неплатежеспособности кредитной организации.

1. Задержки платежей;

2. Активизация рекламной  деятельности и завышение процентных  ставок;

3. Отток клиентов, приближенных  к руководству кредитной организации или их владельцам;

4. Предельно низкий  уровень ликвидных средств;

5. Неоднократное возникновение  кризисов ликвидности кредитной  организации.

3 этап. Несостоятельность кредитной организации.

1. Информация в СМИ  и на рынке о проблемах кредитной организации;

2. Массовый отток клиентов;

3. Массовые претензии  к деятельности кредитной организации  и судебные разбирательства;

4. Сокращение персонала  кредитной организации;

5. Возможные изменения  в руководстве или его бегство;

6. Выход отдельных  собственников из состава кредитной организации;

7. Введение временной  администрации.

4 этап. Банкротство.

1. Отсутствие средств  для проведения платежей;

2. Отзыв лицензии;

3. Образование ликвидационной  комиссии;

4. Распределение конкурсной  массы.

 

3 Государственное регулирование отношений банкротства и финансового оздоровления банков

 

Рассмотрим как в официальных документах понимается кризис в банковской сфере в целом и в отдельно взятом банке. Для этого следует обратиться прежде всего к банковским законам и нормативным актам Банка России.

1 ФЗ № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ» (Ст. 56, 74);

2 ФЗ № 17-ФЗ  от 3 февраля 1996г. «О банках и банковской деятельности» (Ст. 19, 20,23, 24);

3 ФЗ № 127-ФЗ от 26 ноября 2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (Ст. 2 терм., 3, 4);

4 ФЗ № 40-ФЗ от 25 февраля 1999г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (Ст. 2, 3, 4)

5 Инструкция ЦБ № 110-И от 16 января 2004 г. «Об обязательных нормативах банков». В ней установлены предельно допустимые числовые значения и методики расчета следующих обязательных для банков нормативов:

  • достаточности собственных капиталов (норматив HI);
  • ликвидности — мгновенной (Н2), текущей (НЗ), долгосрочной (Н4);
  • размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);
  • размера крупных кредитных рисков (Н7);
  • размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (Н9.1);
  • совокупного размера рисков на инсайдеров банка (Н10.1);
  • использования собственного капитала для приобретения акций (паев) других юридических лиц (Н12).

6 Инструкция ЦБ № 112-И от 31 марта 2004 г. « Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием». В данной Инструкции для указанной группы КО установлены дополнительные нормативы Н17, Н18, Н19 и их предельные числовые значения.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"