Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Файлы: 1 файл

Лекции по Антикризисному управлению 2012.НОВЫЕ doc.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

13.  Если банк стабильно  выполняет все установленные  нормативы, то о чем это говорит:  его клиентам и кредиторам? регулирующим  органам?

14.  Норматив HI называется нормативом достаточности капитала банка. Для чего на самом деле достаточен капитал банка, укладывающийся в данный норматив?

15.  Каким опытом  в рассматриваемом плане могли  бы взаимно обогащать друг друга разные секторы экономики?

 

 

 

 

 

 

Тема  5. Надзор за функционированием кредитных организаций

  1. Нормативно-правовая база банковского надзора. Надзор и регулирование деятельности элементов банковской системы.
  2. Органы банковского надзора и применяемые ими процедуры
  3. Требования Центрального банка в рамках надзорных процедур к технологиям и качеству управления в банках

 

  1. Нормативно-правовая база банковского надзора. Надзор и регулирование деятельности элементов банковской системы.

 

В ФЗ № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ» в ст. 4, 13, 56, 59, 73 упоминается про надзор за деятельностью кредитных организаций.

- Ст. 4. Банк России выполняет следующие функции: (...) 9) осуществляет надзор за деятельностью КО и банковских групп (далее - банковский надзор);

- Ст. 13. В компетенцию Национального банковского совета входит:

(...) 8) ежеквартальное  рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России: (...) — банковского регулирования и банковского надзора;

- Ст. 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных в них обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и ... надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

- Ст. 59. Банк России ... в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет   Книгу  государственной  регистрации КО, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие  указанных лицензий и отзывает их.

- Ст. 73. Для осуществления своих функций регулирования и ...  надзора Банк  России  проводит проверки КО (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения  предписания  об устранении выявленных в их  деятельности нарушений и применяет предусмотренные в настоящем ... Законе санкции по отношению к нарушителям.

В ФЗ № 17-ФЗ от 3 февраля 1996г. «О банках и банковской деятельности»

рассматривается надзор за деятельностью кредитных организаций в ст.19 и 41.

Надзор - это постоянно ведущийся процесс внешнего контроля, т.е. отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности каждого банка (банковской группы), существенных с точки зрения контролирующего (надзорного) органа. При оценке параметров отслеживаются как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм общего и банковского законодательства, требований и правил, содержащихся в нормативных актах Банка России, других регулирующих органов и во внутренних документах самих поднадзорных банков (банковских групп).

Целями надзора  являются:

- отыскание в деятельности банков ошибок и промахов, недостатков, нарушений законодательства и банковских правил и, возможно, наказание их за это;

- надзор (именно его аналитический компонент) должен и может проводиться не столько для того, чтобы наказать банк за уже совершенные нарушения и ошибки, а с той целью, чтобы выяснять меру его способности и готовности выполнять свои обязательства в ближайшем будущем;

- надзор может и должен выявлять типовые проблемы, общие, общезначимые «слабые места» в банковской сфере, включая управление ею, и обеспечивать руководство разных уровней информацией, позволяющей принимать соответствующие решения.

 

Воздействие на банк (банки) со стороны Центрального банка и/или иных руководящих органов будет означать регулирование его (их) деятельности. Регулирование в этом смысле равнозначно принятию в отношении банка (банков) управленческих решений извне (далее также — внешнее управление).

Регулирование Банком России деятельности конкретного банка  частично опирается на данные надзора за этим банком  и включает в себя:

- внешнее управление текущим функционированием и развитием банка, которое воплощается в нормативных актах Банка России;

- внешнее управление текущим функционированием и развитием данного конкретного банка, которое реализуется в решениях Банка России или его учреждений.

Целями банковского регулирования являются:

1) защита интересов  клиентов (вкладчиков и кредиторов) банков;

2) обеспечение условий надежного функционирования каждого «поднадзорного» банка в рамках законных процедур (защита интересов самих банков, должного правопорядка в банковской сфере, обеспечение доверия к банкам);

3) поддержание стабильности  банковской системы страны, обеспечение ее здорового развития.

При этом предполагается, что регулирующий орган добивается от банков соблюдения ими пруденциальных норм деятельности, под которыми обычно понимают:

- предельные величины рисков, принимаемых банками (вообще всеми кредитными организациями);

- нормы создания резервов, обеспечивающих ликвидность банков (КО) и покрытие возможных потерь;

- требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение банков (КО) или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования относительно ведении бухгалтерского учета, представления отчетности и ее опубликования в открытой печати, представления аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности банков (КО).

Качественный и действенный  «надзор» необходим Центральному банку, который в этом случае должен представлять интересы общества в целом в условиях, когда добросовестная банковская практика стала нормой деловых операций отнюдь не всех банкиров. Не секрет, что наши банки (хотя не только банки и не только наши) допускают множество самых разнообразных нарушений и недостатков.

Идеальной системы надзора  и регулирования, которая могла  бы полностью обеспечивать устойчивость банковского сектора, не существует. Однако рациональный надзор и эффективное регулирование предотвращают или по крайней мере ограничивают тот ущерб, который может быть причинен вкладчикам, клиентам и самой банковской системе в целом из-за неправильного управления.

Надзорный орган вправе применять к банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия обоих типов.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ. Предупредительные меры воздействия применяются в основном в случаях, когда недостатки в деятельности банка не угрожают интересам его кредиторов и вкладчиков и при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления и участников банка к устранению нарушений в его деятельности, а также при условии их надлежащего взаимодействия с надзорным органом (имеется в виду принятие обязательств скорректировать деятельность банка).

Данные меры воздействия  могут применяться главным образом  на ранних стадиях возникновения  и обнаружения недостатков, в частности:

- при ухудшении показателей деятельности банка, если обязательные нормативы или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых банком, выполняются либо нарушаются незначительно, т.е. отсутствуют процессы, угрожающие финансовому состоянию банка, интересам его кредиторов и вкладчиков;

- если имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния банка (текущие убытки, снижение собственного капитала, привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов, средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в банке, падение рыночной стоимости свободно обращающихся ценных бумаг банка и др.);

- при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации банков, их лицензирования и расширения деятельности;

- при несоблюдении требований Банка России: а) о разработке правил построения расчетной системы банка; б) о своевременном проведении филиалами платежей с корреспондентских субсчетов.

Применение предупредительных  мер воздействия возможно и при  более серьезных нарушениях в  деятельности банка. В этом случае они сочетаются с принудительными мерами воздействия.

Конкретно предупредительные меры воздействия — это:

- доведение до органов управления банка информации о недостатках в его деятельности и об обеспокоенности надзорного органа этим;

- рекомендации об исправлении создавшейся в банке ситуации;

- предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;

- установление дополнительного контроля за деятельностью банка.

Информация о наличии  в деятельности банка недостатков  и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена до его руководящих органов в официальной письменной форме или в ходе делового совещания. Результаты совещания оформляются протоколом.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ. Принудительные меры воз-действия применяются в случаях, когда это вытекает из характера допущенных банком нарушений с учетом того, что применение одних предупредительных мер не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку его деятельности. Основаниями для применения принудительных мер являются нарушения (невыполнение) банком законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации.

К основным принудительным мерам воздействия относятся:

- наложение штрафа;

-   требование о финансовом оздоровлении банка;

- ограничение банка в праве проведения отдельных операций (на срок до шести месяцев);

- запрет банку вести отдельные операции, предусмотренные в его лицензии (на срок до одного года);

- запрет банку открывать новые филиалы (на срок до одного года);

- требование о замене руководителей банка;

- введение в банк временной администрации;

- отзыв у банка лицензии.

Применение принудительной меры воздействия оформляется обычно в виде предписания; введение временной  администрации и отзыв лицензии — приказом.

 

 

2. Органы банковского надзора и применяемые ими процедуры

На Банк России возложены функции надзора и регулирования деятельности звеньев банковской системы.

ФЗ № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ» Ст. 56. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных в них обязательных нормативов.

Комитет банковского надзора Банка России руководствуется в своей деятельности нормами Закона «О Центральном банке РФ» и иных федеральных законов, специальным Положением ЦБ «О Комитете банковского надзора Банка России» (утверждено 10 августа 2004 г.), решениями Совета директоров Банка России, а также иными актами Банка России.

Комитет принимает решения, в частности, по вопросам:

- регистрации КО при их создании;

- выдачи генеральных банковских лицензий, лицензий на привлечение во вклады денег физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права;

- вынесения заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов;

- формирования собственных капиталов КО с использованием инвесторами ненадлежащих активов;

- введения и изменения пруденциальных норм деятельности КО в тех случаях, когда для этого не требуется решения Совета директоров Банка России;

- назначения временной администрации по управлению кредитной организацией;

- аннулирования и отзыва у КО лицензий, а также регистрации ликвидации КО;

- выдачи кредитным организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций;

- применения к КО мер воздействия в случаях, предусмотренных в нормативных актах Банка России.

На региональном уровне действуют соответствующие надзорные блоки в составе территориальных учреждений (далее также — ТУ) Банка России.

Надзор предполагает использование двух главных инструментов:

1)  получение от  банков отчетной документации  и ее дистанционный анализ;

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"