Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Введение в антикризисное управление
Тема 2. Банковский кризис: причины возникновения, виды и последствия
Тема 3 Риски ликвидности и банкротство кредитных организаций
Тема 4. Лицензирование деятельности кредитных организаций

Файлы: 1 файл

Лекции по Антикризисному управлению 2012.НОВЫЕ doc.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

Управление  рисками банка. Банк должен раскрыть свои принципы управления рисками, меры предупреждения финансовых трудностей.

Оценка  соблюдения обязательных нормативов и  резервных требований. Такая оценка предполагает:

■ расчет пруденциальных норм деятельности, которые возможно оценить количественно, обоснование и оценка соответствия планируемых показателей установленным критериям (по состоянию на начало каждого года деятельности);

■ расчет отчислений в  резервы, депонируемые в Центральном  банке (по состоянию на начало каждого  года деятельности).

Состояние, возможности и ограничения для  развития клиентской базы. В первую очередь следует описать:

■ фактическое состояние  клиентской базы;

■ планируемую клиентскую базу.

Возможности и ограничения  для развития сети филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений и обменных пунктов в регионах, в которых банк намерен действовать.

Банковская группа или  банковский холдинг, в которые предполагает войти учреждающийся банк.

Информация  о системе управления. Данная информация включает описание:

■ схемы управления банком, принципы распределения управленческих функций между органами управления банка и полномочий — между его руководителями, включая подчиненность и функции структурных подразделений и комитетов;

■ планируемого развития системы управления банком;

■ планируемой системы внутреннего контроля в банке, системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

■ внутренние документы  банка,  регламентирующие  ведение банковских операций, порядок их утверждения.

Сведения  об обеспечении деятельности банка. В число таких сведений входят в первую очередь обеспеченность:

■ зданием (помещением), в котором он будет располагаться;

■ офисным и банковским оборудованием;

■ транспортными средствами, в том числе специальными, техническими средствами для системы безопасности сотрудников и банковской деятельности (включая программные средства защиты информации от несанкционированного доступа), а также системами противопожарной безопасности;

■ кадровая политика.

В соответствии с рассматриваемым Указанием ЦБ РФ, вновь создаваемый банк должен представить, в частности: расчетный баланс на первые два года деятельности (с расшифровками отдельных статей такого баланса, включая будущую структуру активов и пассивов); план доходов, расходов и прибыли тоже на два года деятельности (и тоже с подробными расшифровками); показатели выполнения банком обязательных нормативов в те же предстоящие два года работы.

 

3 Лицензионные  требования к банкам, расширяющим  свою деятельность

В Законе « О банках и банковской деятельности» такие требования к банкам отсутствуют. В Законе о ЦБ РФ есть две статьи, которые имеют косвенное отношение к данному вопросу. Так, ст. 73 посвящена основательным проверкам банков и/или их филиалов уполномоченными представителями Банка России в особых случаях (такой проверкой могут быть охвачены только пять последних календарных лет деятельности банка или его филиала).

Кроме того, как записано в п. 14.3 Инструкции ЦБ РФ № 109, при  рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка в порядке, установленном в нормативных актах Банка России или принимаются во внимание результаты такой проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления в ТУ Банка России ходатайства о выдаче данной лицензии. В этом случае нормативные акты ЦБ имеются в виду следующие:

■ Инструкция № 105-И от 25 августа 2003 г. «Опорядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка РФ»;

■ Инструкция № 108-И от 1 декабря 2003 г. «Оборганизации инспекционной   деятельности   Центрального банка   РФ   (Банка России)».

В ст. 74 того же Закона содержится пункт, в соответствии с которым за серьезные нарушения действующих порядков и/или серьезные недостатки в деятельности банк может быть наказан, в частности, тем, что ему будет запрещено открывать новые филиалы в течение года (эта мера воздействия может относиться к рассматриваемому вопросу, если предположить, что открытие филиалов — это форма расширения деятельности банка).

Несколько конкретнее вопрос решается в Инструкции ЦБ № 109, в  главе 13 которой записано, что КО, желающая расширить свою деятельность и получить для этого новую, более высокую лицензию, в течение последних шести месяцев до подачи соответствующего ходатайства должна:

■ выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России;

■ относиться к классификационной  группе 1 или классификационной группе 2 в соответствии с Указанием ЦБ № 2005 от 30 апреля 2008 г. (для банка);

■ относиться к категории  финансово стабильных КО в соответствии с Указанием ЦБ № 766 от 31 марта 2000 г. (для НКО);

■ выполнять установленные в федеральных законах и нормативных актах ЦБ требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющей однозначно идентифицировать лиц, имеющих возможность прямо или косвенно (через третьи лица) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

■ не иметь долгов перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами;

■ иметь организационную структуру (включая службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;

■ выполнять установленные  в федеральных законах и нормативных актах ЦБ требования к членам совета директоров (наблюдательного советами руководителям организации.

 

4 Специальные  лицензионные меры Центрального  банка РФ

Инструкция № 109 (п. 14.2) требует, чтобы при рассмотрении вопроса о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денег физических лиц в рублях и/или лицензии на привлечение во вклады денег физических лиц в рублях и иностранной валюте в нем была проведена проверка в соответствии со ст. 45 Закона № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Банк, уже имевший лицензию на работу с деньгами физических лиц  в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» и принявший решение участвовать в системе страхования вкладов, в течение 2004— 2005 гг. должен доказывать, что он достоин сохранить указанную лицензию. Для этого банк должен был представить в Банк России соответствующее ходатайство, а последний обязывался в срок не более девяти месяцев рассмотреть такое ходатайство и вынести свое положительное или отрицательное заключение о соответствии претендента требованиям к участию в системе страхования вкладов. При этом процедура рассмотрения в Центральном банке указанного ходатайства предполагала следующие этапы:

1)  предварительный  анализ соответствия банка требованиям  к участию в системе страхования  вкладов;

2)  тематическая инспекционная  проверка для оценки достоверности учета и отчетности банка, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов и которые невозможно установить методами дистанционного надзора;

3) заключительный анализ  результатов, включая расчет значений всех критериев, которым должен соответствовать претендент;

4) вынесение заключения.

Для реализации всей этой весьма сложной и чрезвычайно  трудоемкой процедуры Банк России разработал пакет подзаконных нормативных актов, в который вошли следующие основные документы:

■ Указание № 1379-У от 16 января 2004 г. «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» — ключевой в данном случае нормативный акт, в котором были заданы показатели, методики их расчета и определения обобщающего результата по ним в целях признания финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов;

■ «Методические рекомендации о применении территориальными учреждениями Банка России Указания ... № 1379-У от 16 января 2004 г. ...в части оценки показателей прозрачности структуры собственности банка» (письмо № 88-Т от 27 июля 2004 г.);

■ Положение № 248-П от 16 января 2004 г. «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении ... заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов»;

■ Положение № 247-П от 16 января 2004 г. «О порядке рассмотрения Банком России заявления об обжаловании отрицательного заключения Банка России на повторное ходатайство о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов»;

■  Указание № 1477-У от 16 июля 2004 г. «О порядке признания утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов» — нормативный акт, которым Центробанк ввел совсем новое правило понижения уровня лицензии, которым располагает тот или иной коммерческий банк;

■  Указание № 1476-У от 16 июля 2004 г. «О порядке направления требования Банка России о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами»,

■ Указание № 1483-У от 30 июля 2004 г. «О порядке введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц банком, признанным отказавшимся от участия в системе страхования вкладов или признанным не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов».

Создание работоспособной системы страхования банковских вкладов населения (далее также — ССВ) — важная и нужная упреждающая антикризисная мера, позволяющая предотвращать изъятие вкладчиками своих средств из банков и тем самым дающая последним возможность работать увереннее и надежнее.

В 2008—2009 гг., когда в  России начался финансовый кризис, сильно ударивший по банкам, результаты этого удара при отсутствии указанной ССВ были бы несравненно тяжелее. В принципе верным, хотя, может быть, и несколько запоздалым, было также решение законодателя увеличить до 700 тыс. руб. страховое возмещение по вкладам населения в разоряющихся банках.

 

«Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия» (ч. 5 ст. 13). Это означает, что отозвать имеющуюся у банка лицензию можно не иначе как по основаниям, указанным в ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности», но в этой статье ничего не говорится о случае непрохождения банком отбора в систему страхования вкладов.

В период с 1 января 2006 года до 1 января 2010 года лицензии отозваны у 186 кредитных организаций, в том  числе у 112 кредитных организаций - за нарушения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

Нарушение требований Федерального закона № 115-ФЗ сочеталось в ряде банков и с недостаточностью имущества для удовлетворения требований кредиторов. По состоянию на 1 января 2010 года 57 кредитных организаций, основанием для отзыва лицензии у которых явилось нарушение данного закона, признаны арбитражными судами банкротами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для  самоконтроля по теме Лицензирование деятельности КО

1.    Что включает  в себя нормативно-правовая база  установления и применения обязательных  нормативов деятельности КО: нормы  законов (каких), нормативные акты Банка России (какие основные) или то и другое либо что-то еще?

2.    Обязательные  нормативы устанавливаются для  любых КО или только для  банков?

3.    Обязательные  нормативы для КО вправе устанавливать  только Банк России или еще какой-либо орган (органы) управления?

4.    Каких направлений  деятельности банков касаются  или должны касаться обязательные  нормативы?

5.    Что следовало  бы исправить или изменить  в действующей нормативно-правовой базе установления и применения обязательных для КО нормативов?

6.    Какие обязательные  нормативы деятельности банков  можно считать самыми важными с точки зрения их «антикризисного» потенциала?

7.    Сколько должно (может) быть обязательных нормативов  и как часто их следует менять?

8.    Было бы целесообразно, чтобы разные нормативы деятельности банков имели разный статус?

9.    Могут ли  быть обязательные нормативы,  распространяющиеся не на все  банки сразу, а на отдельные  их группы (дифференциация нормативов)? Было бы это целесообразно (в каких случаях) и возможно?

10.  По каким критериям  можно было бы делить нормативы  на более важные и менее  важные? Надо ли это делать?

11.  Как можно было  бы скорректировать состав важнейших  групп нормативов и, возможно, их числовые значения?

12.  Велико ли число  банков, нарушающих обязательные  нормативы? Какие выводы отсюда  можно сделать?

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"