Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Фундаментальные понятия контроллинга 7
1.1.История возникновения контроллинга 7
1.2 Понятия контроллинга как научной категории. 9
1.3 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 13
1.4 Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга 18
1.5 Функции и задачи контроллинга 22
Глава 2 Организационная структура и функции управления 29
2.1 Выбор организационной структуры управления 29
2.2 Функции управления 39
2.3 Принципы создания службы контроллинга 45
2.4 Структура и персонал службы контроллинга 47
2.5 Функции и задачи службы контроллинга 50
2.6 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга 52
2.7 Возможные варианты внедрения контроллинга. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Курсовая полная.docx

— 255.11 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Вступление экономики  России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

Решение задач  по предотвращению кризисных явлений  или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis-management), а в России — «антикризисное управление». Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные (муниципальные), акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

Основной целью  антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.

Антикризисное управление, антикризисный менеджмент, антикризисная стратегия и тактика, антикризисный управляющий — эти термины, привнесенные зарубежными экономистами и менеджерами, стали одними из самых популярных и модных в деловых кругах России.

В них вкладываются различные понятия, а именно: - управление организацией в условиях общего экономического кризиса страны;

- управление  организацией в условиях ее  финансовой несостоятельности и продвижения к банкротству;

-любое  управление  организацией, которое должно иметь  антикризисную направленность;

-антикризисное  управление, связанное с деятельностью  арбитражных управляющих в рамках судебных процедур по банкротству организации.

Некоторые экономисты считают, что антикризисное управление следует применять тогда, когда перспективы банкротства организации становятся реальными и ее надо выводить из кризисного состояния. При этом фони игнорируют диагностику финансового состояния организации для предупреждения  банкротства.

С нашей точки  зрения, в основе антикризисного управления должно лежать управление на базе постоянного мониторинга деятельности организации с целью своевременного диагностирования причин ухудшения финансового состояния и определения путей его восстановления, обеспечения существующей рентабельности деятельности, а также экономического роста и развития организации. Для этого в любой организации нужен менеджер, основная функция которого — обеспечить жизнедеятельность организации, устранять влияние и внутренние «помехи», принимать нетрадиционные решения, т. е. осуществлять антикризисное управление.

Актуальность  темы исследования обусловлена объективными процессами современного этапа развития мировой экономики, ускорением темпов научно-технического прогресса, глобализацией производственно-хозяйственных связей, ужесточением конкуренции и требований рынка. Значение работы возрастает в связи с необходимостью решения задачи построения экономики инноваций, ориентированной на постоянные нововведения, новейшие технологии. В этой связи особую роль приобретает менеджмент инноваций, постоянный мониторинг качества экономического и социального развития на макро - и микроуровнях с незамедлительными корректировками, направленными на повышение результативности принимаемых решений во времени и пространстве. Основой современной инновационной системы управления является невиданный прогресс информационных технологий, позволяющий преодолеть время и пространство, программировать процесс развития в режиме наибольшей эффективности. Соединение возможностей информационных технологий с инновационным управлением обусловило формирование современной системы конроллинга, представляющей собой механизм информационного и аналитического обеспечения менеджмента необходимыми системными сведениями в решении он-лайн в любых пространственных масштабах. Службы контроллинга отечественных и зарубежных компаний создаются как инновационные системы взамен устаревших. Практика применения контроллинга свидетельствует о том, что без его инструментария в настоящий период развития экономики невозможно выдерживать конкуренцию с теми компаниями, которые его успешно применяют. Службы контроллинга обеспечивают системный сбор, обработку и анализ информации по всем подразделениям компании, определяют ее соответствие принятой стратегии развития, подготавливают конструктивные предложения для руководства и менеджмента по эффективному решению возникших проблем в установленные программой сроки. На предприятиях России целостная система контроллинга еще не получила должного развития. Нет единой, четко сформулированной и обоснованной концепции его формирования и развития. Обычно задействованы лишь отдельные его элементы (информация, контроль, управленческий учет и т.п.), что существенно тормозит становление системы. Прежде всего, это обусловлено недостатком специалистов в данной области, а также недооценкой его эффективности многими руководителями предприятий.

Предметом исследования в курсовой работе являются экономические и социальные отношения, возникающие в процессе функционирования механизма контроллинга, в условиях внедрения инноваций и на базе информационных технологий, целенаправленного регулирования и повышения эффективности его применения во всех сферах хозяйствования.

Объектом  исследования служит механизм разработки, внедрения и использования контроллинга в инновационном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Фундаментальные  понятия контроллинга

 

1.1 История возникновения контроллинга

Возникновение и эволюция контроллинга как инструмента управления непосредственно обусловлены развитием  и усложнением структуры рыночных отношений. Контроллинг (от англ. «controlling») в дословном переводе означает руководство, регулирование, управление, контроль. Контроллинг возник в первой половине ХХ в. как результат формирования новой концепции управления бизнесом.

Понятие контроллинга как  научной категории возникло в  западной экономической науке и  впоследствии в 90-е гг. было воспринято в России в связи с поиском  механизмов, способных обеспечить эффективное  функционирование хозяйствующих субъектов  в рыночных условиях.

Теория и практика контроллинга развивались постепенно, проходя  ряд последовательных этапов. Как  указывал Дитгер Хан (Dietger Hahn), «истоки контроллинга лежат в области государственного управления и уходят своими корнями в Средние века. Уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность с названием „Courtrollour“, в задачи которой входили документирование и контроль денежных и товарных потоков. В современном значении слово „контроллинг“ как характеристика области задач на предприятии стало использоваться в США с конца XV в…» Однако широкое развитие контроллинга началось только с 20-х гг. ХХ в. До Великой депрессии слово «контроллер» на предприятиях оставалось неизвестным. Основной причиной появления понятия контроллинга в экономической литературе называют, прежде всего, промышленный рост в США в конце XIX – начале XX в., который вызвал усложнение процессов планирования и появление новых подходов к планированию на предприятии. Беспрецедентный рост размеров отдельных предприятий и сложности производства повлекли за собой соответственно необходимость улучшения методов управления. В разных группах предприятий и в разных странах развитие контроллинга шло неравномерно, поэтому сосуществуют концепции контроллинга, соответствующие разным этапам его развития и разным экономическим школам.

Отечественные научные публикации по проблемам контроллинга, круг которых  остается пока сравнительно ограниченным, позволяют систематизировать и  обобщить информацию о сложившихся  в российской науке теоретико-методологических подходах к данному инструменту  управления. Одним из факторов, с  которым связано некорректное использование  контроллинга, является ошибочное отождествление его с контролем. В действительности контроль представляет собой лишь элемент  контроллинга, так как последний  является комплексной межфункциональной  концепцией, целью которой является координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения.

Истоки российской теории и практики контроллинга лежат исключительно  в области западных научных школ. Это тот редкий случай, когда по конкретному зарождающемуся научному направлению полностью отсутствует  какой-либо отечественный практический опыт или научные разработки. В  этих специфических условиях развитие научного знания также носит особый характер. Во-первых, отсутствие отечественных  корней является, в известной мере, тормозом, так как в силу инерции  труднее воспринимаются непривычные  идеи и концепции. Во-вторых, в экономической  практике в недостаточной мере подготовлена почва для освоения и внедрения  метода контроллинга.

В научных трудах российских ученых вопросы теории контроллинга обычно рассматривают как бы «вне времени и пространства», т. е. отсутствует четкое разграничение концепций контроллинга по отдельным хронологическим периодам и по отдельным школам. Принято сравнивать американскую и немецкую школы контроллинга (А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько, М. Л. Слуцкин, Л. В. Попова, Р. Е. Исакова и др.), но нет анализа особенностей российской модели контроллинга и ее отличия от зарубежных воззрений. Не рассматривается вопрос о том, как представлен контроллинг в других странах, кроме США и Германии.

При анализе различных  концепций контроллинга обычно не учитывается  фактор времени – не определено, в какие годы какие концепции  были наиболее популярными. Исключением  является подход к классификации, реализованный  Л. А. Малышевой, которая в периоде  с 1980 г. по настоящее время выделила шесть этапов развития контроллинга, каждый из которых отличается преобладанием конкретной концепции контроллинга. Дискуссионным может быть вопрос о точности хронологических границ и об особенностях каждого этапа, но, бесспорно, научный и практический интерес представляет сам принцип классификации.

Вместе с тем необходимо признать, что выполненные рядом  авторов аналитические обзоры концепций  контроллинга дают в целом достаточно полную картину основных направлений  научной мысли по этому вопросу. В научных трудах представлены разработки по следующим аспектам теории и практики контроллинга.

1. Концепция контроллинга как основополагающая идея теории контроллинга.

2. Взгляды и представления по частным вопросам теории контроллинга, в том числе.

 

1.2 Понятия контроллинга как научной категории.

Понятие контроллинга как  научной категории возникло в  западной экономической науке и  впоследствии в 90 – е гг. было воспринято в России в связи с поиском  механизмов, способных обеспечить эффективное  функционирование хозяйствующих субъектов  в рыночных условиях. Теория и практика контроллинга развивалась постепенно. Проходя ряд последовательных этапов. Однако широкое развитие контроллинга началось только с 20 – х гг. ХХ в. До Великой Депрессии слово «контроллер» на предприятиях оставалось неизвестным. Основной причиной появления понятия контроллинга в экономической литературе называют, прежде всего, промышленный рост в США в конце ХIХ – начале ХХ в., который вызвал усложнение процессов планирования и появление новых подходов к планированию предприятия. Беспрецедентный рост размеров отдельных предприятий и сложности производства повлекли за собой соответственно необходимость улучшения методов управления. В разных группах предприятий и в разных странах развитие контроллинга шло неравномерно, поэтому сосуществуют концепции контроллинга, соответствующие разным этапам его развития и разным экономически школам. Управление – это вид деятельности, направленный на решение проблем и организацию планомерного, целесообразного функционирования любого предприятия. Искусство экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, принять меры по оптимизации соотношения «затраты – результат» и тем самым обеспечить достижение поставленных целей и, прежде всего, получение желаемой прибыли. Контроллинг – механизм этого искусства, на развитие и совершенствование которого направлены усилия зарубежных, а в настоящее время и российских специалистов. Такое внимание к контроллингу объясняется тем, что он надежно ориентирует предприятие в рыночных отношениях по сравнению с прежними системами планирования и учета. Возникновение контроллинга обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Относится это не только к отраслям новейшей технологии, но и к другим, куда в технологию вкладывается наибольшая часть средств и где она – существенная переменная успеха. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки - гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности. По мере роста размера капиталовложений увеличиваются их технологическое наполнение и сложность. Руководству все труднее становится поддерживать уровень своих технических знаний, необходимых для принятия соответствующих решений. По мере увеличения средств, которыми оно рискует, руководство фирмы все меньше понимает цели и последствия капитальных вложений. В результате ему все больше приходится полагаться на знания и советы различных технических специалистов, которые, как правило, не имеют прямых контактов с руководством и никогда не считались частью управленческого аппарата. Следовательно, в высшем звене управления принятие решения по важнейшим вопросам все больше становится групповым процессом. Другая сложность заключалась в изменении технологии принятия решения. В начале ХХв., когда происходит рост фирм и усложнение их производства, управленческий аппарат (персонал), именуемый «штаб», также приобретал все большую численность и знания. Первоначально штаб занимался подготовкой решений: собирал, классифицировал, анализировал и представлял необходимую для решений информацию. Задача штабных специалистов – поставлять информацию, а не участвовать в принятии решений. Во второй половине ХХв. ситуация быстро поменялась. Возник новый тип штабного руководителя, обладающий знаниями, которых нет у руководителя фирмы, - это специалисты по обработке данных и по научному решению проблем, известные как экономисты – математики. Специалисты по обработке данных отвечают за входящую информацию для принятия решения, а экономисты – математики проводят анализ альтернативных решений. Выбор наиболее оптимального направления развития предприятия был обусловлен тем, что усложнилась его ориентация в рыночной экономике. В свою очередь усложнение ориентации предприятия привело к возрастанию роли управления, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. Довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на её основе управленческих решений, систему, которая управляет предприятием, будучи сориентирована на достижение не только оперативных (текущих) целей в виде получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели: выживание предприятия, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест, т. е. на социальные факторы, систему, в которой преобладающим становится не узкое, конкретное ортодоксальное мышление управляющих делами, а системное, комплексное решение проблем. Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта). Основной причиной появления такого понятия в экономической литературе называют, прежде всего, промышленный рост в США в конце 19 – начале 20 в. в,, который вызвал усложнение процессов планирования и появление новых подходов к планированию на предприятии. Развитие американской промышленности и беспрецендентный рост размеров отдельных предприятий и сложности производства повлекли за собой соответственно необходимость улучшения методов управления, что, в свою очередь, потребовало разработки методов производственного учета и более точного финансового контроля. Повышение требований и усложнения учетных задач привели к необходимости создания службы контроллинга. Таким образом, возникновение контроллинга обусловлено следующими причинами: - неустойчивостью условий и характеристик внешней среды; - ростом объема информации и значимости информационного обеспечения текущих (оперативных) и стратегических (перспективных) решений; - усложнением системы управления; - повышением интернационализации рыночных отношений и предпринимательской деятельности; - потребностью практики в комплексной методической и инструментальной базах для поддержания основных функций менеджмента; - усилением функции координации в процессе подготовки, принятия и реализации предпринимательской деятельности. Наиболее полно система контроллинга как система управления была впервые описана и применена в США. Содержание контроллинга и работа контроллера нее исчерпывается на сегодня только этими функциями в том объеме, в котором мы привыкли их видеть: они значительно шире и разнообразнее. Контроллинг – это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов.

Информация о работе Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации