Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Фундаментальные понятия контроллинга 7
1.1.История возникновения контроллинга 7
1.2 Понятия контроллинга как научной категории. 9
1.3 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 13
1.4 Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга 18
1.5 Функции и задачи контроллинга 22
Глава 2 Организационная структура и функции управления 29
2.1 Выбор организационной структуры управления 29
2.2 Функции управления 39
2.3 Принципы создания службы контроллинга 45
2.4 Структура и персонал службы контроллинга 47
2.5 Функции и задачи службы контроллинга 50
2.6 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга 52
2.7 Возможные варианты внедрения контроллинга. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Курсовая полная.docx

— 255.11 Кб (Скачать файл)

1) каналы власти и коммуникаций  между разными административными  службами и работниками;

2) информацию, которая передается  этими каналами.

 Организационная структура – это категория менеджмента, которая отображает организационная сторону отношений управления и представляет единство уровней и звеньев управления в их взаимосвязи. Звенья управления – отделенный орган (работник), наделенный функциями управления, правами для их реализации, определенной ответственностью за выполнение функций и использования прав. Уровень управления – совокупность звеньев управления на определенной ступени иерархии управления. Организационная функция управления (имеется в виду организация деятельности) – это процесс создания рациональной и продуктивной структуры предприятия. Понятие «организация» включает такие связанные между собой элементы:

 • цель, задачи;

 • группирование задач  для определения видов работ;

 • группирование видов  работ в соответствующих подразделениях  в соответствии с целью организации;

 • делегирование полномочий, распределение ответственности  и определение числа уровней  в иерархии управления;

 • создание климата,  который побудит активно работать  для достижения цели организации;

 • проектирование  системы коммуникаций, способной  обеспечить принятие эффективных  решений, их контроля и координации;

 • построение единой  организационной системы, которая  обеспечивает внутреннее согласование  всех элементов организации, адаптацию  к изменениям внешней среды. 

Практическим результатом  организационной функции является:

 • утверждение структуры  производства, органов управления, схемы взаимосвязей между подразделениями;

 • регламентация функций,  подфункций, работ и операций;

 • установление прав  и обязанностей органов управления  и служебных лиц; 

• утверждение положений, инструкций;

 • подбор, расстановка  кадров и формирование штатов  работников в управляющей и  управляемой системах.

Основными элементами организационной  структуры управления являются:

1. Состав и структура  функций управления;

2. Численность работников  для реализации каждой управленческой  функции; 

3. Профессионально-квалификационный  состав работников аппарата управления;

4. Состав самостоятельных  структурных подразделений;

5. Количество уровней  управления и распределение работников  между ними;

6. Информационные связи. 

Организационная структура  должна отвечать определенным требованиям:

1. Адаптивность (способность  приспосабливаться к изменениям  внешней среды);

2. Гибкость, динамизм (способность  четко реагировать на изменения  спроса, появление инноваций);

3. Адекватность (соответствие  организационной структуры параметрам  управляемой системы);

4. Специализация (функциональная  замкнутость подразделений, конкретизация  сферы деятельности);

5. Оптимальность (наличие  рациональных связей между уровнями  и звеньями управления);

6. Оперативность (недопущение  безвозвратных изменений в управляемой  системе за время принятия решения);

7. Надежность (гарантированность  достоверности передачи информации);

8. Экономичность (соответствие  затрат на содержание органов  управления возможностям организации);

9. Простота (легкость для  персонала понимания и приспособления  к данной форме управления).

На построение организационной  структуры управления влияет система  факторов, которые касаются объекта и субъекта управления:

 • размеры производственной  деятельности фирмы (средняя,  маленькая, крупная);

 • производственный  профиль фирмы (наличие специализации  на производстве одного вида  продукции);

• характер продукции и  технология ее производства (массовое, серийное производство);

• сфера интересов фирмы (ориентация на местный, национальный, внешний рынок);

 • масштабы зарубежной  деятельности и формы ее осуществления  (наличие дочерних, производственных или сбытовых предприятий за границей);

• характер объединения (концерн, финансовая группа).

Основными принципами формирования организационных структур управления есть: единство цели, первичность функций  и вторичность структуры; простота организационной структуры, единство руководства, оптимальные нормы  управляемости, принцип обратной связи  и др. Организационная структура  оказывает непосредственное влияние  на выбор варианта модели контроллинга, поскольку сбор информации относительно эффективности деятельности осуществляется не только в масштабах предприятия  в целом, но и разрезе его структурных  подразделений. Выбор организационной  структуры управления предприятием диктуется в значительной степени  стратегическим мышлениям менеджеров, а не только проблемами настоящего. Контроллинг отслеживает результативность видов деятельности, рынков сбыта, процессов  снабжения, производства, а также  определяет влияние на финансовые результаты внешних и внутренних факторов развития предприятия. Важной задачей контроллинга есть сбор данных в разрезе отдельных  видов операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, а также  по центрам затрат, центрам прибыли. Выделение центров затрат и центров  прибыли базируется на организационных  структурах, которые уточняются на каждом этапе развития предприятия  с учетом его стратегических планов.

 Выделяют два класса  организационных структур управления:

  1. Бюрократические организационные структуры – характеризуются высоким уровнем разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных норм и правил поведения персонала, подбором кадров за деловыми и профессиональными качествами. Концепция бюрократии была сформулирована немецким социологом Максом Вебером в начале ХХ ст. и была одной из самых полезных теорий в истории человечества. Содержание отдельных характеристик рациональной бюрократии:
  • четкое разделение труда, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов на должности;
  • иерархичность управления – каждый низший уровень подчиняется высшему;
  • наличие системы обобщенных формальных правил и стандартов;
  • дух объективизма, с которым официальные лица исполняют должностные обязанности;
  • наем на работу в соответствии с квалификационными требованиями.

Основными типами бюрократических  организационных структур являются: линейная, функциональная, линейно-функциональная (комбинированная), продуктовая, региональная. Суть линейного управления состоит в том, что во главе подразделения находится руководитель, который осуществляет все функции управления. Каждый работник подразделения непосредственно подчиняется только этому руководителю. Последний есть подотчетным вышестоящему органу, который не имеет права отдавать распоряжения рабочим, минуя их непосредственного руководителя.

Преимущества  линейных организационных структур:

1. Установление четких  и простых связей между подразделениями. 

2. Единство.

3. Согласованность действий  исполнителей.

4. Ответственность руководителя  за результаты деятельности подразделения. 

5. Оперативность в принятии  решений. 

6. Получение исполнителями  заданий, обеспеченных ресурсами. 

7. Личная ответственность  руководителя за конечные результаты  деятельности своего подразделения. 

Недостатки  линейных организационных структур:

1. Высокие требования  к руководителю (глубокие знания, опыт из всех функций управления).

2. Большая перегрузка  информацией, большой поток документации, численность контактов с подчиненными, высшими и сопредельными структурами. 

3. Отсутствие специалистов  по отдельным функциям управления.

4. Несоответствие возрастающим  требованиям современного производства.

Функциональная структура  управления предусматривает, что каждый орган управления (или исполнитель) специализируется на выполнении отдельных  видов управленческой деятельности (функций). Выполнение указаний функционального  органа в границах его компетенции  есть обязательным для производственных подразделений.

Преимущества  функционального типа управления

1. Высокая компетентность  специалистов, которые отвечают  за осуществление конкретных  функций.

2. Расширение возможностей  линейных руководителей в вопросах  стратегического управления путем  передачи ряда функций специализированным  звеньям. 

3. Централизованный контроль  стратегических результатов. 

4. Тесная привязка структуры  к стратегии. 

5. Повышает эффективность  управления там, где задачи  являются повседневными и повторяемыми.

6. Легко реагирует на  потребности практики путем создания  новых функциональных служб. 

Недостатки  функционального типа управления

1. Трудность в поддержке  постоянных взаимосвязей между  разными функциональными службами.

2. Отсутствие взаимопонимания  между разными функциональными  службами разных производственных  отделений фирмы.

3. Уменьшение уровня ответственности  через наличие двойного подчинения.

4. Нарушение принципа  единоначалия.

5. Проблемы функциональной  координации, межфункциональное  соперничество, конфликт.

6. Приводит к формированию  узкой точки зрения менеджмента  и разработки мелких, частичных  решений.

7. Отводит ответственность  за прибыль (убыток) на высшие  уровни управления.

8. Случаи неправильного  определения приоритетов фирмы  функциональными специалистами.

 Линейно-функциональный (комбинированный) тип: функциональные звенья, лишенные права прямого влияния на исполнителей. Они готовят решения для линейного руководителя, который осуществляет прямое административное влияние на исполнителей.

 Преимущества линейно-функционального типа

1. Высокая компетентность  специалистов, которые отвечают  за осуществление конкретных  функций.

2. Тесная привязка структуры  к стратегии. 

3. Объединение принципа  специализации управление с принципом  единства руководства.

Недостатки  линейно-функционального типа

1. Не всегда есть гибкими при решении новых задач.

2. Осложненная межфункциональная  координация деятельности по  внедрению новых программ.

3. Осложненная реализация  внутрипроизводственных конструкторских,  технологических новинок без  привлечения руководителей высшего  звена. 

4. Чрезмерное развитие  системы взаимодействия по вертикали. 

Продуктовый тип предусматривает  создание в структуре фирмы самостоятельных  хозяйственных подразделений - производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов одной группы, или одного вида продукта.

 Преимущества продуктового типа управления

1. Создание логических  и действенных средств децентрализации  власти.

2. Ответственность менеджеров  подразделений за прибыль.

3. Способность быстро  реагировать на смену условий  конкуренции, технологии спроса.

4. Улучшение координации  работ. 

5. Возможности для подготовки  менеджеров стратегического уровня.

Недостатки  продуктового типа управления

1. Дублирование функций  на уровне корпорации, подразделения.

2. Увеличение затрат на  содержание персонала.

3. Проблематичность установления  оптимального уровня децентрализации.

4. Автономия подразделений  может блокировать достижение  выгод стратегического объединения. 

5. Чрезмерная конкуренция  между подразделениями за ресурсы  и внимание корпорации. Региональный  тип организационной структуры  предусматривает, что ответственность  за всю деятельность компании  на внутреннем и на внешнем  рынке распределяется между самостоятельными  региональными подразделениями. 

Эти подразделения по смыслу и характеру деятельности могут  выступать как производственные отделения и могут быть центрами прибыли, а могут организовываться в форме дочерних компаний и быть центрами прибыли и центрами ответственности. Региональная структура используется компаниями, которые вырабатывают продукцию  ограниченной номенклатуры и ориентированные  на широкие рынки сбыта и конкретного  потребителя. Преимущества регионального типа управления

Информация о работе Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации