Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Фундаментальные понятия контроллинга 7
1.1.История возникновения контроллинга 7
1.2 Понятия контроллинга как научной категории. 9
1.3 Сущность, принципы и сфера применения контроллинга 13
1.4 Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга 18
1.5 Функции и задачи контроллинга 22
Глава 2 Организационная структура и функции управления 29
2.1 Выбор организационной структуры управления 29
2.2 Функции управления 39
2.3 Принципы создания службы контроллинга 45
2.4 Структура и персонал службы контроллинга 47
2.5 Функции и задачи службы контроллинга 50
2.6 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга 52
2.7 Возможные варианты внедрения контроллинга. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Файлы: 1 файл

Курсовая полная.docx

— 255.11 Кб (Скачать файл)

 • прогнозирование  состояния и поведения объекта  или его части на определенный  будущий период времени;

 • изменения состояния  и поведения объекта или его  части таким образом, чтобы  при изменении внешних условий  в допустимых границах были  обеспечены необходимые и оптимальные  значения характеристик объекта или его части;

 • заблаговременное  определение места и причин  отклонений значение характеристик  объекта от заданных;

 • сбор, передача, обработка  информации о состоянии объекта; 

• обеспечение стойкого состояния объекта при достижении критических значений характеристик  объекта.

3. Объект - это то, что контролируется. В системе управления объектами контроля есть народное хозяйство в целом, отдельные области, регионы, объединение, предприятия. Внутри предприятия объектами контроля есть все без исключения производственные процессы.

4. В качестве субъекта контроля может выступать группа людей или организация, наделенная соответствующими полномочиями.

5. Предмет контроля – это состояние и поведение объекта управления (это деятельность объектов в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, поручениями).

6. Характеристики контроля:

 • относительно времени  - существует предшествующий (осуществляется с целью предвидения состояния объекта в будущем), текущий (определяет состояние объекта в процессе выполнения операции) и заключительный (после осуществления операции).

 • связанные с пространством  - различают выездной (выезд субъекта  контроля на территориально отдаленный объект) и стационарные виды контроля (субъект и объект территориально размещены на одном месте).

 • качественные - различают единичный или множественный, которые связаны с одной или несколькими величинами, что контролируются; одно- и многофункциональный контроль зависит от объема операций.

 • в зависимости  от задачи различают линейный (контролируется объект в целом), функциональный (контролируется часть объекта) и операционный типы контроля (контролируется одна отдельная характеристика состояния и поведения объекта).

• по характеру взаимоотношений  субъекта и объекта различают  внутренний (субъект и объект функционируют  в границах одной системы) или  внешний контроль (субъект отделен, действует автономно, независимо от объекта).

 Процесс контроля делится  на несколько последовательных  этапов:

 • определение желательного  результата – цель конкретизируется, уточняется, превращаясь в нормы  функционирования;

 • измерение фактического  результата выполнения – сопоставление  фактической величины с эталоном;

• оценка результатов выполнение – сравнение фактического и ожидаемого результатов;

 • корректировка действия.

 Существует два типа: за счет внутренних усилий  и резервов, без изменения показателей утвержденного плана достигается выполнение в полном объеме; изменяются планы, их объемы, номенклатура продукции.

Роль  контроллинга в процессе управления. (рис.4)

Рисунок 4 - Роль контроллинга в процессе управления

 

2.3 Принципы создания службы контроллинга

Система контроллинга на предприятиях будет успешно функционировать  лишь тогда, если она будет выделена в отдельную службу управления. Служба контроллинга функционирует с экономическими, инженерными, юридическими другими  службами и руководством. Поскольку  служба обеспечивает информационную функцию  для стратегического управления, то она наделяется широкими полномочиями относительно получения необходимых  данных, а ее рекомендации обязательны  для реализации на практике. Управленческие решения стратегического характера  оформляются распоряжениями высшего  руководства.

 При создании службы  контроллинга должны учитываться  такие принципы:

• получение информации от экономических, инженерных, юридической  и других служб;

 • организация сбора  дополнительных данных – такая  информация собирается по методикам,  разработанным службой контроллинга;

 • независимость службы  контроллинга от других служб  управления, которая предоставляет  ей высокий статус и авторитет  в иерархии управления;

 • высокий интеллектуальный  уровень работников службы контроллинга, что обеспечивается отбором по  профессиональному уровню и тестированием  на знание системы контроллинга, основ стратегического планирования, анализа, контроля, управление и  др. дисциплин.

 • разработка службой  контроллинга системы рапортов, организации мониторинга экономических  показателей; 

• служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию к сведению высшего руководства  предприятия;

• достаточность кадров.

 Создание специализированной  службы контроллинга может вызвать  противодействие других работников, поэтому целесообразно начинать  с назначения временной рабочей  группы с нескольких лиц, которая  выполняет роль аналитической службы и обеспечивает руководство предприятия информацией стратегического характера. Вместе с тем рабочая группа налаживает связи с другими отделами, уточняет функциональные обязанности, объем данных. После этого можно приступать к созданию отдела контроллинга в виде централизованной (данные поступают в отдел контроллинга) или децентрализованной службы (данные поступают от цеховых контролеров, а потом обобщает собранную информацию). Контролера нельзя отождествлять с контролером. Контролер выполняет рутинные функции из проверки того, что состоялась раньше, его работа направлена на проверку минувших событий. Контролер – специалист по разработке систем контроллинга и обеспечение функционирования этой системы в отдаленной перспективе, поэтому его работа нестандартна, требует широты кругозора, стратегического мышления, видение взаимосвязей между экономическими показателями, явлениями и процессами, требует аналитических способностей и умения синтезировать разрозненные факты, наблюдение, выявление тенденций в разной среде

 

2.4 Структура и  персонал службы контроллинга

Последовательность действий относительно внедрения контроллинга:

1. Назначение руководителя  проекта - приказ руководителя.

2. Развитие «стратегического  мышления» - обучение исполнителей.

3. Подготовка информации (понимание) - разработка концепции  контроллинга.

4. Стимулы к работе  – оплата работы, продвижение  кадров.

5. Условия работы (необходимое  время) – план внедрения системы  контроллинга.

6. Профессиональный уровень  – подбор команды из внедрения  системы контроллинга.

7. Система планирования  – должностные инструкции, создание  системы мониторинга.

8. Внедрение – координация  усилий по сбору и обработке  данных контроллинга.

9. Утверждение структуры  и процедур контроллинга - приказ  руководителя.

С внедрением системы контроллинга на предприятии осуществляются три  важных события:

1) изменение стратегии  развития;

2) изменение компетентности  персонала (новые умения и знания, привычки, знания системы, структуры  и др.);

3) изменение поведения  персонала (нормы, понятия, ценности, распределение власти и др.).

По всей видимости, служба контроллинга подчинена коммерческому  директору, а бухгалтерия - отделу контроллинга, что логично, поскольку процесс  сбора необходимой информации от других отделов организован бухгалтерией и она имеет полномочия требовать  представления ними отчетов. Возможен вариант, когда отделы снабжения, сбыта, учета подают предусмотренные отчеты непосредственно в службу контроллинга. Центральная служба контроллинга собирает данные на основе отчетов разных отделов  главного предприятия. Те из них, кто  выделен на самостоятельный баланс, организуют работу контролера на тех же принципах, что и главное предприятие. Для плодотворной работы службы контроллинга важнейшее значение имеет экономическая информация, которая обеспечивается с помощью бухгалтерской отчетности, оперативно-технических средств (телефон, факс), статистических методов (наблюдение, сбор данных), аналитических данных (с помощью обработки информации методами экономического анализа). Учитывая важность информационных ресурсов для системы управления, считается целесообразным интегрирование службы контроллинга с системой бухгалтерского учета и отчетности для того, чтобы в едином потоке получать данные для финансового учета и контроля за деятельностью предприятия. Для этого разрабатывается система внутренней отчетности с определением: центров сбора информации; показателей, которые необходимо собрать; сроков представления отчета; формы отчетов и методики их складывания; цели, с которой собирается информация; адресата информации. Структура службы контроллинга, а также объем сбора и обработки информации в значительной степени определяют численность необходимого персонала. Опыт показывает, что рациональным является следующий состав службы контроллинга:

• Начальник службы контроллинга – наиболее квалифицированный специалист, который знает бухгалтерский  учет, плановую работу, разбирается  в технологических вопросах работы предприятия. Несет ответственность  за выходящие документы, аналитические  расчеты и прогнозы перед руководством предприятия.

 • Контролер-куратор цехов – квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех цехов предприятия, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого цеха.

• Контролер – специалист по управленческому учету – специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорией и инструментариями контроллинга, обладающий высоким уровнем эрудиции.

 • Контролер – специалист по информационным системам - квалифицированный специалист из отдела автоматизации, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации контроллинговой работы.

 Поскольку работа контролера требует особых качеств и способностей, то профессиональные знания идеального контролера включают:

1. Такой перечень дисциплин: экономика и организация предприятия; технология; финансовый и управленческий учет; управление затратами; финансовый менеджмент; инвестирование, методология планирования, анализ (экономические и специальные методы); программирование, менеджмент, маркетинг, финансы и прочие дисциплины.

2. Определенные способности  для выполнения своих функций:  абстрактное мышление; системное  решение любых проблем; анализ  явлений и процессов и синтезирования  информации; умение логически аргументировать  и разъяснять сложные ситуации; коммуникабельность; быстрое освоение  нового; знание методологии научных  исследований; умение пользоваться  техническими средствами; знать  и отыскивать факторы успеха  предприятия на далекую перспективу  и др.

3. Требования относительно  этики поведения: скромность, несмотря  на высокий статус в системе  управления; терпимость к мыслям  других работников; оптимизм; преданность  работе

 

2.5 Функции и задачи службы контроллинга

Сущность контроллинга скрыта в стратегии предприятия. Если есть стратегия, то для проверки достижения ее целей пользуются арсеналом инструментария контроллинга. Если стратегические планы  не разрабатываются, то контроллинг  не используется. Организация сбора  данных для контроллинга осуществляется с помощью специальных отчетов. Работники отдела контроллинга определяют объемы необходимой информации, решают и письменно фиксируют такие  данные:

 • что должны сообщать (содержание данных, точность);

 • как сообщать (устно,  письменно, каналы сообщений);

• кто сообщает (тот, кто  создает информацию, обрабатывает, сохраняет, отправляет);

 • когда должны  сообщаться данные (сроки, свободный  график, на запрос);

 • для каких целей  сообщается информация (принятие  решений, вмешательство в процесс,  выявление тенденций).

 Внедрение контроллинга  базируется на разработанном  инструментарии контроллинга, который  основан на стратегическом подходе  к:

 • системе планирования  и бюджетирования (составления смет);

 • методике определения  маржинального дохода по предприятию  и структурным подразделениям; •  методов расчета себестоимости  по видам продукции, сферам  ответственности; 

• системам отчетности и  графиков их получения;

Информация о работе Контроллинг, как инструмент управления в кризисной ситуации