Анализ ценовой политики Студии Красоты «Орхидея»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы охарактеризовать анализ ценовой политики ООО «Орхидея».
Задачи:
изучить понятия о цене и стоимости
провести анализ рынка парикмахерских услуг
исследовать методику ценообразования на предприятии
Рразработать методику по улучшению ценовой политики ООО «Орхидея»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Понятие цены и стоимости

1.1 Эволюция теории стоимости
5
1.2 Закон стоимости: сущность и функции
7
1.3 Классификация, функции и виды цен
10
1.4 Взаимосвязь стоимости и цены
18
2. Анализ ценовой политики Студии Красоты «Орхидея»

2.1 Экономическая характеристика предприятия ООО «Орхидея»
23
2.2 Анализ рынка парикмахерских услуг
26
2.3 Методика ценообразования в СК «Орхидея»
33
3. Мероприятия по улучшению ценовой политики ООО «Орхидея»
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 128.33 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3. Классификация, функции и виды цен

Разделение  цен по различным признакам показывает их подразделение на отдельные виды.

В зависимости  от сфер торговли цены делятся на: оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовые цены – это такие цены, по которым  продукция реализуется крупными партиями. Система таких цен применяется  в торгово – сбытовых операциях  между предприятиями, используется при реализации товаров через специализированные магазины, а так же на торговых биржах и в других организациях, продающих товары оптом.

Цены  товары, продаваемые в розничной  торговой сети, принято называть розничными, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям в небольшом объеме. Торговлей по розничным ценам в основном обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства.

Обычно  розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, которой компенсируются издержки обращения в розничной  торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные  цены - это цены государственных  закупок продукции у организаций, предприятий и населения. В российской экономической практике распространены государственные закупки сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Но в принципе этот термин «закупочные цены» может объясняться гораздо более широко и  применительно ко всем видам государственных закупок

Определенной  спецификой обладают цены на услуги, представляющие, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально - вещественной форме, однако изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего  производство услуги совпадает с  началом ее потребления. На формирование цен на услуги влияет специфичность  услуг, то есть тарифы (расценки). При  расчете цен на услуги учитываются  объем работы, временный фактор и качество. Примерами тарифов являются плата за телефон, пользование радио и телевидением, а также оплата коммунальных и бытовых услуг.

По степени  и способу регулирования цены разделяются на следующие группы:

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственные. Государственные цены могут снижать или повышать государственные органы.

Регулируемые  цены называются так потому, что  их величина регулируется государственными органами. При этом воздействие со стороны государства на цены носит косвенный и ограниченный характер, осуществляется воздействием на изменение спроса и предложения товара. Например,  при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Нередко регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные товары верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

Но и  тот и другой путь имеют существенные недостатки, что приводит к редкому  использованию этого метода. Например, государство устанавливает верхний предел цены и устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цен и это приводит к снижению предложения и росту спроса на товар. Исход такого установления цен является превышение спроса над предложением товара. То есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов, которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условиях нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счете дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита    оно    занимается    распределительными    функциями,    печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям.

Регулирование цен по величине может также проводиться  путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%. Тем самым, если, к примеру, себестоимость единицы товара составила для продавца 1000 рублей, он не имеет права продавать его по цене выше 1500 рублей. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий - монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены к фиксированной, базисной.

Отметим, что жесткое воздействие государственных  органов на цены посредством регулирования  осуществляется не только в централизованно  управляемой, но и в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики  рыночного типа регулирование распространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Договорные  цены - это цены, величина которых  определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения экстренных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного  ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны,    ценности    для    потребителей    дополнительной  единицы приобретаемого   блага   и,    с   другой   стороны,   издержкам производства  и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

В экономическом  анализе, планировании и статистике наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 3000 рублей, а затем стала тратить 6000 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что вдвое улучшилось количество или качество потребляемых продуктов. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить - сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными? Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции, характеризующий рост цен в процентах. Показатель уровня инфляции равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции - прироста цен.

В этих же целях иногда применяются реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемых субститутами.

В более  широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, - ожидаемыми.

Ряд цен  на товары и услуги фиксируется в  документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.

В ходе осуществления  планово - управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл  и назначение которых ясны из их названия. В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес - проекты, бизнес - планы, планы фирм, индикативные государственные планы - прогнозы.

Довольно  часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка.

Мировые цены представляют собой либо реально  действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым.

Функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, это различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Функциями цены являются только те внешние проявления свойств, которые характерны для любой цены независимо от ее вида.

Цены  выполняют следующие функции:

1) учетная  функция;

2) стимулирующая  функция;

3) распределительная  функция;

4) функция  установления баланса между спросом и предложением;

5) функция  рационального размещения производства.

Учетную функцию называют также функцией учета и измерения затрат общественного  труда. Цена выполняет учетную функцию, так как по определению представляет собой денежное выражение стоимости. Цена показывает, сколько стоит удовлетворение определенной потребности в конкретной продукции.

Стимулирующая функция цены заключается в том, что цена поощрительно воздействует на производителя посредством содержащейся в ней прибыли. Цена оказывает стимулирующее и сдерживающее действие на производство разнообразных видов товаров. Цены могут поощрять увеличение или, наоборот, препятствовать уменьшению производства и потребления определенных видов товаров.

Посредством цены можно:

1) воздействовать на развитие науки и техники;

2) способствовать  более рациональному использованию ресурсов;

3) воздействовать на уровень качества продукции;

4) воздействовать  на структуру выпуска продукции и ее потребления.

Стимулировать деятельность экономических агентов  можно при помощи увеличения прибыли в цене, а также при помощи скидок и надбавок.

Распределительная функция цены состоит в том, что  посредством цен происходит распределение  и перераспределение чистого  национального дохода. С помощью этой функции в той или иной степени решаются многие социальные проблемы общества.

Распределение и перераспределение национального дохода происходит между:

1) различными отраслями экономики;

2) формами  собственности;

3) различными  регионами страны;

4) фондом  накопления и фондом потребления;

5) слоями  населения.

Функция установления баланса между спросом  и предложением состоит в том, что посредством цен связываются между собой спрос и предложение (производство и потребление). Цена представляет собой инструмент для достижения равновесия между спросом и предложением.

Если  между предложением и спросом  возникает диспропорция, то цена первой сигнализирует об этом.

Цена  в случае недостатка товаров поощрительно воздействует на увеличение предложения, так как на дефицитные товары устанавливается высокая цена, стимулируя приток производителей в данную отрасль.

Информация о работе Анализ ценовой политики Студии Красоты «Орхидея»