ВВЕДЕНИЕ
Цена
– важнейшая составная часть
комплекса маркетинга. Именно цены
определяют структуру производства, оказывают
решающее воздействие на движение материальных
потоков, распределение товарной массы,
уровень благосостояния населения.
Сущность
ценовой политики в маркетинге –
установление на товары предприятия
таких цен и такое варьирование
ими в зависимости от положения
на рынке, что бы овладеть определенной
долей рынка, получить намеченный объем
прибыли и т.д. Для успешной роботы на рынке
очень важно правильно учитывать факторы,
влияющие на уровень цены ( издержки производства,
конкуренция, спрос, реклама, надбавки
и скидки и т.д.).
Актуальность
осуществления эффективной ценовой
политики обуславливается тем, что цена:
- в значительной степени определяет уровень спроса и, следовательно, объем продаж. Слишком высокая или низкая цена может подорвать сбыт товара.
- определяет рентабельность деятельности, задавая уровень прибыли и, через влияние на уровень спроса, - динамику достижения окупаемости затрат.
- вносит свой вклад в позиционирование марки. Покупатели реагируют на цену как на сигнал, воспринимая её как критерий оценки качества. Следовательно, цена является одной из составляющих имиджа марки.
- есть вынужденная точка контакта между конкурентами, а также удобная база для сравнения конкурирующих товаров или марок.
- правовое и социальное регулирование в ценовой сфере ограничивает самостоятельность фирмы.
Целью написания курсовой
работы является изучение ценовой
политики и предложение мероприятий по
её совершенствованию.
Для поставленной цели были
решены следующие задачи:
- дать понятие цене и ценовой политики предприятия;
- изучить методы ценообразования;
- провести экономический анализ деятельности предприятия;
- провести анализ ценовой политики ООО»ЭКСПО-строй»;
- дать рекомендации по совершенствованию ценовой политики ООО «ЭКСПО-строй».
- Экономически обосновать предложенные мероприятия
Предметом исследования
данной курсовой работы является
анализ
ценовой политики.
Объектом курсовой работы
является ООО «ЭКСПО-строй».
Для написания курсовой были
использованы: учебная литература по
теме, периодические издания, интернет-ресурсы,
отчеты предприятия.
1 Теоретические
аспекты ценовой
политики
предприятия
- Сущность, виды и функции цен
Цена - это денежное выражение
стоимости товара, экономическая
категория, служащая для косвенного измерения
величины затраченного на производство
товара общественно необходимого рабочего
времени1.
Все виды цен, в зависимости
от того, какой признак взят для
классификации, можно разделить на различные
группы2:
1) По характеру обслуживаемого
оборота различают следующие
виды цен:
- оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
- розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
2) В зависимости от
государственного воздействия, регулирования,
степени конкуренции на рынке
различают следующие виды цен3:
- свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке, то есть свободные от прямого ценового вмешательства государства.
- регулируемые цены – это цены, изменение которых допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государством. Основными рычагами прямого ценового регулирования являются:
а) установление верхнего абсолютного
предела цены;
б) ограничение роста цены путем
регламентирования норматива рентабельности
в процентах себестоимости;
в) установление ограничений
на посреднические вознаграждения;
г) определение нижнего предела
цены.
Крайним вариантом прямого
ценового регулирования являются фиксированные
цены, когда продавец не имеет права отклоняться
от них в какую-либо сторону.
3) По способу установления,
фиксации различают4:
- твердые цены или постоянные. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту;
- подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
- скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4) С учетом фактора
времени различают5:
- постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен;
- сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени;
- ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале;
5) По условиям поставки
и продажи различают следующие
виды цен6:
- цена-нетто – цена на месте купли-продажи;
- цена-брутто (фактурная цена), определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условия страховки).
Роль цены, ее место на
микро- и макроуровнях проявляется через
функции. Функции цен – наиболее общие
свойства, которые объективно присущи
категории «цена» и характерны для любого
вида цен7.
Функции цены:
- Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым – экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя-посредника-покупателя. В этом качестве она выступает как количество денег уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
- Учетная функция. Выполняя данную функцию, цена позволяет сопоставлять различные блага, не сопоставимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.
- Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.
- Стимулирующая функция. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.
- Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или правильнее перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.
- Этапы разработки ценовой политики
Ценовая политика – это
система мероприятий по установлению
фирмой цен на новые товары, вводимые на
рынок, их корректировка в ходе продаж
в зависимости от ситуации, проводимая
с целью овладения и поддержания намеченной
доли рынка. Таким образом, основное предназначение
ценовой политики фирмы сводится к решению
как оперативных задач, связанных с реализацией
товара, находящегося на определенной
стадии его жизненного цикла, так и к решению
стратегических задач, заключающихся
в адекватной реакции на действия конкурентов8. Ценообразование на предприятии
это процесс сложный и многоэтапный, который
можно представить в виде рисунка9:
Рисунок 1 – Этапы процесса
ценообразования
- Выбор цели. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче сформировать комплекс маркетинга и установить цену.
- Определение спроса. На политику цен влияет реакция покупателей на изменение цены данного товара, цен других товаров, дохода. Это условие называется эластичностью спроса. Изучается эластичность с помощью кривой спроса, которая показывает что между ценой и количеством товара устанавливается прямо пропорциональная зависимость: то есть чем выше цена, тем меньше товара по ней будет куплено.
- Анализ издержек. При оценке издержек производства на продукцию следует учитывать главное: если затраты при ее производстве снизятся, то это позволит увеличить выпуск товаров, и наоборот. А издержки производства, в свою очередь, зависят от уровня НТП и степени монополизации рынка. Если издержки равны общественным или ниже их, то предприятия получают прибыль, если же выше, то они потеряют часть индивидуальной стоимости товара и в итоге разорятся.
- Анализ цен конкурентов. Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная издержками, на средний диапазон цен организации влияют цены конкурентов и их поведение на рынке. Предприятие может провести сравнительный анализ собственных цен и качества товаров с ценами и товарами конкурентов. Эта информация может служить отправной точкой для ценообразования.
- Выбор метода ценообразования. Возможен только после прохождения всех предыдущих этапов. Оптимальная цена должна, во-первых, полностью возместить все издержки производства, а во-вторых, обеспечить получение определенной прибыли.
- Установление окончательной цены. После прохождения всех этапов, целью которых было сужение диапазона цен, будет установлена окончательная цена товара. На этом этапе дополнительно рассматривается ряд признаков, таких как: психология восприятия, политика цен предприятия и влияния цены на других участников рыночной деятельности10.
1.3 Методы и
методики анализа ценовой политики
компании
В экономической деятельности
предприятия применяются различные методы
ценообразования, которые сгруппированы
в три методологических подхода:
1) Затратные методы
ценообразования. Данный метод означает,
что цена определяется исходя из фактических
затрат фирмы, связанных с производством
или продвижением товара.11
- метод полных издержек (метод «издержки плюс»). Суть данного метода состоит в суммировании совокупных издержек (переменные плюс постоянные издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Ценообразование по принципу «средние издержки плюс прибыль» имеет преимущество в том, что гарантирует получение определенной маржи12.
Если предприятие отталкивается
от определенного процента рентабельности
производства продукции, то расчет продажной
цены может быть произведен по формуле
(1):
,
(1)
где Р – продажная
цена;
Cv – переменные
издержки на единицу продукции;
Сс – постоянные издержки;
N – объем продаж;
R – ожидаемая
(нормативная) рентабельность.13
Цена товара в магазине
розничной торговли в рамках действующей
общей налоговой системы может
быть определена по следующей формуле
(2):
,
(2)
где
– цена товара;
– покупная стоимость товара
без НДС;
– сумма торговой наценки
нетто, то есть наценки без
налога на добавленную стоимость;
– налог на добавленную
стоимость.
- метод прямых затрат (метод «директ-костинг»). Сущность данного метода состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли.
Ценообразование в этом случае
описывается формулой (3):
(3)
Видно, что при этом отсутствует
неустойчивость, характерная для
метода полных издержек. Однако данный
подход не предполагает изучения спроса
и скорее должен применяться для установления
нижнего предела первоначальной цены
на продукт. На практике переменные издержки
используются, как правило, в тех случаях,
когда имеются большие загруженные мощности14.
2) Рыночные методы15. К рыночным методам в настоящее
время относят прежде всего методы расчета
цены с ориентацией на конкурентов. При
их использовании цены на товары и услуги
устанавливаются через анализ и сравнение
товаров данной фирмы с продукцией конкурентов.
К методам установления цены с ориентацией
на конкурентов можно отнести: