Управление Качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:18, курс лекций

Описание работы

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года.
Проблемы качества и национальные интересы России находятся в следующей зависимости:
экономические – конкурентоспособность;
социальные – удовлетворение потребности, безопасность;
международные – престиж России;
информационные – укрепление позиций на внутреннем и внешнем информационном рынке;

Файлы: 1 файл

Лекции (с 1 по 7).doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Моделирование предполагает наличие в обязательном порядке установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил - языка описания объекта. Среди наиболее распространенных языков описания и соответствующих им моделей можно выделить:

-  Вербальная модель - описание на естественном языке.

-  Математическая модель - описание с помощью средств и правил математики.

-  Графическая модель - описание объекта с помощью средств и правил графического изображения.

Следует отметить, что нет четких границ между приведенными типами языков описания и соответствующими им моделями. Как правило, каждая модель использует средства и правила других моделей. Большинство экспертов в сфере систем менеджмента качества сходятся на том, что наиболее приемлемым способом описания процессов является их графическое представление.

На начальном этапе (концептуальный проект) определяются укрупненные функции системы, а затем они детализируются по ходу выполнения проекта, а также определяется базовая конфигурация проекта и строится сеть процессов проекта.

Каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей, однако сохраняется логика связей по исходным сведениям и задачам.

Набор работ в рамках процесса приведен в таблице 4.1.

 

Таблица 4.1

Набор работ в рамках процесса

Процесс

Работы

Разработка

Подготовка к реализации процесса

 
Анализ требований к системе

 
Архитектурное проектирование системы

 
Детальное проектирование системы

 
Квалификационные испытания

 
Другие работы

Управление

Подготовка к реализации процесса

 
Идентификация конфигурации

 
Контроль конфигурации

 
Планирование

 
Выполнение и контроль

 
Анализ и оценка

Заказ

Подготовка тендера

 
Подготовка и корректировка контракта

 
Текущий контроль поставщика

 
Приемка и завершение работы


 

Специфика процессного подхода заключается в следующем:

    • Итеративность, позволяющая многократно проходить одни и те же процессы, но на новом уровне разработки
    • Пошаговость изменений - постепенное добавление функциональных возможностей в разрабатываемую систему
    • Параллельность разработки - выполнение множества процессов, которые могут быть независимыми друг от друга, но направленных на достижение единой цели.

 

При такой организации работ требуются и другие подходы к организации управления проектами по критериям качества.

 

Сложность реализации проектов по процессной схеме кроется в синхронизации, разделении и управлении как ресурсами, так и процессами, образующими проект. Поэтому для эффективной реализации проектов необходимо управлять процессами данного проекта, связанного как с управлением проектом, так и с продуктом проекта по критериям качества.

 

Работа по улучшению качества должна быть организована вокруг процессов. Не качество товаров (оно может измениться в зависимости от спроса или прихоти клиента), а процессы их создания приносят долгосрочный успех предприятию. Поэтому цель управления - совершенствование процессов (с целью преодоления их фрагментарности, улучшения ключевых результатов: затраты, качество, оперативность; автоматизации и т. д.). Правильно выстроенный процесс производства - это главное интеллектуальное достояние предприятия и один из основных источников повышения его эффективности.

 

Организация управления по критериям качества

 

Управление качеством проекта, и управление жизненным циклом проекта должны строиться на основе управления процессами данного проекта. При таком подходе к организации управления проектом становится возможным сократить сроки работ и повысить степень удовлетворенности Заказчика качеством и функциональностью системы.

 

Процессы обеспечения качества проектов

 

В наиболее общем случае организация управления проектами по критериям качества связана со следующими процессами:

    • процессы построения иерархии целей как самого проекта, так и проектируемой системы;
    • процессы взаимосвязи и координации работ; процессы разработки проекта;
    • процессы управления финансовыми, материальными и временными ресурсами;
    • процессы управления информационным и коммуникационным обменом между участниками проекта; процессы управления кадрами;
    • процессы управления рисками.

 

                 

Пример процессов проекта приведен в таблице 4.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.2

Пример процессов проекта

Процессы проекта

Описание процессов

Процесс выработки стратегии

Установление направления проекта и управление реализацией других процессов по проекту

Учреждение проекта или разработка плана проекта

Оценивание требований заказчика и других участников, подготовка плана проекта и инициация других процессов

Менеджмент взаимодействия

Управление взаимодействием в течение проекта

Менеджмент изменений

Предвидение изменений и управление ими по всем процессам

Закрытие проекта

Завершение процессов и получение информации обратной связи

Разработка концепции

Определение в общих чертах, что будет делать продукт проекта


 

 

 Процессная модель управления качеством  

 

Подход к управлению качеством при процессной организации работ основывается на том, что управление качеством также является процессом, взаимосвязанным со всеми процессами проекта. Все работы в проекте осуществляются посредством выполнения сети процессов. Структура такой сети обычно не является простой и последовательной, поэтому управление качеством в такой структуре должно основываться на группировке процессов по объектам воздействия.

 

Таким образом, управление качеством проектных работ достигается через управление процессами проекта по двум направлениям:

1.     Через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации;

2.     Через структуру продукции или информации, протекающих внутри процесса.

 

В общем случае, взаимосвязь процессов проекта и управления качеством можно представить следующим образом, как показано на рис. 4.1. 

 

Рис. 4.1. Взаимосвязь процессов проекта и управления качеством 

Данная модель процессного управления не отражает взаимосвязь процессов на детальном уровне, однако в рамках этой модели могут быть рассмотрены все требования к системе управления качеством.

 

Руководство проекта устанавливает требования в соответствии с "ответственностью руководства" к выполнению процессов и выделяет необходимые ресурсы. Управление ресурсами основывается на потребности каждого процесса. Результаты выполнения процессов измеряются и анализируются посредством процессов "измерения, анализа и улучшения". Анализ со стороны руководства обеспечивает обратную связь с "ответственностью руководства" для санкционирования изменений и инициирования улучшений.

 

Исходя и вышесказанного, общие принципы управления качеством проектных работ заключаются в следующем:

    • Встраивание процессов управления качеством в процессы проекта;
    • Управление качеством посредством управления структуры процесса и структуры продукта процесса;
    • Группирование процессов по их сродству друг другу (по срокам, по ресурсам, по рискам);
    • Координация и совместимость процессов проекта, а также определение их взаимодействия.

 

Тема 5. Всеобщее управление качеством (TQM)

 

5.1. Эволюция подходов к менеджменту качества

 

До середины 60-х годов основное внимание уделялось обеспечению качества продукции. Главная роль отводилась контролю и отбраковке дефектной продукции. Значительная роль отводилась входному контролю закупаемого сырья. Система контроля строилась по следующему принципу: обнаружение дефекта и изъятие бракованного изделия из процесса производства должно быть как можно раньше. Это обусловлено тем, что последующая обработка дефектного продукта приводила к серьезным потерям и неоправданно увеличивала издержки на производство продукции. Подход к обеспечению качества лишь с позиций контроля требовал (при стопроцентном контроле параметров каждой детали или изделия) много квалифицированных контролеров. В крупных промышленных компаниях США число контролеров стало соизмеримо по численности с производственным персоналом.

 

Неоценимую помощь в контроле качества оказали методы математической статистики. Методы математической статистики позволяли с заданной вероятностью оценивать качество изделий с применением выборочного метода. Статистические методы контроля качества получили широкое распространение в промышленности развитых капиталистических стран. Они способствовали сокращению затрат времени на контрольные операции и повышению эффективности контроля.

 

В последствии новые условия производства потребовали поиска адекватных и эффективных методов обеспечения качества. На совершенствование методов обеспечения качества оказали влияние исследование операций, кибернетика, системотехника и общая теория систем. Кибернетический подход послужил основой появления концепции управления качеством, которая пришла на смену традиционной концепции контроля. Эта концепция появилась в начале 60-х годов и одним из ее основоположников был американский ученый А. В. Фейгенбаум, который предложил рассматривать каждый этап в процессе создания изделия (а не только его конечный результат).

 

Такой анализ позволял не ограничиваться констатацией брака, а выявить и проанализировать причины его возникновения и разработать меры по стабилизации уровня качества. Таким образом, появилась возможность управлять качеством.

 

Производство продукции – это, в сущности, создание или рождение качества, т. е. суммы определенных свойств или “функциональной совокупности”. Следовательно, процесс создания изделия (качества) и есть управляемый процесс. В процессе контроля различные параметры, определяющие качество изделия, сравниваются с эталонными, зафиксированными в используемых стандартах, нормативах и технических условиях. Информация о несоответствии уровня качества заданным стандартам (сигнал рассогласования) через цепь обратной связи (ОС) поступают в специальное подразделение (управляемый элемент), где проводится анализ и вырабатывают меры по устранению отклонений. Например, усовершенствование конструкции и технологии, замена станков, обучение персонала и др. Изделия, прошедшие контроль, поступают к потребителю, который дает решающую оценку уровня качества. Отзывы покупателя о качестве и рекламации направляются изготовителю. В соответствии с ними управляющий элемент также вырабатывает корректирующие меры.

 

В этой новой концепции было уточнено место контроля в обеспечении качества. Контроль продолжал оставаться важной и необходимой операцией, но как одно из звеньев в общей системе обеспечения качества. Главная цель этой системы – обеспечить требуемый уровень качества и поддерживать его (а часто и повышать) в течение всего периода изготовления продукции. Достигнуть этой цели возможно при оптимизации по критерию качества всего процесса создания изделия.

 

Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупненных этапов:

    • оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей;
    • долгосрочное прогнозирование;
    • планирование уровня качества;
    • разработка стандартов;
    • проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологом;
    • контроль качества исходного сырья и покупных материалов;
    • пооперационный контроль в процессе производства;
    • приемочный контроль;
    • контроль качества изделия в условиях эксплуатации (после продажи);
    • анализ отзывов и рекламаций покупателей.

 

Затем весь цикл повторяется сначала.

 

Каждый из перечисленных этапов распадается на множество процессов, операций и действий исполнителей. При этом процессы и действия с точки зрения процесса управления качеством имеют четко обозначенные цели, критерии контроля (стандарты), каналы обратной связи, процедуры анализа и методы воздействия. Следовательно, реальный процесс и система управления качеством представляют собой сложную совокупность взаимосвязанных контуров управления.

Информация о работе Управление Качеством