Управление Качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:18, курс лекций

Описание работы

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года.
Проблемы качества и национальные интересы России находятся в следующей зависимости:
экономические – конкурентоспособность;
социальные – удовлетворение потребности, безопасность;
международные – престиж России;
информационные – укрепление позиций на внутреннем и внешнем информационном рынке;

Файлы: 1 файл

Лекции (с 1 по 7).doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

 

Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества:

    1. Показатели качества по отношению к свойствам продукции;
    2. Показатели качества по количеству отражаемых свойств;
    3. Показатели качества по методу определения;
    4. Показатели качества по стадиям определения;
    5. Показатели качества по размерности отражаемых величин;
    6. Показатели качества по значимости при оценке;

В зависимости от признака классификации продукта ему соответствуют различные типы показателей качества.

Основные разновидности показателей качества приведены в Таблице 1.1

 

Таблица 1.1

Основные типы показателей качества

Признак классификации

Типы показателей

1

Отношение к свойствам продукции

1. Назначения 
2. Надежности 
3. Технологичности 
4. Эргономические 
5. Эстетические 
6. Стандартизации 
7. Патентно-правовые 
8. Экономические

2

Количество отражаемых свойств

1. Единичные 
2. Комплексные

3

Метод определения

1. Инструментальные 
2. Расчетные 
3. Статистические 
4. Органолептические 
5. Экспертные 
6. Социологические 
7. Комбинированные

4

Стадия определения

1. Проектные 
2. Производственные 
3. Эксплуатационные 
4. Прогнозируемые

5

Размерность отражаемых величин

1. Абсолютные 
2. Приведенные 
3. Безразмерные

6

Значимость при оценке качества

1. Основные 
2. Дополнительные


 

Как видно из таблицы, в каждой из шести основных групп, в свою очередь, выделяют несколько типов показателей качества, каждый из которых характеризует те или иные свойства продукции. Вот некоторые из них:

Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.

Показатели надежности характеризуют способность продукции сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).

Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.

Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».

Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.).

Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

С точки зрения количества отражаемых свойств показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества.

 

Квалиметрия — это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).

 

Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:

    • разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей;
    • разработку единых методов измерения и оценки показателей качества;
    • разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.

 

К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:

    • инструментальный, основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.
    • расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами;
    • статистический, использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий);
    • органолептический, основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств
    • экспертный, учитывающий мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода — оценка качества катания фигуристов.
    • социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции;
    • комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества.

 

Основными методами измерения и оценки качества являются инструментальный и экспертный.

 

Для комплексной оценки эффективной работы организации необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала.

 

 

 

Тема 2. Процессный подход и жизненный цикл продукции

 

Стратегической целью предприятия является постоянное улучшение процессов для совершенствования деятельности организации. Имеются два подхода к проведению постоянного улучшения процессов: процессы прорыва (пересмотр, улучшение, внедрение процессов); поэтапная деятельность работников в рамках существующих проектов.

 

Проекты прорыва содержат элемент перепроектирования и включают:

    • определение целей и описание проекта по улучшению;
    • анализ существующего процесса и возможностей по его улучшению;
    • определение и планирование улучшенного процесса;
    • внедрение улучшения;
    • верификацию и валидацию улучшенного процесса;
    • оценку достигнутого улучшения.

 

В настоящее время на мировом рынке наукоемких промышленных изделий отчетливо наблюдаются три основные тенденции:

    • Повышение сложности и ресурсоемкости изделий;
    • Повышение конкуренции на рынке;
    • Развитие кооперации между участниками жизненного цикла (ЖЦ) изделия (в т.ч., создание «виртуальных предприятий»).

 

Основной проблемой, стоящей сейчас перед отечественной промышленностью, является повышение конкурентоспособности выпускаемых изделий с учетом перечисленных тенденций.

 

Добиться повышения конкурентоспособности изделия можно за счет:

    • Повышения степени удовлетворения требований заказчика;
    • Сокращения сроков создания изделия;
    • Сокращения материальных затрат на создание изделия.

 

Основным способом повышения конкурентоспособности изделия является повышение эффективности процессов его ЖЦ, т.е. повышение эффективности управления ресурсами, используемыми при выполнении этих процессов.

 

Основные стадиям ЖЦ изделия:

    • маркетинг;
    • проектирование и разработка продукции;
    • планирование и разработка процессов производства;
    • закупки материалов и комплектующих;
    • производство или предоставление услуг;
    • упаковка и хранение;
    • реализация;
    • монтаж и ввод в эксплуатацию;
    • техническая помощь и сервисное обслуживание;
    • послепродажная деятельность или эксплуатация;
    • утилизация и переработка в конце полезного срока службы.

 

 

 

Термины, используемые в сфере жизненного цикла и процессов изготовления, переработки и т.д. продукции:

 

Деятельность – совокупность процессов, выполняемых (протекающих) последовательно и/или параллельно, преобразующих множество материальных и/или информационных потоков в множество материальных и/или информационных потоков с другими свойствами.

Деятельность осуществляется в соответствии с заранее определенной и постоянно корректируемой целью, с потреблением финансовых, энергетических, трудовых и материальных ресурсов, при выполнении ограничений со стороны внешней среды.

 

Субдеятельность – совокупность нескольких процессов в составе деятельности, объединенных некоторой подцелью основной цели.

 

Процесс – совокупность взаимосвязанных или взамодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Процесс протекает в соответствии с управляющими директивами, вырабатываемыми на основе целей деятельности. В ходе процесса потребляются финансовые, энергетические, трудовые и материальные ресурсы и выполняются ограничений со стороны других процессов и внешней среды.

 

Подпроцесс – группа операций в составе процесса, объединенных технологически или организационно.

 

Операция – совокупность последовательно и/или параллельно выполняемых действий, преобразующих объекты, входящие в состав материального и/или информационного потока, в соответствующие объекты с другими свойствами.

Операция выполняется: в соответствии с директивами, вырабатываемыми на основе директив, определяющих протекание процесса, в состав которого входит операция; с потреблением всех видов необходимых ресурсов; с соблюдением ограничений со стороны других операций и внешней среды.

 

Действие – преобразование какого-либо свойства материального или информационного объекта в другое свойство.

Действие выполняется в соответствии с командой, являющейся частью директивы на выполнение операции, с потреблением необходимых ресурсов и с соблюдением ограничений, налагаемых на осуществление операции.

 

Производственно-техническая система – комплекс технических средств (оборудование) и технологий, необходимое для осуществления деятельности.

 

Организационно-техническая система – организационная структура, персонал, комплекс технических средств (оборудование) и технологий, необходимое для осуществления деятельности.

 

Организационно-техническая подсистема – часть организационно-технической системы, обеспечивающая протекание процесса.

 

Организационно-технический комплекс (модуль) - часть организационно-технической подсистемы, предназначенная для выполнения операции.

 

Организационно-технический блок – часть организационно-технического комплекса, обеспечивающая выполнение действия.

 

Руководитель процесса (владелец процесса) – лицо ответственное за его качественное выполнение. В его обязанности входит согласование входных и выходных требований в интерфейсе, коррекция недостатков и разрешение проблем, изыскание возможностей вносить изменения в операции, способствующие улучшению процесса.

 

Входная граница – означает интерфейс между поставщиком и процессом.

 

Выходная граница – означает интерфейс с пользователем или потребителем процесса.

 

Поставщик – обеспечивает вход процесса.

 

Потребитель – пользователь выхода процесса.

 

Выходные требования – требования потребителя данного процесса.

 

Задача процесса – удовлетворить потребителя, используя все возможные ресурсы.

 

Процессный подход – основополагающий принцип СМК, в соответствии с которым производство продукции, услуг и управление предприятием рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс как совокупность целенаправленных операций, преобразующих входы в выходы и имеющих своих поставщиков и потребителей. Реализация этого принципа существенно меняет иерархическую организационную структуру. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, прежде всего их взаимодействия. Обязательным требованием процессного подхода является определение критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении процессами. Важно количественное выражение результативности. Важен учет ресурсного обеспечения (сырье, материалы, энергоресурсы, информационные ресурсы).

 

Процессный подход предполагает:

    • выявление и идентификацию существующих процессов;
    • анализ, проектирование новых или реформирование (реинжиниринг) существующих процессов;
    • установление четкой ответственности за процессы (а не за функции и элементы);
    • организацию ресурсного обеспечения процессов, определение внешних и внутренних поставщиков и потребителей;
    • определение критериев эффективности выполнения процессов, построение системы измерения, мониторинга и анализа параметров процессов.

Информация о работе Управление Качеством