Управление Качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:18, курс лекций

Описание работы

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года.
Проблемы качества и национальные интересы России находятся в следующей зависимости:
экономические – конкурентоспособность;
социальные – удовлетворение потребности, безопасность;
международные – престиж России;
информационные – укрепление позиций на внутреннем и внешнем информационном рынке;

Файлы: 1 файл

Лекции (с 1 по 7).doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

В первой графе листка указаны возможные значения измеряемой величины .

Отклонения от номинала могут быть указаны во второй графе, если в этом есть необходимость или их легче определять.

В третью графу заносятся отметки о результатах измерений (наблюдений). Для удобства подсчета результатов эта графа может быть разделена на интервалы.

В четвертую графу вносятся результаты подсчета числа появлений каждого значения размеров - частота каждого значения за период наблюдений mi.

В пятую графу при необходимости вносятся результаты расчета относительной частоты появления данного значения размера - .

В четвертую графу вносятся результаты подсчета числа появлений каждого значения размеров - частота каждого значения за период наблюдений mi.

В пятую графу при необходимости вносятся результаты расчета относительной частоты появления данного значения размера - .

Результаты измерений заносятся в соответствующие строки листка. Если, результаты наблюдений (измерений) в строках откладываются путем заштриховки одинаковых прямоугольников, в процессе построения автоматически происходит построение столбчатой диаграммы - гистограммы, показывающей распределение частот тех или иных значений измеряемой величины.

Часто возникает необходимость определить относительную частоту появления различных значений результатов измерений. Расчеты при этом проводятся в следующем порядке:

    • подсчитывается сумма появлений каждого данного значения по строкам, результат mi заносятся в графу 4;
    • подсчитывается общая сумма всех значений mi;
    • относительная частота каждого значения определяется как отношение числа в графе 4 к сумме этих чисел:

                                                                                                               (7.1)

Сумма относительных частот для всех Хi должна быть равна 1.

 

Рис. 7.1. Контрольный лист регистрации результатов измерений

 

Рассмотрим подробнее контрольный листок с результатами измерений одного из размеров детали, который приведен на рис. 7.1.

Листок имеет адресную часть, содержательную часть с результатами измерений и расчетов и подписи выполнявшего измерения и производившего расчеты. При составлении листка сразу поставлен номинальный размер, верхняя и нижняя границы допуска (в гpaфе 1).

В гpaфe 2 даны значения отклонений от номинального размера xi. В графе 3 произведена разметка в масштабе, удобном для подсчета результатов.

Рассмотрение результатов измерений, показывает, что отклонения (-7) и (-6) – не встречались ни разу, (-5) и (+7) – один раз, (+5) и (+6) – по два раза и т.д. Номинальный размер появился 12 раз, отклонение (+1) – 15 раз. Соответствующие числа приведены в графе 4. Сумма чисел в этой графе составляет 70, что равно общему числу деталей.

Относительная частота появления первого и второго значений (отклонений –6 и -5), естественно равна 0. Для отклонения (-4) относительная частота составляет:

f*(-5) = 1/70= 0,014, далее соответственно: f*(-4)= 0,043, f*(-3)= O.043 и т. д.

Сумма частот всех измеренных значений составляет 1,0.

По результатам наблюдений, собранных в данном контрольном листке, можно сказать, что наиболее часто встречается значение X= 35,41, что большее номинального значения на 0,01. Наиболее часто встречающееся значение называется модой. Разброс значений размеров – от 35,35 до 35,47.

Размах – это разница между наибольшим и наименьшим значениями:

R =Хmах – Xmin =35,45-35,35=0,10.

Частота появления размеров зависит от величины их отклонения от значения моды.

Чем больше отклонение, тем меньше частота данного размера. Большие отклонения бывают редко.

Если установлено, что значения 35,35 и 35,45 – границы допусков, то становится ясно, что брак более вероятен за счет превышения верхней границы допуска. Но из анализа результатов видно, что хотя за время наблюдений не было случаев брака за счет выхода за нижнюю границу допуска, такая вероятность все же есть. В целом данный процесс при заданных допусках нельзя считать достаточно стабильным и следует принять меры по повышению его стабильности.

Кроме того, следует отметить и некоторую неточность процесса изготовления, так как наиболее часто встречающееся значение отличается от номинального.

Как видим, систематизированные в контрольном листке данные позволяют без( )сложного анализа выявить достаточно четкую картину процесса, оценить вероятные виды брака (за счет превышения или занижения размера) и оценить качество процесса в целом с точки зрения точности и стабильности.

 

7.2.2. Контрольный лист для регистрации  вида дефекта

Применяется, если на объектах контроля возможны дефекты различных видов. Хотя с точки зрения отбраковки не важно, по какой причине изделие отбраковано, но для управления производством, предупреждения повторения брака эти данные очень важны.

Листок этого вида представляет собой бланк с заранее указанными типовыми дефектами (рис. 7.2).

Всякий раз, когда контролер обнаруживает дефект, он делает в нем пометку. В конце рабочего дня он может быстро подсчитать число и разновидности встретившихся дефектов.

В графе 1 указывается порядковый номер дефекта i.

В графе 2 - наименование дефекта.

В графе 3 результаты контроля, отмечаемые удобным для подсчета образом: в виде черточек (по четыре, перечеркнутые пятой) или в виде точек, треугольников, квадратиков и т.д.

В графу 4 вносится общее число дефектов данного вида за время наблюдения mi.

В графе 5 дается результат вычисления доли (относительного числа) дефектов данного вида.

Редко встречающиеся, нетиповые дефекты объединяются в строку "прочие дефекты".

В листке также предусматриваются графы: "Общее число забракованных изделий" и "Общее число проконтролированных изделий".

Нередко при приемочном контроле возникают большие трудности с оценкой дефектов при отсутствии инструментальных методов контроля. В технологической карте указывается, например: "не допускаются царапины, забоины, износ". В лучшем случае бывает приписка "... видимые невооруженным глазом". Следовательно, границы приемки и отбраковки оказываются размытыми. В этих случаях, если нет инструментальных методов контроля, в технологической инструкции необходимо привести более подробное объяснение, что является допустимым, а что нет. Кроме того, обязательно должны быть на рабочем месте контролера, эталоны с образцами допустимых и недопустимых дефектов, причем, именно в тех местах детали, где данные дефекты ожидаются.

Просто знание числа дефектов не позволяет принять корректирующие меры. Однако, если используется листок подобно этому, то он может дать важную информацию для совершенствования процесса, поскольку показывает какие виды дефекта встречаются наиболее часто, а какие нет.

 

Рис. 7.2. Контрольный лист регистрации вида дефектов

 

 

 

 

7.2.3. Контрольный лист локализации  дефектов

Листок такой формы применяется, когда необходимо указывать расположение дефектов на деталях. Во многих случаях это помогает найти и устранить их причины.

Например, дефекты отливок, сварочных конструкций, штампованных, термообработанных деталей, а также дефекты других технологических операций. Пример подобного листка приведен на рис.7.3.

В листках такого типа есть эскизы или схемы, на которых делаются пометки так, что можно пронаблюдать расположение дефектов.

Такие контрольные листки необходимы для диагноза процесса, поскольку причины дефектов часто можно найти, исследуя места их возникновения и наблюдая процесс в поисках объяснений, почему дефекты концентрируются именно в этих местах.

 

Рис. 7.3. Контрольный лист локализации дефектов

 

7.2.4. Контрольный лист причин  дефектов

При поиске причин дефектов обычно выдвигаются предположения, которые необходимо проверять наблюдениями. Использование специально подготовленных листков облегчает не только сбор, но и обработку, анализ данных. Один из листков такого вида приведен на рис. 7.4.

 

Рис. 7.4. Контрольный лист причин дефектов

 

В нем регистрируются данные возникновения двух типов дефектов "X" и " У ", в зависимости от трех видов условий: 1 – бригады (всего 4 бригады - №№1-4); 2 - дня недели; 3 – времени дня (до или после обеда). Анализ, полученных в результате наблюдений в течение недели данных, позволяет выявить влияние двух из этих факторов: есть различие между бригадами и между первой и второй половинами рабочего дня. В то же время различия между днями недели не столь выражены. Методы анализа информации будут рассмотрены далее.

Практически применяется большое число различных форм контрольных листков регистрации данных. Многие из них стандартизированы, но применительно к конкретному рабочему месту целесообразно выбирать подходящую форму и при этом можно изменять ее для большего удобства пользования. Следует отметить, что при разработке контрольного листка необходимо обязательно привлекать того, кто будет его непосредственно применять.

Каждый, кто будет иметь дело с данным контрольным листком, должен чувствовать себя его соавтором.

Представляется интересным использование этого инструмента в учебном процессе.

Контрольный листок регистрации времени явки учащихся на занятия, приведенный на рис.5, позволяет оптимизировать как время начала занятий, так и выработать меры, для предотвращения опозданий.

 

7.3. Контрольные карты Шухарта в управлении процессами

 

Контрольные карты - инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований.

Шухарт считал, что контрольные карты должны отвечать трем главным требованиям:

1. Определять требуемый  уровень или номинал процесса, на достижение которого должен быть нацелен персонал предприятия.

2. Использоваться как  вспомогательное средство для  достижения этого номинала.

3. Служить в качестве  основы для определения соответствия  номиналу и допускам.

Таким образом, принципы построения контрольных карт Шухарта охватывают круг понятий, связанных со стабилизацией производственного процесса, его производительностью и оценкой качества, а реализация этих принципов способствует взаимоувязке различных направлений хозяйственной деятельности.

Существует два типа контрольных карт: один предназначен для контроля параметров качества, представляющих собой непрерывные случайные величины, значения которых являются количественными данными параметра качества (значения размеров, масса, электрические и механические параметры и т.п.), а второй – для контроля параметров качества, представляющих собой дискретные (альтернативные) случайные величины и значения, которые являются качественными данными (годен – не годен, соответствует – не соответствует, дефектное – бездефектное изделие и т.п.).

В зависимости от вида данных и методов их статистической обработки выделяют различные типы контрольных карт, основные из которых представлены на рис. 7.1.

Все перечисленные карты относятся к категории карт Шухарта, которые широко применяются в Европе и Японии. Как правило, при анализе процессов метод контрольных карт используется совместно с гистограммами и расслоением данных.

Что важнее всего в процессе управления, так это точное понимание состояния объекта управления с помощью чтения контрольных карт и быстрое осуществление соответствующих действий, как только в объекте обнаружилось что-нибудь необычное, неслучайное. Контролируемое состояние объекта - это такое состояние, когда процесс стабилен, а его среднее и разброс не меняются. Выход из контролируемого состояния определяется по контрольной карте на основании следующих критериев (рис.7.2):

1) Выход точек за контрольные  пределы.

2) Серия - это проявление  такого состояния, когда точки  неизменно оказываются по одну сторону от средней линии; число таких точек называется длиной серии. Серия длиной в семь точек рассматривается как неслучайная. Даже если длина серии оказывается менее шести, в ряде случаев ситуацию следует рассматривать как неслучайную, например, когда:

а) не менее 10 из 11 точек оказываются по одну сторону от центральной линии;

б) не менее 12 из 14 точек оказываются по одну сторону от центральной линии;

в) не менее 16 из 20 точек оказываются по одну сторону от центральной линии.

3) Тренд (дрейф). Если точки  образуют непрерывно повышающуюся  или понижающуюся кривую, говорят, что имеет место тренд.

4) Приближение к контрольным "зонам" пределам. Рассматриваются  точки, которые приближаются к 3-сигмовым контрольным пределам, причем если 2 или 3 точки оказываются за 2-сигмовыми линиями, то такой случай надо рассматривать как ненормальный.

Информация о работе Управление Качеством