Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.
Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки, техническое совершенство, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение
1. Качество продукции - один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ, их краткая характеристика
4. Роль кружков качества в решении проблем
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

УПРАВЛ КАЧ.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Качество продукции  - один из основных факторов  успешной деятельности предприятия  в условиях рыночной экономики

2. Принципы обеспечения  качества и управления качеством  продукции

3. Создание систем качества  на предприятиях, этапы работ,  их краткая характеристика

4. Роль кружков качества  в решении проблем

Список используемой литературы

 

Введение

управление качеством  кружок

В условиях рыночных отношений  успех фирмы зависит от степени  удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.

Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки, техническое совершенство, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности.

Увеличение производства высококачественных изделий приводит к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках.

В конечном итоге, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики  при выборе продукции.

Руководителям современных  отечественных предприятий необходимо более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Конкурентоспособность товара означает его способность быть более  привлекательным для потребления  по сравнению с другими изделиями  аналогичного вида и назначения благодаря  лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Разработать, внедрить и обеспечить эффективное функционирование системы качества можно только при  наличии на фирме профессионально  подготовленных специалистов по качеству - инженеров и менеджеров.

Целью выполнения контрольной работы является закрепление  знаний теоретических основ управления качеством и практических методов  организации работ по обеспечению  качества продукции на предприятиях.

Основные задачи:

знакомство  с общими тенденциями развития систем управления качеством;

изучение принципов  построения систем управления качеством;

изучение создания систем управления качеством на предприятия;

выявление роли кружков качества в решении проблем.

 

1. Качество продукции  - один из основных факторов  успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики

Рыночная экономика  в качестве одной из важнейших  характеристик включает конкуренцию  между субъектами и объектами  рынка.

Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность - способность  выдерживать конкуренцию, противостоять  ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.

Конкурентоспособность товара -- это его относительная  характеристика, которая отражает отличие  данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

- полезностью  - качество, эффект от использования  и т.п.;

- определяющими  затратами потребителя при удовлетворении  его потребностей посредством  данного изделия - затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.;

- конкурентоспособностью  предложения - способ продвижения  продукции на рынок, условия  поставки и платежа, каналы  сбыта, сервисное обслуживание  и т.д.

Параметры конкурентоспособности  продукции подразделяются на нормативные - соответствие товара стандартам, техническим  условиями, законодательству,

технические - технологические  свойства товара, определяющие область  его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.,

экономические - уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, то есть цена потребления.

организационные - система скидок, комплектность  поставок, сроки и условия поставок и пр. (рис.1).

Рисунок 1 - Параметры конкурентоспособности продукции

Изучение конкурентоспособности  товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, то есть, не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Конкурентоспособность производителя - это его способность  сохранять и расширять рынки  сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам.

Конкурентоспособность предприятия определяется действием  комплекса факторов внешней и  внутренней среды его жизнедеятельности.

К факторам внешней  среды могут быть отнесены: уровень государственного регулирования и развития экономики страны обитания (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, законодательное обеспечение система внешнеэкономических связей и т.д.); система коммуникаций; организация входных материальных потоков; факторы, определяющие потребление продукции (емкость рынка, требования потребителя к качеству продукции и т.д.);

Факторы внутренней среды предприятия характеризуют  следующие внутрипроизводственные показатели: технический уровень производства (состояние и уровень использования производственных мощностей); технология; организация производства и управления; система формирования спроса и стимулирования и т.д.

Возможности воздействия  предприятия на факторы окружающей среды ограничены, поскольку они действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности предприятия относятся к сфере факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может с разной интенсивностью.

Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию  без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся  реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.

Проблема качества и повышения конкурентоспособности  становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

-сосредоточении  усилий широкого круга компаний  на налаживании производства  продукции конкурентоспособной  по своим характеристикам;

-изучении опыта  западных компаний, которые поставляют  на мировой рынок продукцию,  превосходящую по своим параметрам  отечественную, с целью возможного  его использования на своем  предприятии;

-активизации  деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда);

-постепенном  осознании российскими менеджерами  необходимости освоения новой  философии качества и на ее  основе формировании в компаниях  принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

Решение проблемы качества - неотъемлемый элемент стратегии  развития современных компаний, поэтому  начинать внедрение системы менеджмента  качества продукции следует с  определения места этой системы  в общей стратегии компании.

Поскольку деятельность по формированию системы менеджмента  качества продукции путем реализации международных стандартов и принципов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг).

Поэтому компания, прежде всего, должна определить маркетинговую  стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

При формировании стратегии компании особое внимание следует уделять определению  и развитию стержневой компетентности, т.е. тому комплексу взаимосвязанных  ресурсов и внутренних возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

Формирование  общей стратегии и комплекса  функциональных стратегий компании предполагает не только разработку системы  стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих специалистов общего стратегического мышления - скоординированного подхода к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений с ориентацией на них. Этого можно добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг людей, т.е. формируя соответствующую организационную культуру.

Стратегия качества должна рассматриваться как одна из важнейших функциональных стратегий  и разрабатываться в виде неотъемлемой части общей стратегии компании.

Система качества должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и  гарантированное выявление и  устранение недостатков, процессов, которые  влияют на ее качество, т.е. обеспечивать наибольшую вероятность качественности выпускаемой продукции.

 

2. Принципы обеспечения  качества и управления качеством  продукции

Обеспечение качества - это гарантирование такого уровня качества продукции, который позволяет  потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного  времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя.

Существует  два основных принципа обеспечения  качества:

- фактический  результат должен соответствовать  ожидаемому;

- в нём не  должно быть погрешностей.

Обеспечение качества включает в себя регулирование качества сырья и полуфабрикатов, сборки и производства, менеджмента, проверки на брак.

Качество определяется удовлетворённостью пользователя. Дешёвый  продукт является высококачественным, если потребитель так считает.

Проблема обеспечения качества продукции успешно решена в передовых капиталистических странах, в первую очередь США, Японии, Германии, где она стала национальной идеей. Такое большое внимание к этой проблеме объясняется следующими причинами:

- качество дает  возможность выдержать конкуренцию

- качество позволяет  получить прибыль, необходимую  для подъема уровня жизни человека  и развития самих предприятий  и организаций

- решение проблемы  качества потребовало подъема  общего уровня культуры населения  и его знаний

Американский  ученый Э. Деминг в 1980 году сформулировал принципы управления качеством. Признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных» отклонений и выяснения их причин, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качества:

1. Сделайте так,  чтобы стремление к совершенствованию  товара или услуги стало постоянным. Ваша главная цель -- стать конкурентоспособным,  остаться в бизнесе и обеспечить  рабочие места.

2. Усвойте новую  философию. Управляющие должны  осознать свою ответственность и взять на себя руководство, чтобы добиться перемен.

3. Исключите  зависимость от контроля при  достижении качества. Устраните  необходимость в массовом контроле, в первую очередь, сделав качество  неотъемлемой характеристикой товара.

4. Прекратите практику предоставления заказов на основании ценовых показателей.

5. Постоянно  и неизменно совершенствуйте  систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и  производительность и таким образом  постоянно снижать затраты.

Информация о работе Управление качеством