Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Содержание работы

Задание №1. сравнение понятий «качество» и «конкурентоспособность» 3
Задание №2…………………………………………………………………….. 7
Задание №3…………………………………………………………………….. 12
Задание №4…………………………………………………………………….. 16
Задание №5…………………………………………………………………….. 19
Библиографический список…………………………………………………... 22

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра производственного менеджмента 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине      «Управление качеством»

вариант: 44

Выполнил студент

заочной формы обучения (сокращенная программа)

специальности «Экономика и управление

на предприятии (городское хозяйство)»

третьего курса 31 группы                            ________________      А. В. Иванов

                                                                                 (подпись)

Оценка:________

Рецензент работы

_________кафедры___________                 ________________     

 (должность)                          (наименование)                            (подпись)

 
 
 

Оренбург

2010

Оглавление 

Задание №1. сравнение понятий «качество» и «конкурентоспособность» 3
Задание №2…………………………………………………………………….. 7
Задание №3…………………………………………………………………….. 12
Задание №4…………………………………………………………………….. 16
Задание №5…………………………………………………………………….. 19
Библиографический список…………………………………………………... 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАДАНИЕ №1 СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КАЧЕСТВО» И «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» 

      Понятие качества продукции

      Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»1.

      Покупатель  считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять.

      Действительно, совокупность свойств продукции  может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя  эта продукция может быть неприемлемой.

      Совокупность  свойств не может быть плохой или  хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера качества»).

      Но  любой документ или эталон узаконивает  определенный набор свойств и  характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

      Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг  отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе  и международные) лишь закрепляют и  регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

      Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

      Понятие конкурентоспособности

      В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

      Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

      Каждый  покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности. В целом  покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует  общественным потребностям по сравнению  с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

      Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью  свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

      Многие  компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.

      Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАДАНИЕ №2 

     Предварительно охарактеризовав понятие «система качества», сравните между собой систему КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) и систему управления качеством разработанную на основе стандартов ИСО серии 9000, отметьте их достоинства и недостатки.

      Что такое система качества

      Представляется, что именно в наше время ученые и специалисты промышленности, стали  работать с системными идеями, принципами и методами. Однако исторически термин "система" возник еще в античности и был включен в контекст философских  поисков общих принципов организации мышления и знаний. В XX веке понятие "система" вошло в лексикон практически всех областей знаний и сфер профессиональной деятельности.

      В 80-х годах в деятельности по обеспечению  качества появилась новая методология, согласно которой на предприятиях стали создавать системы качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Разберем это понятие с точки зрения этих стандартов.

      Согласно  МС ИСО 9000 система качества - это  совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

      Под организационной структурой подразумеваются, обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой  организация выполняет свои функции.

      Рассмотрим еще одно понятие, включенное в определение системы качества - общее руководство качеством.

      Общее руководство качеством (административное управление качеством) - те аспекты  общей функции управления, которые  определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества.

      Обязанности по общему руководству качеством  лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство.

      Поскольку, согласно концепции стандартов ИСО, в системе качества выполняются  работы и по менеджменту качества, и по обеспечению качества, принято  использовать единый термин "система  качества", объединяющий эти виды работ.

      Система качества является неотъемлемой частью (подсистемой) общей системы управления предприятием. Она разрабатывается  с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции - "петли качества".

      В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 система качества должна:

  1. Обеспечивать управление качеством на всех участках "петли качества".
  2. Обеспечивать участие в управлении качеством всех работнков предприятии.
  3. Устанавливать ответственность руководства.
  4. Обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат.
  5. Обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов.
  6. Обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю. Т. е. основное внимание в системе качества должно уделяться предотвращению проблем, а не их устранению после возникновения.
  7. Устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы.
  8. Устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.

      Система качества может быть эффективной  только при условии, что она функционирует  одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции. Среди них основным выступает маркетинг, который кратко можно охарактеризовать как поиск и изучение рынков сбыта для продвижения на них продукции фирмы.

      Если  рассмотреть "петлю качества", то первым и последним этапом, завершающим один ее виток и начинающим следующий, является маркетинг . Маркетинг считается средством обеспечения конкурентоспособности продукции. Его главная формула - производить только то, что продается.

      Вся деятельность на предприятии (организации) в системе качества ориентированна на требования потребителя к качеству продукции. Использование этого принципа в системе направлено на постоянное улучшение качества и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных лиц.

  1. Система качества — система, обеспечивающая точность, согласованность, своевременность и полноту принимаемых решений в области качества. Исходя из этого, при проектировании системы, следует четко определить порядок подготовки, принятия, исполнения, контроля и оценки эффективности решений на всех иерархических уровнях административного руководства качеством.
  2. Система качества — целостная система, состоящая из организационно самостоятельных, но взаимосвязанных элементов. Организационная структура, процедуры, процессы и ресурсы являются основными компонентами по которым оценивается способность системы качества обеспечивать ее надлежащее функционирование. Отсутствие любого из них делает систему качества неполноценной.

Информация о работе Управление качеством