Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.
Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки, техническое совершенство, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение
1. Качество продукции - один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ, их краткая характеристика
4. Роль кружков качества в решении проблем
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

УПРАВЛ КАЧ.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность  кружков качества охватывает такие  вопросы, как выявление причин, мешающих работнику эффективно выполнять  свою работу, коллективное обсуждение оптимальности технологического процесса, методов выполнения технологических  операций, выработка предложений по вопросам совершенствования производства.

Задачами кружков  качества является содействие совершенствованию  и развитию предприятия, созданию атмосферы, которая способствовала бы творчеству на участке, всестороннему развитию способностей работников.

В концептуальном плане кружки качества развивают  идеи «партисипативного» управления, т.е. управления с привлечением рабочих  и служащих к обсуждению планов и  выработке управленческих решений.

Опыт показывает, что для успешной работы кружков  качества нужна система обеспечивающих мероприятий, включающая (рис.4):

Рисунок 4 - Участие  кружков качества в решении проблем  качества

1. Поддержка  первого руководителя. Ему отводится  особая роль в организации  всей деятельности по обеспечению  качества продукции на предприятии. Без внимания директора к кружкам качества невозможно их успешное функционирование, наступает спад активности, первоначальный энтузиазм затухает.

2. Инженерное  обеспечение: создание производственных  условий, помощь в выборе тематики, обучение приемам работы, творческий поиск решений, активная работа «штабов кружков качества», координационных советов по всем уровням управления на фирме.

3. Система сбора,  рассмотрения и внедрения предложений  кружков, контроль за этим процессом  со стороны администрации

4. Система обмена  передовым опытом как внутри  предприятия, так и в региональном, отраслевом и общенациональном  масштабе.

5. Система поощрений  (и не только материальных): призы  лучшим кружкам, поощрительные  поездки и т.п.

Надо стремиться к неформальному объединению людей с психологической совместимостью, с учетом возраста, интересов, квалификации.

Наилучшие результаты достигаются тогда, когда кружок качества посещают от 5 до 15 человек, работающих на одном производственном участке  и связанных одним технологическим циклом. Если в кружке слишком мало (менее 5 человек) или слишком много (более 15 человек) участников - работа менее эффективна.

Для управления кружком из числа его участников избирается руководитель. Это преимущественно  неформальный лидер, хотя и не исключен вариант, когда руководителем кружка становится старший по производственным обязанностям (бригадир или мастер). Кроме того, должен быть назначен куратор кружка от администрации, который поддерживает и организационно обеспечивает его работу, помогает руководителю в управлении, сборе необходимой информации, подготовке предложений и отчетов.

Процесс обучения имеет особое значение для успешной деятельности кружков качества. Отдача от этих творческих объединений может  быть получена не сразу после их создания. Объективно требуется совершенно определенный и довольно продолжительный (не менее трех месяцев) период акклиматизации, «вживания в образ», прежде чем заработает творческая лаборатория единомышленников-энтузиастов. Наличие кружков качества на всех уровнях управления и во всех подразделениях предприятия создает условия саморегулирования процесса их работы, наличия «обратной связи» и контроля исполнения.

Таким образом, кружок качества (кружок контроля качества) -- группа работников завода (фабрики), регулярно собирающихся на добровольных началах для выявления проблем, влияющих на эффективность производства и качество продукции, и подготовки предложений по их устранению. Основное отличие таких кружков от индивидуального рационализаторства не только в коллективной работе, но и в ее целенаправленности, а главное -- в существовании единой методической базы.

Все члены кружков  обучаются методам статистического  контроля качества, анализа проблем  и выработки оптимальных решений. В итоге появляется возможность содержательно анализировать производственные проблемы, оценивать влияние каждой из них на качество и эффективность работы, разрабатывать конкретные решения и проводить их в жизнь с помощью администрации предприятия.

Однако результаты деятельности кружков контроля качества не исчерпываются прямым экономическим эффектом. Гораздо более важен косвенный эффект, выражающийся созданием морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности рабочих по совершенствованию организации труда на собственном участке.

Использование японскими фирмами системы материальных и моральных стимулов, и навязчивая пропаганда сформированных стереотипов  поведения исподволь приучают к  необходимости интенсивного труда  с высоким качеством.

Кружки качества получили распространение более чем в 50 странах мира, но такого эффекта, какой получен от них в Японии, не дали; однако признано, что кружки качества дают пользу и их следует поддерживать.

Системы формирования кружков качества, обучения методам  контроля, рационализации - сходны в основном в Японии, США и Европе, но в других вопросах различие кружков качества опирается на национальные различия и традиции.

В Японии - приоритет  групповых целей и коллективной ответственности, а на Западе характерен «индивидуализм» - персональная ответственность, разделение полномочий, возможность межличностных конфликтов. На японских предприятиях кружки качества органично увязываются с многочисленными формальными и неформальными группами, комитетами, внутрифирменными программами администрации, профсоюзными структурами, т.е. отвечают общим принципам групповой работы, пронизывающим фирму сверху донизу.

В западной практике внедрение кружков качества в  административном порядке, как правило, не затрагивает структуру управления и работу функциональных подразделений в фирме; руководителями кружков качества обычно являются мастера, бригадиры.

На японских предприятиях активное участие в  кружках качества для рабочих  и служащих является практически  обязательным, несмотря на утверждение  о добровольном характере. В западных компаниях это не выполняется.

В 1977 году в США  была создана Ассоциация кружков  качества, которая просуществовала 10 лет. Согласно опросу этой Ассоциации 72% руководителей низшего звена  считали, что эта форма деятельности не нужна ни им, ни рабочим, хотя может быть и важна для предприятия. Таким образом, большое значение имеют методы стимулирования заинтересованности в работе, сочетание личного интереса с материальным.

В СССР в конце 80-х годов ХХ столетия также была предпринята попытка создания групп качества, однако эта работа проводилась во многом формально и не успела дать ощутимые результаты.

Опыт передовых  корпораций разных стран свидетельствует, что организация кружков качества, а также и другие организационно-технические решения (автоматизация производства, внедрение новейших средств контроля и др.) дают ощутимый выигрыш только в случаях, когда используется новая философия управления, в основу которой положена проблема качества.

Список используемой литературы

1. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М: ИНФРА-М, 2001. - 212 с.

2. Квитко, А.В.  Управление качеством: Учебное  пособие / А.В. Квитко. - М.: МГУЭСиИ, 2005. - 183 с.

3. Мазур, И.И.  Управление качеством: Учеб. пособие  / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высш. шк., 2003. - 334 с.

4. Мишин, В.М.  Управление качеством: Учебник  / В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.

5. Прохоров, Ю.К.  Управление качеством: Учебное  пособие / Ю.К. Прохоров. - СПб: СПбГУИТМО, 2007. - 144 с.

6. Ребрин, Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие / Ю.И. Ребрин. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 174 с.

7. Шевчук, Д.В.  Управление качеством: учебник  / Д.А. Шевчук.- М.: ГроссМедиа, 2008. - 216 с.

http://www.productguide.ru/products-883-1.html

 

http://nbene.narod.ru/manage/fmanage1.htm

 

http://iksystems.ru/articles.php?id=281

 

Введение.

Основной задачей каждого предприятия или организации является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:

- отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

-  соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

- отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

- предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

- направлены на получение прибыли.

Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции  во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Качество продукции  относится к числу важнейших  критериев функционирования предприятия  в условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно - технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Качество выпускаемой  продукции по праву можно отнести  к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение  качества продукции определяет степень  выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

 

 

  1. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ, их краткая характеристика.

Качество определяется действием многих случайных, местных  и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы.

Под созданием систем качества понимают их разработку и внедрение в деятельность предприятия.

Внедрение системы качества на предприятии является масштабным и достаточно сложным проектом, охватывающим всех ее работников - от первого руководителя до обслуживающего персонала. В связи с этим, разработаны типовые основные этапы работ по разработке и внедрению системы качества на предприятии.

Этапы

Содержание работ

І Формирование руководящих  и рабочих органов по внедрению  стандартов ИСО

 

Проведение информационного  совещания

Проведение совещания предназначено для того, чтобы сообщить руководству предприятия и управленческому персоналу информацию о роли и значении системы качества в обеспечении успешной деятельности предприятия, а также необходимые первичные мероприятия для ее создания и сертификации

Принятие высшим руководством решения о создании системы качества

Руководитель предприятия  осуществляет работы по внедрению стандартов и лично несет ответственность  за ее результаты

Издание приказа

Решение оформляется  в виде приказа о создании руководящего органа, его полномочиях и обязанностях

Расчет затрат на разработку, внедрение и сертификацию системы  качества

Это является важной частью работы. Создание системы качества и ее последующая сертификация это  дорогостоящие работы. Из-за этого многие руководители не хотят их инициировать. Возникают вопросы можно ли минимизировать затраты на разработку и внедрение СК и сможет ли предприятие впоследствии содержать систему качества? Практика показывает, что затраты окупаются с большей вероятностью тем, чем серьезнее отношение к созданию системы качества. Необходимо понимание того, что система качества нужна не только для удовлетворения потребителей и подтверждения соответствия стандарту, но, прежде всего, для получения выгоды самого предприятия. Расчет затрат рекомендуется проводить на основе классификации по видам деятельности

Разработка программы  работ

Как и при прочих инвестициях, первый руководитель должен утвердить  календарный план внедрения системы  качества с определением этапов работ

Назначение представителя высшего руководства руководителем по качеству

Успех системы качества во многом зависит от поддержки со стороны высшего руководства

Создание рабочего органа по разработке и внедрению системы  качества.

Это может быть группа по внедрению системы качества сформированная в составе службы качества

Издание приказа.

 

Обучение персонала  сформированного органа

Организация изучения стандартов ИСО

Определение Политики предприятия  в области качества.

направления деятельности предприятия в области качества;

цели и задачи предприятия  в области качества;

девиз предприятия в  области качества;

документальное оформление Политики в области качества

Общее собрание персонала  предприятия

Доведение политики в  области качества до подразделений  и каждого работающего, деятельность которых непосредственно влияет на качество. Разъяснение необходимости внедрения стандартов.

Выбор модели системы  качества

Зависит от конкретной деятельности предприятия (организации), вида выпускаемой  продукции (оказываемых услуг)

Определение состава  функций и задач системы качества по положениям ИСО

Процесс создания продукции  представляется в виде подробного перечня  этапов работ. Его основу должны составлять стадии жизненного цикла продукции.

Функции определяют содержание деятельности в системе и служат помощью при ее создании

Определение состава  структурных подразделений системы  качества

Установление обязанностей, полномочий и ответственности по функциям системы качества между  подразделениями и должностными лицами предприятия. Необходимо разработать должностные инструкции и положения о подразделениях

Анализ системы качества и выявление проблем

Поэлементный анализ действующей системы качества по сравнению с выбранной моделью  ИСО

Разработка и реализация мер по приведению системы качества

Если это требуется  на основе проведенного анализа. Ошибки, допущенные на данном этапе могут  привести к трудоемким корректировкам, переделкам и недостаткам в системе  качества

Структурная схема системы  качества

Строится на основе структурной  схемы предприятия и дает возможность показать «устройство» системы -- состав и взаимосвязь всех структурных подразделений в системе качества и ее управляющее ядро - службу качества (включаются, как правило, отдел технического контроля, метрологическая служба, центральная заводская лаборатория, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству)

Разработка функциональной схемы управления качеством

Позволяет наглядно представить «работу» системы качества - процесс управления качеством. Такая схема строится в виде петли качества, подобно тому, применительно к изготовлению продукции. При этом для каждой функции на схеме целесообразно указать структурные подразделения, которые будут их выполнять на всех этапах производства

ІІ Создание и введение в действие документации системы  качества

 

Определение структуры  и состава документации системы  качества

Необходимо рассмотреть  состав всей имеющейся на предприятии  нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения элементов системы качества. Для выполнения большинства функций потребуется, как правило, несколько документов. Например, для управления несоответствующей продукцией нужно будет, как минимум, иметь:

стандарт по учету  и изоляции брака;

стандарт по удовлетворению претензий потребителей;

стандарт по разрешениям  на отступления от документации при  изготовлении продукции

Среди этих документов будут  и действующие, и те, которые нужно  будет разработать дополнительно. Не исключено также, что может потребоваться доработка, объединение или отмена некоторых действующих документов

Разработка и корректировка  конкретных нормативных документов

В них должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества (этап наполнения системы качества внутренним содержанием). Необходимо составить и утвердить у руководства план-график разработки конкретных документов с указанием исполнителей и сроков работ. Наиболее распространенными документами системы качества являются стандарты предприятия. Могут использоваться инструкции, предписания и другие нормативные документы

Разработка основного  документа СК -«Руководства по качеству»

Кроме конкретных документов по отдельным элементам (функциям) для  окончательного формирования документации системы качества необходимо разработать обобщающий документ, в котором давалось бы общее описание системы и излагалась политика в области качества. Такое описание предусматривается стандартом ИСО в виде «Руководства по качеству». Руководство, как правило, служит не только для внутреннего использования, но и для представления заказчикам при заключении контрактов, а также - независимым экспертам при проверках системы качества с целью ее сертификации

ІІІ Подготовка системы  качества к сертификации

 

Проведение самооценки СК (после завершения работ по ее внедрению)

Может проводиться внутренний аудит системы качества. Отчет  и заключение о степени соответствия системы требованиям выбранной  модели, ее способности обеспечить достижение целей, сформулированных в политике предприятия в области качества. Проводится оценка руководством предприятия эффективности СК по результатам проверки. При необходимости составляются корректировочные мероприятий по приведению СК в соответствие с требованиями ИСО

Выбор органа по сертификации

Выбор органа по сертификации определяется задачами, которые ставит перед сертификацией предприятие. Главной задачей является подтверждение  соответствия системы качества одному из стандартов ИСО или аутентичных  российских государственных стандартов и повышения вследствие этого доверия к предприятию, т.е. его способности стабильно выпускать качественную продукцию

Подача заявки на сертификацию

Заявка от организации, претендующей на сертификацию системы  качества в Регистре, поступает в Технический центр Регистра (ТЦР). Если заявка поступает в другое структурное подразделение, другую организацию Госстандарта России или орган по сертификации она также направляется в Технический центр регистра.

ТЦР регистрирует заявку с учетом предложений организации (заявителя), определяет по специализации и области аккредитации орган, способный ее реализовать, и направляет заявку в адрес этого органа.

Орган по сертификации проводит предварительную оценку системы  качества, экспертизу исходных материалов, собирает полную информацию о системе качества и анализирует ее. На основании этих данных осуществляется оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации.

В результате предсертификационного  этапа заявитель получает уведомление либо о принятии заказа на сертификацию, либо отказе в сертификации. Отказ в принятии заказа на сертификацию системы качества должен быть четко обоснован органом по сертификации.

При положительном заключении оформляется договор с организацией на проведение предварительной сертификации системы качества.

В договоре предусматривается  предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы  оплаты до начала работ


Важное место в системе  управления качеством продукции  на предприятии занимает служба управления качеством, основными задачами которой являются:

защита репутации фирмы;

защита потребителя  от дефектной продукции;

сокращение непроизводительных работ;

предупреждение брака.

В процессе решения этих основных задач служба управления качеством  выполняет многие функции, важнейшие из которых следующие:

координирует работу по достижению требуемого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла  продукции: научные исследования, изготовление, контроль, сервисное обслуживание;

рассчитывает затраты  по обеспечению качества продукции в цехах и на предприятии в целом;

определяет затраты, обусловленные  влиянием различных факторов на достижение требуемого уровня качества с целью  устранения или сокращения отходов;

координирует деятельность всех служб, сотрудничающих в вопросах качества, в разработке конкретных целей в этой области и информирует их о достигнутых результатах;

сотрудничает со службой  материально-технического обеспечения:

оказывая содействие в выборе поставщиков (вопросник  по качеству) и постоянно обновляя их "рейтинг" по качеству;

участвуя в разработке четко сформулированных требований с указанием расчетов, предъявляемых  поставщикам;

организует обучение качеству своих сотрудников, а также  сотрудников других служб, занимающихся вопросами качества;

принимает активное участие в подготовке кадров и предпринимает другие действия с целью стимулирования в вопросах качества.

Управление качеством - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации, или потреблении  продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих  решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями  управляющих воздействий на определенный объект управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих  решений производится на основании  сопоставления информации о фактическом  состоянии управляемого процесса с  его характеристиками, заданными  программой управления.

Информация о работе Управление качеством