Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. К настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Роль квалиметрии в управлении качеством………………...….…..4
Глава 2. Квалиметрия…………………………………………………..……..6
§ 1. Объект, предмет и структура квалиметрии…………...……………....6
§ 2. Принципы и методы квалиметрии……..…………………….….…..…9
§ 3. Классификация и номенклатура показателей качества…………......13
§ 4. Оценка качества…………………………………………………...…...19
Глава 3. Сфера применения квалиметрии…………….………………...…..24
Заключение………………………………………………………………...……..26
Список использованной литературы…………………………………...………27

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 


Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«Московская академия экономики и права»

Институт экономики

 

Отделение групп выходного дня 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине:

 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

на тему:

 

Квалиметрия. Основные понятия. Принципы и методы квалиметрии.

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка 6 курса

группы МОШ-1-07ФМзг

по специальности:

«Менеджмент организации»

 

Абакумова Т.Ю.

 

Проверила:

 

К.т.н., доцент 

 

Плеханова С.В. 

 

 

 

Москва 2012


 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………...………………3

Глава 1. Роль квалиметрии в управлении качеством………………...….…..4

Глава 2. Квалиметрия…………………………………………………..……..6

§ 1. Объект, предмет и структура квалиметрии…………...……………....6

§ 2. Принципы и методы квалиметрии……..…………………….….…..…9

§ 3. Классификация и номенклатура показателей качества…………......13

§ 4. Оценка качества…………………………………………………...…...19

Глава 3. Сфера применения квалиметрии…………….………………...…..24

Заключение………………………………………………………………...……..26

Список использованной литературы…………………………………...………27

 

Введение

Качество всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших. Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции.

Решение различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудования, приборов и т. д. С другой стороны, требовались методики количественных оценок различных объектов.

Методы квалиметрии  на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управление качеством продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами.

В нашей стране изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. К настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.

  1. Роль квалиметрии в управлении качеством

 

Интенсивное развитие квалиметрии  в последние годы связанно с массовостью  задач по оценке качества, постоянно  возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:

  • прогнозирование потребностей технического уровня и качества;
  • разработка методов определения численных значений показателей качества;
  • разработка принципов и методов оценки качества;
  • выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;
  • определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;
  • определение научно-технического уровня НТД;
  • расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;
  • установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;
  • планирование разработки и освоения новых видов продукции;
  • определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;
  • оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;
  • определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;
  • планирование повышения качества изготовления продукции;
  • планирование технического уровня и качества;
  • проведение контроля и испытаний;
  • установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;
  • выбор моделей сертификации продукции и СМК;
  • проведение внешними организациями оценок СМК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);
  • проведение внутренних оценок своих СМК и ее различных подсистем;
  • сертификация СМК;
  • аттестация производства;
  • выбор продукции при ее приобретении (например, при закупки оборудования, станков, приборов, материалов);
  • определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;
  • изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;
  • подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;
  • выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.

Очевидно, что перечисленные  задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством.

 

  1. Квалиметрия

§ 1. Объект, предмет и структура квалиметрии

Квалиметрия — научная область, объединяющая количественные методы измерения и оценки качества продукции, используемые для обоснования решений, принимаемых при стандартизации и управлении качеством продукции.

Это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира. Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей. Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей: 1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств; 2 – специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей; 3 – предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.

Качество – это объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта.

Исходные понятия и  термины, относящиеся к оценке качества.

Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии – науки о методах количественной оценки качеств различных объектов. Наиболее распространено мнение о том, что качество есть «совокупность характеристик объекта». Однако многочисленными исследованиями доказано, что качество – это не просто совокупность свойств объекта и его характеристик, а единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество объекта это совокупность его свойств или характеристик или это совокупная характеристика всех свойств объекта в целом. Если считать, что качество есть совокупность характеристик, то оно должно оцениваться некоторым множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, должен быть уровень качества оцениваемого объекта или по отношению к качествам других однородных объектов, или по отношению к эталонному качеству.

Методология определения  и оценивания качеств.

Так как качество объекта  проявляется в первую очередь  через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо, во-первых, определить перечень тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество; во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения; в-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта. На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса и т.д.) получают объективные сведения о них. Однако, уже следующий квалиметрический этап в исследовании качества объекта носит во многом субъективный характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются сведения о свойствах исследуемого объекта. Кроме того, субъективность итоговой характеристики уровня качества кроется в использовании таких методик квалиметрической обработки данных о свойствах сопоставляемых объектов, которые больше соответствуют интересам и задачам исследователя. Исходя из современных представлений о качестве как о единстве внутренней или внешней определенности объекта, следует, что при оценке его качества необходимо учитывать не только отдельные свойства в их совокупности, но и признаки, а также характеристики внутренней определенности, например уровень внутренней структурированности, устойчивости структуры и ее элементов или же их приспособляемости к изменяющимся условиям функционирования и т.п. Однако с метрологической и с квалиметрической позиции достаточно учесть только внешние проявления качества, только «качествообразующие» свойства. Такой подход к измерению качества приводит к не вполне адекватному результату. Такой результат измерения качества не ошибочен, он не полон и поэтому имеет большую погрешность. Измерение и обобщение показателей внешних свойств и характеристик внутренней сущности объекта исследования, дают возможность получения более точной численной характеристики уровня качества, т.е. более правильной оценки качества. Полученный квалиметрический результат, т.е. численный показатель уровня качества исследованного объекта по отношению к качеству эталона - это еще не окончательная оценка качества, а только основа для этого. Оценка качества – это ответ на вопрос, в какой мере полученный уровень качества исследованного объекта соответствует интересам или потребностям оценивающего объекта, группы людей или общества в целом. При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которому редко когда соответствует выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может всех удовлетворить, т.к. интересы, потребности, взгляды на ценности у всех людей разные. Поэтому любые оценки качества субъективны с объективной их основой в виде численных показателей уровней качеств. Это свидетельствует о единстве и очевидном противоречии объективного и субъективного в оценках качества реальных объектов, интересующих людей. Здесь в полной мере проявляется диалектика объективного и субъективного в позиции любого качества. Оценка качества, выражающая ценность или степень полезности объекта, является предметом изучения многих специальных наук, в том числе иаксиологии – теории ценностей. В этой теории раскрываются содержания основных категорий, которые выражают ту или иную ценность для человека. К таким категориям относятся, например, духовные ценности, материальные ценности (свойства товаров и услуг, безопасность техники). Понятийный аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных с качеством, прежде всего продукции, производственных процессов, услуг, окружающей среды и других объектов, изучаемых квалитологией и оцениваемых квалитометрией. Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно: Qоц = < О, С, Б, Ал >

где О – оцениваемый объект; С – оценивающий объект;

Б – база оценки (эталон качества);

Ал – алгоритм (логика и приемы) оценивания.

§2. Принципы и методы квалиметрии

Первый принцип «целей и условий» означает, что оценка качества любого объекта зависит от целей и условий, для которых она делается. Например, оценка качества продукции по стандартам, сравнительная оценка качества нескольких вариантов одноименной продукции, оценка качества при аттестации, сертификации и т.п.

Второй принцип «базовых значений» определяет, что оценка качества объекта зависит от фактических  значений его показателей качества и базовых значений этих показателей, принятых за основу при сравнительной  оценке качества. 

Третий принцип «иерархии» предполагает, что качество следует рассматривать  как некоторую иерархическую  совокупность свойств и показателей, расположенных на различных уровнях. Если качество расположить на самом  высоком нулевом уровне, то составляющие его свойства будут располагаться на более низком – первом уровне. В свою очередь каждое из этих свойств может рассматриваться состоящим из некоторого количества свойств и показателей, расположенных на следующем более низком – втором уровне. Последние так же могут быть разложены на составляющие на следующем – третьем уровне и т.д. Образуется иерархия свойств и показателей качества, число уровней которых может неограниченно возрастать.

Четвертый принцип «значимости» заключается  в том, что каждый показатель из иерархической совокупности свойств составляющих качество, может характеризоваться некоторым коэффициентом, определяющим значимость или весомость данного показателя в общей оценке качества. Этот принцип используют при комплексной оценке качества, когда в одном обобщенном показателе объединяют комплекс свойств и показателей оцениваемой продукции.

Методы квалиметрии зависят  от цели, задач и условной оценки качества, а также особенностей оцениваемой  продукции. Из общенаучных методов  в квалиметрии чаще используются методы метрологии, математики и системного анализа, широко применяют экономические и социологические исследования проблем качества продукции.

Метрология – наука об измерениях, связана с квалиметрией, т.к. дает значительный исходный материал о фактических значениях показателей качества, используемый для оценки качества продукции.

Использование математических методов  в квалиметрии обусловлено тем, что результаты измерений, оценки, прогнозирования  и контроля качества продукции могут  быть систематизированы, проанализированы и обобщены с помощью методов математической статистики и теории вероятностей.

Информация о работе Управление качеством