Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране изданы десятки монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. К настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Роль квалиметрии в управлении качеством………………...….…..4
Глава 2. Квалиметрия…………………………………………………..……..6
§ 1. Объект, предмет и структура квалиметрии…………...……………....6
§ 2. Принципы и методы квалиметрии……..…………………….….…..…9
§ 3. Классификация и номенклатура показателей качества…………......13
§ 4. Оценка качества…………………………………………………...…...19
Глава 3. Сфера применения квалиметрии…………….………………...…..24
Заключение………………………………………………………………...……..26
Список использованной литературы…………………………………...………27

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

§4. Оценка качества

Оценка качества в квалиметрии включает следующие последовательно выполняемые этапы работ:

- выбор номенклатуры  определяющих показателей, по  которым следует оценивать качество;

- определение численных  значений выбранных показателей  качества;

- выбор и установление  базовых значений определяющих  показателей;

- сравнение фактических  значений определяющих показателей  с базовыми.

Относительную характеристику, основанную на сравнении фактических и базовых значений показателей, называют уровнем качества.

Оценка уровня качества продукции может быть дифференциальной и комплексной, носить формальный или  вероятностный характер. Последняя  имеет место, когда по результатам  испытания небольшой части материала, взятого в выборку, необходимо оценить  качество продукции в генеральной совокупности – партии.

1. Выбор номенклатуры  определяющих показателей качества.

Это первый наиболее ответственный  этап оценки качества продукции зависит от цели и условий, для которых делается эта оценка. Например, если оценка качества проводится по стандартам, то в  качестве определяющих могут быть выбраны показатели, к которым  в действующей нормативно-технической документации установлены требования.

Если по каким-либо причинам номенклатура определяющих показателей качества продукции неизвестна или требует уточнения, например при комплексной оценке качества, то ее выбор может быть сделан специальными методами. Эти методы сводятся к нахождению коэффициентов весомости отдельных показателей в общей оценке качества, и могут быть следующими.

Эвристический или экспертный, когда весомость показателей определяют на основе экспертного опроса специалистов.

Стоимостной, где весомость i-ого показателя принимается пропорциональной затратам, необходимым для обеспечения этого показателя. Исходят из того, что чем больше стоит тот или иной показатель, тем он и более важен.

Вероятностный, при котором весомость принимается пропорциональной среднему значению степени приближения оцениваемого показателя к эталонному значению. Считают, что чем ближе проектировщик добивается соответствия того или иного показателя эталонному значению, тем важнее этот показатель в общей оценке качества данной продукции.

Экспериментальный, когда весомость отдельных показателей определяют по результатам специально проведенных экспериментов. Например, изучают влияние показателей качества на конечный результат или получают математическую модель качества исследуемой продукции и определяют вклад каждого ее фактора – показателя качества в изменчивость изучаемой функции.

Комбинированный заключается в использовании некоторой комбинации разных методов.

Каждый из этих методов  имеет свои преимущества и недостатки. На практике чаще всего используется экспертный метод определения коэффициентов весомости показателей качества, т.к. он является простым и экономичным.

2. Определение численных значений показателей качества

Это второй основной этап оценки качества. Он включает разработку методов количественного измерения  показателей качества и непосредственное определение с помощью этих методов численных значений показателей качества оцениваемой продукции. 

Методы определения  численных значений показателей  качества подразделяются на две группы:

1-ая в зависимости  от способа получения информации  включает измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы;

2-ая в зависимости  от источника получения информации - традиционный, экспертный и социологический методы.

3. Выбор и установление  базовых показателей качества

Базовым образцом называется реально достижимая совокупность показателей качества продукции, принятых для сравнения.

На стадии разработки базовыми образцами могут служить: продукция, отвечающая реально достижимым перспективным требованиям (перспективный образец) или планируемая к освоению продукция, показатели качества которой заложены в техническом задании ее разработки.

Не допускается использование  в роли базового образца гипотетической (воображаемой) продукции, еще не прошедшей научной или инженерной проработки. В то же время базовый образец должен быть перспективным в тех случаях, когда на освоение новых видов продукции может затрачиваться длительное время.

На стадии изготовления за базовые образцы принимают: выпускаемую  в стране или за рубежом продукцию, показатели качества которой в момент оценки отвечают самым высоким требованиям и которая наиболее эффективна в эксплуатации или потреблении; национальные, зарубежные и международные стандарты, регламентирующие оптимальные значения показателей качества продукции.

4. Сравнение фактических  показателей качества с базовыми.

Это заключительный этап оценки качества. В зависимости от способа сравнения фактических  показателей с базовыми оценка качества может быть дифференциальной, комплексной, смешанной, носить формальный или вероятностный характер.

Дифференциальный метод  оценки качества осуществляется путем  сопоставления единичных показателей  качества оцениваемой продукции  с единичными базовыми показателями, установленными для данного вида продукции. 

При дифференциальном методе оценки уровня качества считают, что все показатели одинаково значимы в общей оценке качества продукции. Это просто и удобно, но не всегда оправдано. Особенно, когда встает вопрос о браковке продукции по малозначащему показателю, который по существу не оказывает влияния на поведение продукции при эксплуатации.

Комплексный метод оценки качества основан на использовании  одного обобщенного показателя, в котором объединяют комплекс показателей, выбранных для оценки качества продукции. Для этого определяющие показатели качества пересчитывают в безразмерные и с учетом их коэффициентов весомости вычисляют обобщенный комплексный показатель.

Пересчет размерных  показателей качества в безразмерные может быть осуществлен с помощью  рангов, баллов, относительных показателей качества или показателей желательности.

Комплексные показатели удобно и полезно использовать при  сравнительной оценке качества нескольких вариантов одноименной продукции с целью выборка лучшего образца. В тоже время при оценке и контроле качества по стандартам или какой-либо другой технической документации комплексные оценки применять нецелесообразно. 

Смешанный (комбинированный) метод оценки качества основан на использовании единичных и комплексных показателей качества. Этот метод применяют, когда совокупность показателей велика и один комплексный показатель недостаточно полно характеризует все особенности продукции. Например, смешанный метод оценки качества используют при определении сорта тканей и штучных изделий по стандартам. 

Формальная и вероятностная оценки качества применяются, когда по результатам испытания выборки необходимо оценить показатель качества в генеральной совокупности (партии). Формальная оценка качества заключается в простом сравнении сводных характеристик выборки с установленными нормами. Так как сводные характеристики выборки, например, среднее арифметическое, могут отличаться от соответствующих характеристик генеральной совокупности – партии, то при такой оценке качества фактически оценивается не вся партия, а лишь небольшая ее часть – выборка. Формальный перенос результатов оценки качества выборки на всю партию может привести к существенным ошибкам.

Вероятностная оценки качества предполагает вначале определение по результатам испытания выборки сводных характеристик генеральной совокупности, а затем сравнение их с установленными нормами. В этом случае уже оценивается качество не выборки, а партии.

Вероятностная оценки качества позволяет с определенной вероятностью оценить по результатам испытания выборки величину показателя в генеральной совокупности. Или вероятность приближения оцениваемого показателя к заданному значению базового, например установленной норме стандарта.

 

  1. Сфера применения квалиметрии

 

В начале квалиметрия  определялась как наука об измерении  и оценке качества продукции. И это было вполне естественно, потому, что проблема качества народнохозяйственной продукции – одна из важнейших проблем.

Во второй половине XX в. основные научные категории, относящиеся не только к техническим, но и к естественным и даже гуманитарным наукам, все в большей степени начинают подвергаться сначала формализации, а затем - и количественному выражению (квантификации).

В настоящее время  комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной научно-технической, научно-популярной и даже общественно-политической литературе все чаще затрагиваются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, не являющихся продуктами труда, или оценки качества протекания различных процессов.

Существующие сейчас методики оценки качества (несмотря на то, что объект оценки у них самый разнородный) характеризуются внутренним единством. Оно заключается в том, что эти методики базируются на общих принципах квалиметрии. Следовательно, с точки зрения теоретической квалиметрии, эти методики однородны и могут быть описаны одним алгоритмом.

Таким образом, можно  считать, что:

- методы комплексной  количественной оценки качества  захватывают все новые области,  зачастую далеко отстоящие от первоначальной сферы их приложения - только к продуктам труда;

- алгоритм этих методов  и принципы, на которых они  базируются, практически не отличаются  от тех, которые приняты в  теоретической квалиметрии; 

- сферы приложения  многих из этих методов, например, оценка качества специалистов, чрезвычайно важны.

Поэтому целесообразно  поставить вопрос о едином фронте работ исследователей, занимающихся проблемой оценки качества в самых  различных областях народного хозяйства, что, несомненно, будет способствовать повышению научного уровня таких исследований. Кроме того, расширение сферы квалиметрии поможет подвести научную базу под целый комплекс методов решения задач по оценке качества различных процессов и предметов, не являющихся продуктами труда, что, безусловно, будет иметь большое народнохозяйственное значение.

Следовательно, есть основания  утверждать, что в настоящее время  квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных  видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.

 

Заключение

 

Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная  стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.

По итогам квалиметрических оценок производят:

1) оптимизацию показателей  свойств и качества в целом;

2) прогнозирование качества  продукции;

3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.

Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.

В настоящее время квалиметрия достигла такой стадии развития, когда внутри нее явственно начинают выделяться две ветви: теоретическая и прикладная.

Теоретическая квалиметрия  абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии являются философские и методологические проблемы количественной оценки качества. Задача прикладной квалиметрии - разработка конкретных методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения.

 

Список использованных источников

 

  1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: Инфра – М, 2005 – 204 с.
  2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.:Инфра – М, 2009 – 212 с.
  3. Герасимов Б.И., Злобина Н.В. Спиридонов С.П. Управление качеством: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2010 – 272 с.
  4. Гличев А.В. «Прикладные вопросы квалиметрии», «Стандарт», Москва, 2011 г.
  5. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2009. – 463 с.
  6. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М., 2010 – 214 с.
  7. Управление качеством: учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхиторян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Юнити-Дана, 2010 – 334 с.
  8. www.umup.ru

Информация о работе Управление качеством