Бизнес-план инвестиционного проекта: структура, содержание разделов, оценка эффективности инвестиций (на примере ООО «Торговый дом «Слав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и обобщение материалов отечественных и зарубежных авторов в организации бизнес-планирования инвестиционного проекта. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
•исследовать отечественный и зарубежный опыт оценки разделов бизнес-планирования инвестиционного проекта;
•провести анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Торговый дом «Славянка»;
•предложить мероприятия по повышению привлекательности бизнес-плана инвестиционного проекта ООО «Торговый дом «Славянка».

Файлы: 1 файл

Бизнес-план инвестиционного проекта.doc

— 665.00 Кб (Скачать файл)

При выборе инвестиционного  проекта, из вывода Л. Кузьминой, следует также учитывать факторы, которые не поддаются количественной оценке: геополитические, социальные. Влияние качественных факторов может быть столь существенным, что проект будет отклонен.

Завершающей стадией  выбора инвестиционного проекта  является оценка чувствительности оцениваемых проектов.

Выбор инвестиционного  проекта не зависит от источников финансирования, так как используется предположение о возможности  изыскания адекватных источников финансирования. Однако из этого правила могут  быть исключения: льготное государственное финансирование, использование финансового лизинга.[13]

Бизнес-план - это документ, составляемый предпринимательской  фирмой для оценки перспективности  концептуальной идеи.

На начальном этапе  деятельности руководству предпринимательской фирмы приходится иметь дело со специфическим комплексным проектом - запуском данной фирмы. Поэтому первоначально бизнес-планы служат, и стратегически, и оперативно, для достижения целей, которые встают перед фирмой в момент ее создания, и имеют следующее содержание:

- бизнес-план содержит  информацию об иерархии целей  фирмы, приоритетах производственной, коммерческой и финансовой деятельности, вероятных рисках и способах  их страхования, платежеспособности  рынка товаров и услуг фирмы; 

- бизнес-план содержит информацию о конкурентах фирмы, их активности на рынке, их сильных и слабых сторонах, а также сравнительную с ними характеристику сильных и слабых сторон фирмы;

- бизнес-план содержит  информацию о формах мобилизации  ресурсов для достижения избранных  целей и борьбы с конкурентами за внимание клиентов фирмы;

- в бизнес-плане содержатся  данные о вероятных партнерах  фирмы в процессе будущей деятельности (поставщики сырья, торговые и  сбытовые предприятия, партнеры  по соглашениям о разделе рынков);

- бизнес-план содержит сведения о составе и качестве применяемой рабочей силы и о способах привлечения к труду работников, а также о формах контрактов на работу;

- бизнес-план содержит  также сведения о структуре  и способах управления фирмой, о необходимых навыках организации деятельности фирмы управляющими.

Бизнес-план, содержащий все перечисленные выше сведения, обычно применяется в странах  с рыночной экономикой как один из наиболее важных документов, предоставляемых  фирмой в распоряжение потенциальных  кредиторов или инвесторов в расчете на привлечение финансовых ресурсов, необходимых для выполнения фирмой своих задач.

Бизнес-план фирмы имеет  два уровня значимости: внутренний и внешний.

Внутренний смысл бизнес-плана  состоит

  • в постановке задач фирмы;
  • в определении путей их решения;
  • в определении позиции фирмы по отношению к партнерам, клиентам и конкурентам;
  • в анализе собственного ресурсного потенциала, включая потенциал внутрифирменного менеджмента.

Внешний смысл бизнес-плана  состоит в создании документа, отражающего    состояние предпринимательской фирмы, привлекательность  проекта для коммерческих  банков  и различных потенциальных инвесторов.

Обеспечение    привлекательности    необходимо    потому,    что бизнес-план      может      оказаться       весомым      аргументом      для потенциального инвестора, готового вложить свои средства лишь в тот проект, который гарантирует ему получение максимальной прибыли.

Разработка бизнес-плана  начинается с определения рынка  сбыта товаров или услуг. После  этого необходимо разобраться с тем, что именно в состоянии произвести данная фирма и с привлечением какого потенциала.

В бизнес-плане можно  выделить две части: аналитическую  и практическую.

В аналитической части бизнес-плана дается    обоснование    платежеспособного    спроса    на продукцию (услуги, работы), а также анализируются    возможности    рынка    (уровень     цен, конкуренты, каналы движения продукции, регулирующие нормативы,    особенности    спроса   со    стороны    разных категорий покупателей).

Разрабатывая эту часть своего бизнес-плана, фирма должна, прежде всего, проявить реализм в оценке положения дел и своих возможностей на рынке. Так, при оценке конкурентов очень важно не впадать в крайности, в частности нельзя недооценивать конкурента и представлять все в розовом цвете. Даже малейшая недооценка конкурентов может в дальнейшем обернуться крупными неприятностями. В действительности же, недооценив сильного конкурента, фирма вынуждена будет приспосабливаться к условиям, которые тот диктует рынку. Расчеты на получение определенной массы прибыли окажутся несостоятельными, и фирма может не суметь вернуть заемный капитал, поставив себя в чрезвычайно трудное положение.

В практической части  бизнес-плана содержится разнообразная  информация о том, каким образом фирма намерена реализовать намеченные цели. В этой части бизнес-план составляется из определенного набора планов различных сторон деятельности фирмы по достижению поставленных целей, как-то:

– план производства, содержащий основные компоненты производства продукции (сырье, оборудование, персонал, контроль качества, стандарты, издержки производства, готовая продукция);

– коммерческий план, содержащий основные параметры взаимоотношений  фирмы с партнерами в связи  с приобретением товаров и  сбытом собственной продукции;

– организационный план, содержащий основные сведения о том, каким образом расставлены работники  и как взаимодействуют между  собой службы компании;

– юридический план, содержащий информацию о порядке взаимодействия между учредителями сообразно избранной организационно-правовой формы предприятия, а также – между фирмой и кредиторами, между фирмой и инвесторами;

– оценка риска и страхование; этот раздел имеет важное значение для бизнес-плана, ибо он позволяет  спроектировать действия фирмы в форс-мажорных обстоятельствах;

– финансовый план. Он имеет  значение обобщающего звена бизнес-плана  фирмы. Финансовый план содержит следующие  расчеты: прогноз объемов реализации продукции, баланс денежных расходов и  поступлений, таблицу затрат и результатов деятельности фирмы, сводный баланс активов и пассивов фирмы, график достижения безубыточности и рентабельности фирмы.

БИЗНЕС-ПЛАН

I. Описывает продукт, который собирается производить фирма.

II.  Дает оценку рынков сбыта продукции.

III. Анализирует и оценивает конкуренцию на рынке.

IV.  Определяет маркетинговые и коммуникационные подходы.

V.   Разрабатывает план производства продукции. Определяет, где именно расположить производство, кого выбрать в качестве поставщика, уполномоченного  дилера  или  дистрибьютора, какое   оборудование   купить,   как   организовать   текущий контроль деятельности.

VI.  Формирует структуру организации, которая максимально соответствовала бы поставленным целям. Анализирует кадровый состав фирмы и уровень квалификации функционеров.

VII.  Обосновывает нормативно-правовое обеспечение деятельности, в том числе выбор организационно-правовой формы, статуса компании, определение степени самостоятельности подразделений и работников.

VIII.  Выявляет возможные предпринимательские риски, а также пути их минимизации и страхования.

IX.  Содержит финансовый план, включающий определение безубыточности бизнеса, прогнозы денежных доходов и расходов, анализ движения денежных ресурсов.

X.  Определяет пути и формы финансирования бизнес-проекта.

Структура бизнес-плана  не может быть жесткой. В ней обычно выделяют 10–11 разделов. В самом общем  виде структура бизнес-плана выглядит следующим образом:

Сам бизнес-план может  иметь небольшой объем, а вот  приложения к нему порой составляют несколько томов, содержащих подробный экономический анализ различных сторон бизнес-проекта, технико-экономическое обоснование предстоящей деятельности предпринимательской фирмы.

Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись  с ним, его потенциальный инвестор смог получить полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели (табл. 1).

Таблица 1 - Укрупненная структура разделов бизнес-плана

Номер раздела (подраздела)

Наименование раздела (подраздела)

 

 

Титульный лист

 

 

Резюме

1

ИДЕЯ (СУЩНОСТЬ) ПРЕДЛАГАЕМОГО  ПРОЕКТА 

1.1

Общие исходные данные и  условия 

1.2

Описание образца НТ

1.3

Оценка опыта предпринимательской  деятельности

2

ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА 

2.1

Описание потребителей НТ

2.2

Оценка конкурентов  НТ

2.3

Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов

3

ПЛАН МАРКЕТИНГА

3.1

Цели маркетинга

3.2

Стратегия маркетинга

3.3

Финансовое обеспечение  плана маркетинга

3.4

Контроль за выполнением  плана маркетинга

4

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

4.1

Изготовитель НТ

4.2

Наличные и требуемые  мощности производства

4.3

Материальные факторы  производства

4 4

Описание производственного  процесса

5

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

5.1

Организационно-правовая форма собственности фирмы

5.2

Организационная структура  предприятия 

5 3

Распределение обязанностей. Сведения о партнерах

5.4

Описание внешней среды  бизнеса

5.5

Трудовые ресурсы предприятия

5.6

Сведения о членах руководящего состава

6

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

6.1

План доходов и расходов

6.2

План денежных поступлений  и выплат

6.3

Сводный баланс активов и пассивов фирмы

6.4

График достижения безубыточности

6.5

Стратегия финансирования (источники поступления средств  и их использование)

6.6

Оценка риска и страхование

7

ПРИЛОЖЕНИЯ


Разработка бизнес-плана  осуществляется в последовательности, приведенной на рис 1. Резюме пишется после того, как составлен весь бизнес-план и содержит не более 1-2 страниц, результаты расчетов каждого предыдущего раздела бизнес-плана используются для расчета показателей последующего раздела.

Рисунок 1 - Блок-схема разработки разделов бизнес-плана

1. Выработка идеи проекта

2. Описание идеи (сущности) проекта

3. Анализ производственных  возможностей фирмы в реализации  проекта 
4. Оценка рынка сбыта

5. Разработка плана  маркетинга

6. Разработка плана  производства

7. Разработка организационного  плана

8. Расчет показателей  ТЭО

9. Разработка финансового  плана

10. Оценка риска

11. Общие выводы и  предложения (резюме)

Таким образом, в процессе проработки разделов бизнес-плана формируются  исходные данные для технико-экономического обоснования.

Получив все необходимые  данные для технико-экономического обоснования, производится расчет показателей  ТЭО (чистой прибыли, рентабельности, внутреннего  коэффициента эффективности, максимального  денежного оттока, периода возврата капитальных вложений, точки безубыточности). Если расчеты показывают технико-экономическую эффективность, то приступают к формированию окончательной редакции бизнес-плана.

Если показатели ТЭО  не удовлетворяют требованиям технико-экономической  эффективности, то уточняются исходные данные или принимается решение о нецелесообразности проекта.

Бизнес-план состоит из нескольких разделов, в каждом из которых освещается ряд вопросов.

1-ый раздел – Резюме (деловая идея)

Этот раздел должен показать потенциальным инвесторам привлекательность проекта. Главная его задача – заинтересовать инвестора. Резюме - это «концентрированное» описание инвестиционного проекта в вашем бизнес-плане: его идеи, шагов, осуществляемых для реализации идеи, требуемых затрат, итоговых показателей. Содержание резюме должно очень четко отражать идею проекта, требуемые ресурсы, возможные риски и результаты реализации проекта в виде финансовых показателей и цифр.  

В данном разделе отражается:

  • основная идея бизнес-плана,
  • планируемые результаты от его реализации,
  • показатели эффективности инвестиций, которые характеризуют соотношение доходов и затрат, связанных с проектом, представленном в бизнес-плане: срок окупаемости (простой, дисконтированный), внутренняя норма доходности (IRR), чистая текущая стоимость (NPV), рентабельность инвестиций (NPVR). Финансовую состоятельность проекта характеризует модель расчётного счета проекта, график привлечения и возврата кредита.

Информация о работе Бизнес-план инвестиционного проекта: структура, содержание разделов, оценка эффективности инвестиций (на примере ООО «Торговый дом «Слав