Бизнес-план инвестиционного проекта: структура, содержание разделов, оценка эффективности инвестиций (на примере ООО «Торговый дом «Слав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и обобщение материалов отечественных и зарубежных авторов в организации бизнес-планирования инвестиционного проекта. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
•исследовать отечественный и зарубежный опыт оценки разделов бизнес-планирования инвестиционного проекта;
•провести анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Торговый дом «Славянка»;
•предложить мероприятия по повышению привлекательности бизнес-плана инвестиционного проекта ООО «Торговый дом «Славянка».

Файлы: 1 файл

Бизнес-план инвестиционного проекта.doc

— 665.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

 

Бизнес-план инвестиционного  проекта: структура, содержание разделов, оценка эффективности инвестиций (на примере ООО «Торговый дом  «Славянка»)

 

Введение

Планирование деятельности предпринимательской фирмы может быть, стратегическим и оперативным в соответствии с сутью и содержанием планируемых фирмой задач. Вместе с тем внутрифирменное планирование можно структурировать и по характеру целевой направленности планируемых мероприятий. Выделение в качестве отдельного объекта внутрифирменного планирования некоторой совокупности задач, имеющих общие содержание и цель деятельности, влечет за собой и соответствующее выделение особых планов этой деятельности в общей структуре планирования. Такими объектами внутрифирменного планирования являются стратегические и оперативные бизнес-проекты, а планами, содержащими необходимые установки в отношении намечаемых бизнес-проектов для функционеров предпринимательской фирмы, - бизнес-планы.

Для эффективного управления фирмой в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры, для моделирования своей деятельности руководство всякой компании обязано использовать стратегию и тактику применения бизнес-проектов. В этих целях менеджмент компании должен предусматривать возможности объединения ресурсов под достижение целей, содержащихся в бизнес-проектах, и бизнес-планирования (стратегического и оперативного) деятельности, направленной на формирование и исполнение бизнес- проектов.

Под стратегическим бизнес-планированием  следует понимать определение основных установок по формированию и исполнению намечаемого бизнес-проекта. Основным документом является здесь стратегический бизнес-план. Документальную основу оперативного бизнес-планирования составляет бизнес-план текущего функционирования предпринимательской фирмы, под которым обычно понимают краткий план деятельности данной фирмы, включающий планы создания продукции, подготовки производства, сбыта и движения финансовых ресурсов фирмы, направленные на формирование и исполнения оперативного бизнес- проекта.

Состояние предпринимательской  фирмы оценивается с точки  зрения ее положения на рынке по отношению к другим конкурентам, потребителям, контрагентам. Оно показывает аспекты наличия совокупных ресурсов, кадровую политику, маркетинговые и коммуникационные подходы позволяет потребителям, контрагентам, всем заинтересованным лицам, включая уполномоченных сотрудников органов государственной власти и управления сформировать комплексный взгляд на фирму. Бизнес-план позволяет тем самым выявить сильные и слабые стороны данной фирмы. Безусловно, что данной информацией могут воспользоваться конкуренты. Поэтому бизнес-план не может быть доступен для всех. Вместе с тем, информация, содержащаяся в бизнес-плане должна быть предельно доступна потенциальным инвесторам, кредиторам и контрагентам.

Привлекательность проекта  для инвесторов, отраженная в бизнес-плане, может стать мощным аргументом в  пользу вложения инвесторами финансовых ресурсов в данную компанию. Если в  бизнес-плане приводится четкое и  реальное обоснование проекта, в том числе расчет его окупаемости, то представляемый бизнес-проект может быть подвергнут оценке со стороны потенциальных партнеров по сделкам для подтверждения степени добросовестности его авторов.

Если бизнес-план дает ясный и исчерпывающий ответ на вопросы о целях и задачах проекта, то инвестор, обладающий необходимыми финансовыми ресурсами, принимает решение о вложении средств.

В этой связи, выбранная  нами тема исследования представляет особую актуальность и значимость.

Целью данной работы является изучение и обобщение материалов отечественных и зарубежных авторов в организации бизнес-планирования инвестиционного проекта. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать отечественный и зарубежный опыт оценки разделов бизнес-планирования инвестиционного проекта;
  • провести анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Торговый дом «Славянка»;
  • предложить мероприятия по повышению привлекательности бизнес-плана инвестиционного проекта ООО «Торговый дом «Славянка».

Объектом исследования являются теоретические основы  бизнес-планирования инвестиционного проекта.

Предметом выпускной  квалификационной работы является современный  методический аппарат по оценке кредитоспособности заемщика. Для сравнения и более полного анализа данной темы исследуется зарубежный опыт оценки кредитоспособности  клиентов.

        Период исследования - 2009-2011 годы.

Основой для написания  выпускной квалификационной работы явилась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая принципы и методику исследования приемов бизнес-планирования инвестиционного проекта,  правовые акты, периодические издания.

Способами обработки  информации, использованными при  написании выпускной квалификационной работы является статистическое наблюдение, статистический анализ и систематизация полученных данных,  использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе дипломной работы проводится анализ структуры разделов бизнес-плана инвестиционного проекта. Во второй главе проводится анализ финансовых показателей и оценка инвестиционного проекта бизнес-плана ООО «Торговый дом «Славянка». В третьей главе работы даются рекомендации по повышению уровня инвестиционной привлекательности бизнес-плана инвестиционного проекта ООО «Торговый дом «Славянка».            

 

 

РАЗДЕЛ 1 СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОНОГО ПРОЕКТА

1.1. Сущность инвестиционного проекта

Реализация целей инвестирования предполагает формирование инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других участников проектов необходимой  информацией для принятия решений об инвестировании. Понятие инвестиционного проекта трактуется двояко: как деятельность (мероприятие), предполагающая осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей; как система, включающая определённый набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих эти действия.[1].

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в  РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» дано такое определение инвестиционного проекта: «Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и установленными в установленном порядке стандартами (нормами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».[2]

В.В. Бочаров предлагает ещё такое определение: «инвестиционный  проект – основной документ, определяющий необходимость проведении капитального инвестирования, в котором в общепринятой последовательности разделов излагают ключевые характеристики проекта и финансово-экономические показатели, связанные с его реализацией».[3]

Предприятия, являясь объектами инвестирования, могут развиваться по различным направлениям: одни из них планируют разработать и организовать производство новой продукции, другие – приобрести новое технологическое оборудование и тем самым сократить текущие издержки производства, третьи – создать новую структуру сбыта продукции и построить сеть обслуживания потребителей. Несмотря на все их различия, общим для них является потребность в инвестиционном проекте.

Таким образом, инвестиционный проект – это, прежде всего комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, приобретение технологий и оборудования, подготовку кадров и т.д., направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров (продукции, работ, услуг) с целью получения экономической выгоды. Это не только система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий, но и мероприятия (деятельность), предполагающие их выполнение для достижения конкретных целей.[4]

Существуют различные  классификации инвестиционных проектов. В зависимости от признаков, положенных в основу классификации, можно выделить следующие виды инвестиционных проектов.[1]

  1. По отношению друг к другу: независимые, допускающие одновременное  и раздельное осуществление, причем характеристики их реализации не влияют друг на друга; альтернативные (взаимоисключающие), т.е. недопускающие одновременной реализации, из совокупности альтернативных проектов может быть осуществлен только один; взаимодополняющие, реализация которые может происходить лишь совместно.
  2. По срокам реализации (создания и функционирования): краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (3 – 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
  3. По масштабам (размеру инвестиций, объёму вложений): малые проекты, действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект (в основном они представляют собой планы расширения производства и увеличения ассортимента выпускаемой продукции, и их отличают сравнительно небольшие сроки реализации); средние проекты – это чаще всего проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции (они реализуются поэтапно, по отдельным производствам, в строгом соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех видов ресурсов); крупные проекты – проекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках; мегапроекты – это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов (такие программы могут быть международными, государственными, региональными).
  4. По основной направленности (по целям): коммерческие проекты, главной целью которых является получение прибыли; социальные проекты, ориентированные, например, на решение проблем безработицы в регионе, снижения криминогенного уровня и т.д.; экологические, основу которых составляет улучшение среды обитания; производственные; научно-технические.
  5. В зависимости от степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку: глобальные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле; народнохозяйственные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране; крупномасштабные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельно взятой стране; локальные проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в определенных регионах или годах, на уровень и структуру цен на товарных рынках.
  6. Особенностью инвестиционного процесса является его сопряженность с неопределенностью, степень которой может значительно варьироваться, поэтому в зависимости от величины риска инвестиционные проекты подразделяются таким образом: надежные проекты, характеризующиеся высокой вероятностью получения гарантируемых результатов (например, проекты, выполняемые по государственному заказу); рисковые проекты, для которых характерна высокая степень неопределенности как затрат, так и результатов (например, проекты, связанные с созданием новых производств и технологий).
  7. По характеру денежных потоков: проекты с ординарными (повторяющимися) и неординарными денежными потоками.
  8. По выбранной схеме финансирования: проекты, финансируемые за счет собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений); проекты, финансируемые за счет привлеченных с рынка капитала источников; проекты, со смешанными (комбинированными) источниками финансового обеспечения.

Реализация любого инвестиционного  проекта преследует определенную цель. Для разных проектов эти цели могут быть различными, однако в целом их можно объединить в четыре группы:

  • Сохранение продукции на рынке;
  • Расширение объёмов производства и улучшение качества продукции;
  • Выпуск новой продукции;
  • Решение социальных и экономических задач.[1]

Эффективность инвестиционного  проекта - категория, отражающая соответствие проекта, порождающего данный инвестиционный проект, целям и интересам его  участников.

Осуществление эффективных  проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности инвестиционного проекта.[7]

В ходе постановки и решения  комплекса задач, относящихся к  проблемам реализации долговременных капиталовложений, возникает необходимость  аналитического обоснования одновременно финансовых (из каких источников, в каком объеме, на каких условиях и в какой пропорции можно осуществить финансирование долгосрочных инвестиций), инвестиционных (как оптимально распределить собственные и привлеченные ресурсы среди возможных направлений хозяйственной деятельности, отдельных видов активов, какова их структура, период оборачиваемости, уровень риска и т.д.) и операционных решений (какова величина и оптимальная структура расходов организации, как влияет на ход реализации проекта ритмичность поставок сырья и сбыта продукции, достаточен ли профессиональный и квалификационный уровень персонала, задействованного в проекте, и т.д.).

Такое понимание содержания анализа инвестиций, по мнению Станиславчика, позволяет четко сформулировать его цель. Цель анализа инвестиций состоит в объективной оценке потребности, возможности, масштабности, целесообразности, доходности и безопасности осуществления краткосрочных и долгосрочных инвестиций; определении направлений инвестиционного развития компании и приоритетных областей эффективного вложения капитала; разработке приемлемых условий и базовых ориентиров инвестиционной политики; оперативном выявлении факторов (объективных и субъективных, внутренних и внешних), влияющих на появление отклонений фактических результатов инвестирования от запланированных ранее, и, наконец, в обосновании оптимальных инвестиционных решений, укрепляющих конкурентные преимущества фирмы и согласующихся с ее тактическими и стратегическими целями.[12]

Информация о работе Бизнес-план инвестиционного проекта: структура, содержание разделов, оценка эффективности инвестиций (на примере ООО «Торговый дом «Слав