Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:01, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

Ответы финансы.docx

— 99.90 Кб (Скачать файл)

а) налоговые доходы;

б) неналоговые  доходы;

в) безвозмездные  перечисления; включают следующие поступления:

• от нерезидентов;

• от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные  поступления);

• от государственных  внебюджетных фондов;

• от государственных  предприятий и учреждений;

• от международных  организаций.

 

 

 

  1.  Расходы государственного бюджета

Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды бюджетных расходов:

а) расходы федерального бюджета;

б) расходы  бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) расходы  местных бюджетов.

1. Расходы федерального бюджета: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; прочие расходы.

2. Расходы бюджетов субъектов  РФ: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации; обеспечение реализации региональных целевых программ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; прочие расходы.

3. Расходы местных бюджетов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации и других учреждений; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства.

 

  1.  Налоги как основной источник финансирования бюджета РФ

 

Налоги – важнейшая форма  аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание  эластичности налоговой системы  – непременное условие сбалансированности государственной казны.  Сущность налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.  Связь бюджета и  налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета  обеспечивают финансирование всей структуры  и его расходных статей.  Роль налогов в формировании доходов  государственного бюджета определяется показателями удельных весов:  налоговых  поступлений в общей сумме  доходов бюджета; отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;  конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей  сумме доходов бюджета;  отдельной  группы налогов в общей сумме  налоговых поступлений; конкретного  налога в общей сумме налоговых  поступлений. Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют  значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета  в целом и налоговых поступлений  в частности.  С появлением на земле первых государственных образований  возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого  использовались самые разные формы  извлечения средств: обложения собственного и покоренного народов непосильной  данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т.д. самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и  содержалось само государство, стоящее  на стороне защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в  разные времена и в разных местах устанавливалась в зависимости  от политической и социально-экономической  ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.  Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое  и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической  точки зрения, выделить его из состава  других государственных изъятий  и установить его отличие от сборов, пеней, штрафов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении  экономической природы налога важнейшим  критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной  системе общества. Экономическая  сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения  объективно обусловлены и имеют  специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.  Однако, на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.  В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.  Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.  Отчуждение собственности в результате налоговых отчислений действительно происходит в денежной форме, однако, при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или собственности, которая служит основой экономических отношений.  Категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства [3 Алиев Б.Х. Налоги и налогообложения. – М. 2004г. - С. 28-30.].  Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.  Источники и виды государственных доходов, назначение каждого их них – определяется экономической и правовой системами страны [4 Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. - М.,-2004. - С.30.]. 

 

  1.  Сущность и функции финансов коммерческих организации

Финансы коммерческих организаций – это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности.

 

Ключевыми принципами формирования финансов коммерческих организаций  являются:

 

-    Самоокупаемость – принцип финансово-хозяйственной деятельности, при котором расходы предприятия полностью покрываются собственными доходами.

 

- Самофинансирование – принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором не только текущие расходы, но и капитальные вложения, а также финансирование социальных проектов предприятия и расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников финансирования.

 

-     Финансовая самостоятельность – предприятиям предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, изыскивать и внедрять в оборот заемные и привлеченные средства, исходя из экономической выгоды.

 

-Принцип материальной заинтересованности в результатах коммерческой деятельности на предприятии проявляется в получении прибыли как источника материального поощрения за достигнутые положительные результаты деятельности предприятия и его коллектива. Интересы государства и работников предприятий могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятия.

 

-Экономическая ответственность предприятий определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми фондами и другими предприятиями, банками. Особые формы ответственности предусматриваются для налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом.

 

-      Важным  принципом организации финансов  коммерческих предприятий является  сочетание финансового планирования  и коммерческого расчета.

Конституция РФ в ст. 8 закрепила  положение о многообразии форм собственности, а именно собственность может  быть частной, государственной, муниципальной  и иной. Все формы собственности  признаются и защищаются равным образом.

 

Наиболее распространенными  видами юридических лиц являются хозяйственные общества и товарищества, которыми признаются коммерческие организации  с разделенным на доли (вклады) участников уставным (складочным) капиталом.

 

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным  между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества и несут  ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

 

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными  товарищами), имеется один или несколько  участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных  с деятельностью товарищества, в  пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

 

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное  одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники  общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

 

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное  одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники  такого общества солидарно несут  субсидиарную ответственность по его  обязательствам своим имуществом в  одинаковом для всех кратном размере  к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения  ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

 

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

 

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение  граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной  деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении  его членами (участниками) имущественных  паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного  кооператива может быть предусмотрено  участие в его деятельности юридических  лиц.

 

Коммерческие организации  в целях координации их предпринимательской  деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных  прав могут по договору между собой  создавать объединения в форме  ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

 

  1.  Принципы организации финансов предприятия

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного каптала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип.

Принцип материальной заинтересованности – объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В целом, для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства.

Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.

 

 

  1. Факторы влияющие на организацию финансов

На организацию финансов хозяйствующих  субъектов oказывают влияние два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования; отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским Кодексом РФ, который внес существенные изменения в правовое положение хозяйствующих субьекта

Юридическим лицом признается организация, которая имеет собственности, хозяйственном ведении или оперативном yпpaвлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, не обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"