Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

1Активные  операции КБ

Коммерческие  банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления банковских операций. Активные банковские операции – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения дохода.Виды активных операций :Кредитные операции-это экономические отношения, в процессе которых банки предоставляют заемщикам денежные средства с условием их возврата. Инвестиционные операции. В процессе их совершения банк выступает в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги или  приобретая права по совместной хозяйственной деятельности. Кассовые операции.Наличие кассовых активов– важнейшее условие обеспечение нормального функционирования коммерческих банков. Прочие операции К числу прочих активных операций относятся: операции с иностранной валютой и драгоценными металлами.

№2Амортизация  нематериальных активов предприятия

Амортизация по нематериальному активу может начисляться тремя способами: 1линейным; 2уменьшаемого остатка; 3списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). При использовании способа уменьшаемого остатка сумма амортизации (А мес.) рассчитывается по формуле: А мес. = Ст ост. х ( k : Исп мес.), где Ст ост — остаточная стоимость НМА на начало месяца; k — установленный организацией коэффициент (не выше 3); Исп мес. — оставшийся срок полезного использования в месяцах. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений при линейном способе определяется на основе первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится в зависимости от натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования данного объекта. Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету(из срока действия патентов;кол-ва прдукции или объем работ ожидаемого к получению в результате использования этого объекта) По НМА, по кот. невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизац.отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности организации.

3. Бюджетная  система РФ. Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;- III уровень - местные бюджеты. Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. (Консолидированный бюджет – это свод бюджетов БСРФ на соотв.территории( за искл. Бюджетов гос.внебюдж-х фондов)без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.Отличит.черты консол.б-та:1.составляется только по факту исп-я б-в;2.не имеет юридич.силы;3.оспольз-ся для опред-я права на получение дотаций б-в нижних уровней из верхних.)

 Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах. 4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами. 5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств. 6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных). 7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке. 8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати. 9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.бюджетный  процесс и его стадии. БЮДЖЕТНЫЙ  ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению. Б.п. в РФ охватывает ряд стадий, которым соответствуют группы бюджетных операций: стадия составления проекта бюджета; стадия рассмотрения и утверждения бюджета; стадия исполнения бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года (финансовый год соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря). Проект федерального бюджета составляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ (такое послание направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году). Непосредственное составление проекта федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. Составление проекта бюджета охватывает два основных этапа. Стадии бюджетного процесса: а) составление проектов бюджетов. На этой стадии производится сбор информации о социально-экономическом состоянии той или иной территории (Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования), ее потенциале, о потребностях субъектов публичного права в финансировании, о принятых расходных обязательствах государства и муниципальных образований. На основе собранных сведений прогнозируются возможности аккумулирования денежных средств, а также потребности в их распределении и использовании; б) рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете. На данной стадии план аккумулирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований приобретает юридическую силу, становится обязательным для всех, кому он адресован. Если разработка проектов бюджетов - это прерогатива высших органов исполнительной власти, то рассмотрение и утверждение бюджетов находятся в исключительной компетенции органов законодательной (представительной) власти всех уровней. В сущности, право формировать денежные фонды публичных образований и определять основные направления их использования принадлежит народу в лице его представителей в законодательных (представительных) органах власти. При рассмотрении проектов бюджетов согласуются интересы различных политических групп, которые по-разному видят приоритеты государственного и муниципального развития и соответствующее этим приоритетам финансирование. Результатом согласования этих позиций и становится утвержденный закон (решение) о бюджете; в) исполнение законов (решений) о бюджете. На стадии исполнения закона (решения) о бюджете основные финансовые планы государства (муниципальных образований) воплощаются в жизнь; формируются и расходуются доходы на цели, определенные в законе (решении) о бюджете; г) составление и утверждение бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность отражает результаты исполнения законов (решений) о бюджете и необходима для контролирования правильности формирования, эффективности и целевого характера использования бюджетных средств. При этом приоритетное направление контроля над исполнением бюджета - определение результативности расходования бюджетных средств. В качестве такого результата выступает достижение получателями средств бюджетов общественно значимых целей, на которые были выделены средства. Для этого разрабатываются и утверждаются целевые показатели деятельности различных бюджетополучателей. Утверждение бюджетной отчетности, так же как и утверждение законов (решений) о бюджете, - это прерогатива органов законодательной (представительной) власти. Все стадии бюджетного процесса являются обязательными, время, круг участников, их полномочия и решаемые задачи строго согласованы

5. Валютный курс и инструменты его регулирования.Валютный курс определяют как стоимость денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц. Валютные курсы подразделяются на два основных вида: Фиксированный валютный курс колеблется в узких рамках. Плавающие валютные курсы зависят от рыночного спроса и предложения на валюту и могут значительно колебаться по величине.Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное   регулирование   направлено   на   преодоление   негативных последствий рыночного  регулирования  валютных  отношений  и  на  достижение устойчивого экономического роста, равновесия  платежного  баланса,  снижения роста  безработицы  и  инфляции  в  стране.  Оно  осуществляется  с  помощью валютной политики – комплекса мероприятий  в  сфере  международных  валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими  и  стратегическими  целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным  законодательством и валютными соглашениями между государствами. К мерам  государственного  воздействия  на  величину  валютного  курса относятся: А) валютные интервенции;Б) дисконтная политика;В) протекционистские меры. Важнейшим инструментом валютной политики государств являются  валютные интервенции – операции центральных  банков  на  валютных  рынках  по  купле- продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют. Цель  валютных  интервенций  –   изменение   уровня   соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам  или  ожиданий участников  валютного  рынка.  Действие   механизма   валютных   интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для  того  чтобы  повысить  курс национальной валюты, центральный банк должен продавать  иностранные  валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на  иностранную  валюту,  а следовательно,  увеличивается  курс  национальной  валюты.  Для  того  чтобы понизить курс национальной валюты,  центральный  банк  продает  национальную валюту, скупая иностранную.  Это  приводит  к  повышению  курса  иностранной валюты и снижению курса национальной валюты. Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в  том  числе  с  целью  регулирования  величины   валютного   курса   путем воздействия на  стоимость кредита на  внутреннем  рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее  значение  для регулирования валютного курса постепенно уменьшается. Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту  собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся,  в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения – законодательное или административное  запрещение  или регламентация   операций   резидентов   и нерезидентов с валютой или другими  валютными  ценностями.  Видами  валютных ограничений являются следующие: > Валютная блокада> Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты> Регулирование международных  платежей,  движения  капиталов,  репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг > Концентрация в руках государства иностранной  валюты  и  других  валютных ценностей.

№6: Вексель  как финансовый инструмент.

Вексель — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму в конкретном месте. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи — индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен. Это существенно отличает вексель от передачи прав требования по цессии. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне с векселедателем.

В векселе, который  подлежит оплате по предъявлении или  во столько-то времени от предъявления, можно оговорить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом векселе не допускается  начисление процентов. Процентная ставка должна быть указана в векселе. Проценты начисляются со дня составления векселя или с указанной даты.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№7: Внебюджетные фонды экономического назначения.

Под экономическими внебюджетными фондами понимаются фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством для финансирования отдельных государственных расходов и консолидируемые в составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного государственного контроля за поступлением и целевым использованием их средств.

Необходимость образования и существования  государственных внебюджетных фондов заключается в следующем. Переход  к рыночным отношениям в нашей  стране привел к спаду промышленного  и сельскохозяйственного производства.

В этой связи  существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на общегосударственном и территориальном уровнях. Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов выступает государственный бюджет (федеральный, региональные и местные). Вместе с тем ограниченность в государственном бюджете финансовых ресурсов вызывает необходимость параллельного накопления и использования внебюджетных фондов, в частности экономических.

Анализ направлений  и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с необходимостью целенаправленного решения экономических проблем, финансируемых за счет этих фондов.

на пример отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды  НИОКР, государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонде инвестирования жилищного строительства, экологическом фонде и государственном фонде борьбы с преступностью.

(Внебюдж фонды  делятся на: внебюдж фонды соц  и экономического назначения.  К Экономическим - Федеральный и территориальные дорожные фонды , Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др. Экономические внебюджетные фонды Российский Фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные Фонды НИОКР создаются в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ.Внебюджетные фонды образуются:1Министерством промышленности, науки и технологий РФ — Российский фонд технологического развития;2федеральными министерствами — внебюджетные фонды министерства. Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5% себестоимости реализуемой продукции.

)

№8: Государственные  финансы.

Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта.

Государственные финансы — форма организации  денежных отношений, участником которых  в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

Функции государственных  финансов: распределительная, контрольная  и регулирующая.

Структура и  содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся: Федеральный бюджет; Бюджеты субъектов Российской Федерации; Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды) Внебюджетные фонды субъектов российской Федерации.

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной  власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

№9: Государственный  долг: содержание и основные формы.

Гос-венный долг – (по законодательству РФ) долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ. Гос-венный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос-венным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные гос-венные гарантии.Обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства, в следующих трех формах: а) кредиты, получаемые гос-вом в лице Правительства РФ; б) гос-венные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; в) долговые обязательства в др. формах, гарантированные Правительством РФ.Формируется гос-венный долг в результате гос-венных займов.Внешний гос-венный долг - это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.Внутренний долг - это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами.Экономические последствия гос-венного долга:• обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;• долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;• увеличение налогов для оплаты растущего гос-венного долга снижает экономическую активность в стране; • происходит перераспределение дохода в пользу держателей гос-венных облигаций. Управление гос-венного долга - это совокупность действий гос-ва, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выработкой условий и выпуском новых займов, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов. К управлению гос-венным долгом относятся и мероприятия гос-ва по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.Погашение гос-венных займов и выплата процентов по ним производятся:• из бюджетных средств, • путем рефинансирования, т.е. выпуска новых займов, для того чтобы рассчитаться с держателями старого займа.Обслуживание гос-венного внутреннего долга РФ осуществляется путем:1. осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ2. осуществления операций по погашению долговых обязательств РФ3. осуществления операций по выплате доходов в виде процентов и иной форме по долговым обязательствам РФ Гос-венный долг может существовать в форме:1. Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика с кредитными организациями, иностранными гос-вами и международными финансовыми организациями.2. Гос-венных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.З. Договоров и соглашений о получения Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной сис-мы Российской Федерации4. договоров о предоставлении Российской Федерацией гос-венных гарантий5. Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.Долговые обязательства РФ могут быть:I Краткосрочвыми (до одного года)II. Среднесрочными (свыше одного года до пяти лет)III. Долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет)Управление гос-венным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.Управление долгом представляет непрерывный процесс, включающий 3 этапа:- привлечение новых финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг и получение кредита.- погашение- обслуживание.Методы управления гос. кред.:1 Рефинансирование – погашение, накопившейся задолженности путем выпуска новых займов.2. Конверсия займов – изменение условий выпущенных займов в интересах должника. Консолидация - один из методов управления долгом, связанный с изменением условий и срока действия займа. Реструктуризация задолженности – используется для пересмотрения графиков по погашению и обслуживанию долговых обязательств.Конверсионная схема:-Долг в обмен на экспорт.-Долг в обмен на собст-ть.-Долг в обмен на налоги.-Реструктуризация долга.-Долг на собст-ть в федеральном казначействе.-Выплаты процентных платежей по внешнегос-венному долгу в местной валюте.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№10Деловая активность и рентабельность организации.

Оценка деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной производственной деятельности 
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, и др.

Количественная  оценка делается по двум направлениям:

· степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение  заданных темпов их роста;

· уровень эффективности  использования ресурсов предприятия.

Для реализации первого направления анализа  целесообразно также учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее их соотношение:

Тпб > Тр >Так >100%,

где Тпб> Тр-, Так - соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала (Бд).

Эта зависимость означает что: а) экономический потенциал предприятия возрастает; б) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.

Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать  как негативные, такими причинами  являются: освоение новых перспектив направления приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п.

Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие  эффективность использования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основные из них - выработка, фондоотдача, оборачиваемость производственных запасов, продолжительность операционного цикла, оборачиваемость авансированного капитала.

Оборачиваемость оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов за анализируемый период.

Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.

Коэффициент устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.

Анализ рентабельности

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.  

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ил и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп: 
- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; 
- показатели, характеризующие рентабельность продаж; 
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп), ил и чистой прибыл и от основной деятельности (ЧП), ил и суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции(3рп).

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  или самофинансируемого дохода с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может  рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и  видам продукции.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыл и или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.

В процессе анализа  следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями - конкурентами.

№ 11Денежная система Российской Федерации

Денежной  системой называется- организуемое и регулируемое государств законами денежные обращение страны.;Виды денежных систем:1 Монометаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента исполняет один металл: золото или серебро.2Золотослитковый стандарт - это денежная система, при которой обмен банкнот производится только на золотые слитки с определенными ограничениями

3 Системы бумажно-кредитного  обращения представляют собой  денежные системы, при которых  оборот обслуживают денежные  знаки (бумажные или металлические)

4Нерыночным  денежным системам  присуще преобладание административных нерыночных методов регулирования денежного обращения, что проявляется прежде всего в искусственном разграничении его на наличную и безналичную сферу.Осн принципы организации денежных систем:1принцип централизованного управления ден системы2 принц прогнозного планиров денежного оборота 3 принц устойчивого и эластичного денежного оборота- чтобы не допускать инфляции 4обеспеченности выпускаемых в оборот ден знаков 5принцип надзора и контроля за ден оборотом и тд.

Элементы  ден сист1 наименование ден ед 2порядок обеспеченности ден знаков 3Эмиссионный механизм4 порядок утановл валютного курса и тд. ДС РФ функц-ет на основе законов ФЗ «О ЦБ РФ», «О банках и банк.деят-ти».Офиц.ден.ед.явл.рубль,соотношение между рублем и золотом не установлено.Искл.правом выплаты налич.денег – ЦБ, безнал- КБ. Законные платежные средства – банкноты и монеты.Ден.масса на 1 янв.2008г.=14тыс.530,1млрд.руб. вт.ч. наличные деньги занимают 26,75%,безнал-73,25%.В России сущ-ет проблема соотношения ден.массы и ВВП.Данный показатель получил название- коэффициент монетизации.Проблема закл. В том, что в России низкий уровень насыщенности хоз.оборота деньгами.В целях сокращения наличного обращения ЦБ осущ-ет:1.прогнозирует и орган-ет произ-во,перевозку и хранение денег;2.устанав-ет лимиты расчета налич.деньгами между юрид.лицами;3.разраб-ет порядок ведения кассовых операций.

ЦБ ответственен за поддержание равновесия в сфере  ден. Обращения.Необходимо разраб-ть реформы, ведущие к укреплению курса нац.ден.ед.

12.Дивидендная политика акционерных обществ. Дивидендная политика – политика распределения прибыли, формируется советом директоров в зависимости от целей АО, и определяет части прибыли, которые 1.начисляются в виде дивидендов акционерам 2.направляются в фонд нераспределенной прибыли 3.реинвестируется. Дивиденды не всегда выплачиваются в денежной форме. Часто компании объявляют о дивидендах в форме акций. Однако такой вид выплаты дивидендов очень напоминает дробление акций. В обоих случаях повышается число акций, вместе с чем уменьшается цена одной акции, при прочих равных условиях. Ни то, ни другое, не делает кого-либо богаче. Существуют и другие виды неденежных дивидендов. Иногда компании предоставляют акционерам образцы своей продукции. Например, британская компания Dundee Crematorium однажды предложила своим наиболее важным акционерам кремацию по льготным тарифам. Нет нужды говорить, что никто никого не обязывал получать такие дивиденды. Многие компании имеют планы автоматического реинвестирования дивидендов (новые акции выпускаются с 5%-ной скидкой с рыночной цены).Существуют различные теории выплаты дивидендов. Первая теория, которую хотелось бы отметить, это теория «синицы в руках» Гордона и Линтнера. Суть теории: инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды доходам, лишь потенциально возможным в будущем, в том числе и возможному приросту акционерного капитала. Текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данную компанию. Неопределенность увеличивается, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала, т.е. к уменьшению благосостояния акционеров. Вывод: в формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение: увеличивая долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости фирмы, т.е. увеличению благосостояния ее акционеров.Еще одна теория, на которой хотелось бы заострить внимание, это «теория иррелевантности дивидендов» Модильяни и Миллера. Суть: на совершенных рынках стоимость фирмы не зависит от того, какая часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, а какая реинвестируется. Предпосылки:1.Нет налогов на прибыль для физических и юр.лиц;2.Отсутствуют расходы на эмиссию и трансакционные затраты;3. Инвесторам безразличен выбор между дивидендами и доходом от прироста капитала;4.Инвестиционная политика независима от дивидендной;5. Симметричность информации 
Компания получила прибыль, у нее есть 3 варианта использования этой прибыли:  
1) реинвестирование прибыли в полном объеме; 
2) выплата прибыли в виде дивидендов, финансирование проекта за счет эмиссии акций;3) выплата части прибыли в виде дивидендов, финансирование проекта за счет части прибыли и дополнительной эмиссии акций. 
Принятие любого из трех вариантов выплаты дивидендов не меняет общей доходности, а лишь приводит к изменению ее структуры. Вывод: оптимальность дивидендной политики – начисление дивидендов после анализа всех возможностей эффективного реинвестирования прибыли.


 
(Дивиденд – стоимость активов акционерного общества, распределяемых среди держателей акций пропорционально числу их акций в счет чистой прибыли отчетного периода. Обычно сумма дивидендов не превышает суммы чистой прибыли за данный период. Дивидендная политика — политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций. Дивидендная политика формируется советом директоров. В зависимости от целей компании и текущей/прогнозируемой ситуации, прибыль компании может быть реинвестирована, списана на нераспределенную прибыль или выплачена в виде дивидендов.. Ф. Модильяни и М. Миллер утверждают, что дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли)


 

13. Долговые  ценные бумаги. долговые ценные бумаги – это ценные бумаги, дающие своему владельцу право на получение фиксированной процентной ставки (дохода) и на возврат переданной в долг суммы, осуществляемый к определенному сроку.  Долговые ценные бумаги - это обязательства, в которых одна сторона (датель) обязуется выплатить другой стороне (держателю) денежные средства на оговоренных условиях. В условиях оговариваются период выплаты, проценты. При этом проценты не зависят от прибыли дателя. Суть данных ценных бумаг заключается в заимствовании денежных средств для осуществления деятельности, наряду с кредитами они составляют основу заемного капитала. Долговые ценные бумаги могут размещаться на фондовом рынке. В России долговыми денными бумагами являются:1.казначейские обязательства государства; 2.сберегательные сертификаты; 3.векселя; 4.облигации. Рассмотрим по отдельности каждый вид долговых ценных бумаг. Казначейское обязательство государства – разновидность ценных бумаг, размещаемых государством. Покупая казначейское обязательство, владелец вносит денежные средства в бюджет государства, в обмен на что он, в течение всего срока владения казначейскими обязательствами, получает фиксированный доход, а в конце этого срока получает инвестированную сумму обратно. Сберегательные сертификаты — это письменные свидетельства, выдаваемые кредитным учреждением, о депонировании денежных средств. Их вкладчик имеет право на получение депозита и процентов по нему, но только когда срок владения сертификатом подойдет к концу. Сертификаты могут быть на предъявителя или именные. Векселя – письменное долговое обязательство, заполненное по строгой форме, установленной биржей. Оно дает владельцу (векселедержателю) исключительное право по истечении срока этого обязательства требовать от векселедателя (должника) уплаты денежной суммы, указанной на векселе. Облигации – разновидность долговых ценных бумаг, которая является обязательством эмитента (компании, которая выпустила облигации) вернуть кредитору (владельцу этой ценной бумаги) номинальную стоимость его облигаций, как только окончится установленный срок.  Также, обязательством эмитента является периодическая выплата кредитору процентов. Выпуск облигаций является для эмитента способом получить кредит на длительный срок и на выгодных условиях, не прибегая к помощи банка. Держатель же получает больший, чем по банковскому вкладу, процент, который называют купонным (или купоном). Эмитировать облигации могут банки, государство и его субъекты, а также частные компании и предприятия.Купив облигацию, держатель не становится владельцем или совладельцем компании. Но этот способ инвестирования очень надежен, и вот почему. Дело в том, что выплаты по облигациям производятся даже в случае банкротства компании-эмитента. При этом по облигациям выплаты осуществляются в первую очередь, а выплаты по акциям производятся уже после. Помимо этого, облигации можно предъявить к досрочному погашению, в случае, если подобная ситуация была предусмотрена при размещении облигаций. Грамотная покупка облигаций предполагает изучение кредитной истории эмитента, финансовое положение предприятия и в настоящее время, и в перспективе, а также графики выплат процентов по предыдущим облигациям. Облигации могут быть:1.процентными и беспроцентными;2.именными и на предъявителя;3.свободно обращающимися и с ограниченным сроком обращения. Доход в виде процентов с облигаций можно получить оплатой купонов или погашением (выкупом) облигаций. Следовательно, инвестор имеет два способа купить облигации и получить доход:1.купить облигации со скидкой (дисконтом) к номинальной стоимости, погашая в конце срока по их номиналу; 2.купить облигации по номинальной стоимости и получать регулярный купонный доход (процент от номинала) в течение всего срока обращение облигации. Так как инвестирование в облигации подвергается минимальным рискам, к покупке облигаций прибегают для долговременного накопления капитала или его сохранения. Теперь мы знаем основные виды ценных бумаг, их особенности и отличия. Нужно сказать, что именно акции и облигации имеют наибольшую привлекательность и в настоящее время они получили наиболее широкое распространение. Но существуют еще более привлекательные финансовые инструменты, в которых эти ценные бумаги выступают в роли базового актива. О них речь пойдет в следующей главе.

14.Доходы  государственного бюджета России. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

-доходы от  имущества, находящегося  в государственной  и муниципальной собственности,  или от деятельности;

-доходы от  продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

-доходы от  реализации государственных запасов;

-доходы от  продажи земли и нематериальных  активов;

-поступления  капитальных трансфертов из негосударственных  источников;

-административные  платежи и сборы;

-штрафные санкции,  возмещение ущерба;

-доходы от  внешнеэкономической деятельности   На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.   Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1.В зависимости  от механизма поступления доходов  в бюджет, они подразделяются  на собственные и регулирующие.

2По социально  – экономическому признаку выделяют  доходы, поступающие от юридических  лиц и от физических лиц;

3.В зависимости  от конкретных объектов обложения  – взимаемые с имущества или  дохода;

4.По признаку  источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5.По конкретным  видам прямых и косвенных налогов  (налог на прибыль предприятий  и организаций, подоходный налог  с физических лиц, акцизы, НДС,  таможенные пошлины и т.д.).   Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

№15.Доходы и расходы домашних хозяйств

Под доходами домашнего  хозяйства понимают часть национального  дохода, создаваемую в процессе производства и предназначенную для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. В данном случае эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства.  
В составе финансов домашних хозяйств выделяют валовые и денежные доходы. Валовые доходы включают денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и организациями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений). Согласно статистике за последнее время валовые доходы занимают главенствующее положение. Более того, такая их роль сохраняется не одно десятилетие, поскольку накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности населения всегда находились на низком уровне. В составе валовых доходов домохозяйств преобладают денежные доходы, представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов.  
Денежные доходы могут классифицироваться по нескольким признакам:  
• по источнику дохода — заработная плата и дополнительная оплата трудовой деятельности, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от ценных бумаг, арендная плата за переданное во временное пользование имущество, страховое возмещение, доходы от реализации имущества, выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов) и пр.;  
• равномерности поступления — регулярные (оплата труда, арендная плата и др.), периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.), случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества);  
• надежности поступления — гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам); условно-гарантированные (оплата труда); негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).  
Формируемые в составе финансов домашнего хозяйства расходы играют важную роль во всей экономической системе страны. Их значение состоит в том, что, используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг, а также увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Более того, велико значение домохозяйства как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов труда и предпринимательской деятельности. Большинство членов семьи, занимаясь воспитанием детей, являются главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется за счет государственных средств.  
Удовлетворение потребностей членов домохозяйства может осуществляться следующим образом: путем использования денежных доходов на приобретение товаров и услуг; путем натурального обеспечения, осуществляемого за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства. По сути, денежные расходы домохозяйства представляют собой фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека. Эти затраты включают потребительские расходы и расходы, не связанные напрямую с потреблением.  
Все денежные расходы домашнего хозяйства классифицируются по разным признакам:  
• по степени регулярности: — постоянные (на питание, коммунальные услуги и др.), регулярные (на одежду, транспорт и др.), разовые (на лечение, товары длительного пользования);  
• степени необходимости — первоочередные, или необходимые (на питание, одежду, медицину), желательные (на образование, страховые взносы и т.п.), прочие (остальные);• целям использования — потребительские на покупку товаров и оплату услуг, оплату обязательных платежей и различных обязательных взносов, накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах, покупку иностранной валюты, прирост денег на руках населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"