Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№61.Современные теории денег. Обычно выделяют 3 вида теории денег: металлистическую, номиналистическую и количественную. 1. Металлистическая теория денег. Она возникла в XVI— XVII вв., в эпоху первоначального накопления капитала, и основывалась на воззрениях меркантилистов, которые отождествляли богатство с деньгами, а деньги — с драгоценными металлами. Согласно представлениям меркантилистов, богатство нации представляет собой накопление золота и серебра, а источником богатства страны является внешняя торговля, позволяющая обеспечить приток драгоценных металлов. Основные положения металлистической теории денег сводятся к следующему:  
- деньги тождественны товарам, а денежное обращение — товарному обмену;  
- деньгами являются только благородные металлы; золото и серебро являются деньгами по своей природе, в силу присущих им естественных свойств;  
- деньги — это техническое орудие обмена;  
- стоимость денег выступает естественным свойством драгоценных металлов;  
- металлические деньги выполняют три основные функции: меры стоимости, образования сокровищ и мировых денег. Функция образования сокровищ (сбережения) позволяет разграничить действительные деньги и денежные знаки, являющиеся суррогатами денег, так как эту функцию могут выполнять только металлические деньги (золото и серебро).2. Номиналистическая теория денег. Эта теория зародилась при рабовладельческом строе и получила систематическое развитие в XVII—XVIII вв. Причиной появления номиналистических воззрений стал переход от использования слитков драгоценных металлов к обращению монет, которые принимались при обмене не по весу, а по номиналу. При этом возникала возможность отклонения нарицательной стоимости монеты от стоимости, содержащегося в ней металла. Обращение порченных или истершихся монет способствовало тому, что деньги стали восприниматься как условные знаки, покупательная сила которых декретируется государством или устанавливается в результате соглашения людей. С появлением бумажных и кредитных денег номиналистическая теория получила широкое распространение, а с уходом золота из обращения стала доминировать в западной экономической науке. Основные положения номиналистической теории:  
- любые деньги — металлические, бумажные и кредитные — представляют собой лишь условные номинальные знаки, лишенные внутренней стоимости. Деньгами они являются лишь вследствие принятия соответствующих законодательных актов или соглашения между людьми. Все функциональные формы денег не имеют никакой связи с денежным товаром;  
- покупательная сила денег, выраженная в индексах цен, устанавливается государством (путем принятия закона или на базе экономических процессов) и регулируется их количеством в обращении;  
- основной функцией денег является функция средства обращения, в которой деньги выступают лишь как посредник при обмене товаров, техническое орудие обмена. В связи с этим роль денег могут выполнять любые их формы — металлические деньги, неполноценные монеты, бумажные и кредитные денежные знаки;  
- цена и стоимость товаров тождественны. Деньги, являясь абстрактными счетными единицами, выполняют не экономическую функцию меры стоимости, а техническую функцию масштаба цен. Таким образом, сторонники номиналистической теории сводят сущность денег к идеальному масштабу цен, показателям меновых пропорций, отрицая тем самым их роль всеобщего эквивалента в измерении стоимости обмениваемых товаров.

3. Количественная теория денег. Эта теория возникла в XVI в., когда в Европе значительно увеличилось количество драгоценных металлов за счет золота и серебра, вывезенного из Америки. Это привело к так называемой "революции цен" — резкому возрастанию уровня цен на товары. В связи с этим ранние представители количественной теории Ш. Монтескье (Франция) и Д. Юм (Англия) пришли к выводу, что меркантилисты ошибались в том, что накопление драгоценных металлов увеличивает богатство нации: рост запасов золота и серебра приводит к их обесценению и соответствующему повышению цен на товары. Действительное же богатство нации может увеличиваться только путем развития промышленного производства. Основные положения классической количественной теории: - все формы денег, включая металлические деньги, лишены внутренней стоимости;  
- стоимость любых форм денег и уровень товарных цен зависят от количества денег в обращении: с увеличением количества денег их стоимость уменьшается, а цены на товары растут, и наоборот;  
- главной функцией денег является функция средства обращения;  
- деньги выполняют только посредническую роль в экономике и не оказывают заметного самостоятельного влияния на воспроизводство. Это связано с тем, что увеличение количества денег в обращении приводит к пропорциональному увеличению абсолютного уровня цен и никак не влияет на относительные цены, то есть на меновые пропорции при обмене товаров.Большой вклад в разработку количественной теории денег внес американский экономист И. Фишер (1867—1947 гг.), который разработал так называемый трансакционный вариант этой теории и ее упрощенную модель — уравнение обмена  М • V = Р • Y  
где М — количество денег в обращении; V — скорость оборота денег; Р — уровень цен; Y — уровень реального объема производства.

№62.Содержание и значение финансового анализа в деятельности организации.Анализ финансового состояния организации имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей-собственников, менеджеров, инвесторов, аналитиков, кредиторов. Содержание анализа финансового состояния зависит от поставленной цели. Основной целью финансового анализа является оценка финансового состояния предприятия. Поскольку финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной экономике оно отражает конечные результаты деятельности предприятия. Следовательно, финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и экономических взаимоотношений его с партнерами, с финансово-кредитной системой, с налоговыми органами и предполагает учет таких показателей, как финансовая устойчивость, деловая активность, прибыльность и рентабельность.  Для оценки устойчивости ФСП используется система показателей, характеризующих изменения:• структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;• эффективности и интенсивности использования капитала; • платежеспособности и кредитоспособности предприятия; • запаса финансовой устойчивости предприятия Финансовый анализ позволяет эффективно управлять финансовыми ресурсами, выявлять тенденции в их использовании, вырабатывать прогнозы развития предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу. Не следует ожидать от финансового анализа точного установления конкретной причины надвигающегося бедствия. Однако только с его помощью можно поставить правильный диагноз экономической «болезни» предприятия, найти наиболее уязвимые места в экономике предприятия и предложить эффективные решения по выходу из затруднительного положения. Используя методы экономического и финансового анализа, можно не только выявить основные факторы, влияющие на финансово-хозяйственное состояние предприятия, но и измерить степень (силу) их воздействия. Для этого применяются соответствующие способы и приемы экономических и математических расчетов

№63. Социально-экономическая  сущность финансов.Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы - это экономическая категория. Как любая экономическая категория, финансы имеют свою сущность. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имели денежную форму выражения. Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:1) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;2) предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;3) государством и предприятием при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансированием расходов;4) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;5) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;6) отдельными звеньями бюджетной системы;7) страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;8) денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движении всех инвестиционных ценностей, заменяющих в какой-то определенный момент времени денежные средства (ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, объекты вложения капитала).Финансы выполняют три функции:1) формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств;2) использование денежных фондов и наличных денежных средств;3) контрольная.


 

 

 

 

№64. Ссудный процент и его роль. Ссудный процент является экономической категорией функционирующей на основе кредитных отношений. Он выражает отношения кредитора и заемщика, имеющих свои специфические интересы при получении и уплате процента.В отличие от кредита ссудный процент предполагает не возвратное, а безвозвратное распределение стоимости произведенного продукта, причем не всей стоимости, а лишь стоимости прибавочного продукта в его превращенной форме — прибыли. Процент" является прямым вычетом из прибыли, остающейся в распоряжении заемщика.Величина процента зависит от уровня ставки процента и суммы кредита, полученного заемщиком.Экономическая роль ссудного процента не реализуется автоматически, а достигается определенной процентной политикой и является результатом конкретной системы управления ссудным процентом. Под системой управления ссудным процентом понимается организация всех элементов механизма функционирования-ссудного процента: а) система процентных ставок; б) критерии дифференциации уровня процента; в) методы регулирования системы процентных ставок; г) источник уплаты процента. Факторы, влияющие на величину процентов в коммерческом банке можно сгруппировать следующим образом: а) процентная ставка как цена ссудного фонда (или заемных средств банка) складывается на денежном рынке в результате соотношения спроса и предложения; б) политика денежно-кредитного регулирования, проводимая Центральным банком; в) дифференциация процентной ставки в банке в зависимости от категории ссуды, заемщика и других факторов хозяйственной конъюнктуры; г) инфляционные процессы; д) процессы на международном рынке.При формировании своей процентной политики на микроуровне банк должен планировать процентные ставки так, чтобы получаемые банком проценты обеспечивали покрытие расходов (в том числе для выплаты процентов по его пассивным операциям) и получение им необходимой прибыли.Формирование ссудной политики коммерческого банка должно основываться на учете следующих важнейших факторов':а) наличие капитала;б) степень рискованности и прибыльность различных видов ссуд;в) стабильность депозитов;г) общее состояние экономики государства;д) влияние на экономику денежно-кредитной и финансовой политики;е) способности и опыт банковского персонала;ж) потребности в кредитах района (региона), обслуживаемого банком.Данные факторы оказывают, бесспорно, влияние на проводимую банком ссудную процентную политику.Наиболее важные закономерности построения процентных ставок рынка ссудных капиталов сводятся к следующему2:а) ставки по свободнообращающимся денежным инструментам обычно ниже ставок по инструментам с ограниченной обратимостью;б) ставки по пассивным операциям банков ниже ставок по активным операциям;в) ставки на межбанковском рынке в среднем ниже ставок по банковскому кредиту;г) ставки по кредитам первоочередных заемщиков ниже ставок по кредитам менее надежных должников;д) долгосрочные ставки изменяются более плавно, чем краткосрочные;е) ставки по долгосрочным кредитам обычно выше ставок по краткосрочным операциям.Современное государство с рыночной экономикой, контролируя движение ссудного процента, может влиять практически на все параметры общественного производства. В частности, поднимая ставку ссудного процента, государство через Центральный банк может способствовать денежным накоплениям, снижению цен и стабилизации заработной платы, повышению эффективности производства и росту курса национальной валюты, снижению конкурентоспособности своих товаров, удорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров, увеличению импорта капитала и сдерживанию его экспорта и т. д.

№65. Стоимость и теории капитала.Стоимость капитала представляет собой цену, которую предприятие платит за его использование, т.е. годовые расходы по обслуживанию задолженности перед инвесторами и кредиторами. Количественно она измеряется в виде процентной ставки, характеризующей отношение общей суммы данных расходов к сумме всего капитала. Концепция стоимости капитала является одной из базовых в теории финансового менеджмента. Она характеризует тот уровень доходности инвестированного капитала, который должно обеспечить предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость. Чем меньше стоимость привлеченных средств, тем выше инвестиционные возможности предприятия, тем большую прибыль оно может получить от реализации своих проектов, соответственно тем выше его конкурентоспособность и устойчивее положение на рынке. Помимо этого стоимость капитала (с возможными корректировками на инфляцию и риск) часто используется в качестве ставки дисконтирования, в процессе анализа будущих денежных потоков и оценки эффективности производственных инвестиций .Показатель стоимости капитала является также критерием принятия управленческих решений относительно использования лизинга  или  банковского кредита для приобретения основных производственных средств. Показатель стоимости капитала в разрезе отдельных его элементов (стоимости заемных средств) используется в процессе управления структурой капитала на основе механизма финансового рычага. Расчет стоимости капитала необходим на стадии обоснования финансовых решений, для выбора наиболее эффективных способов вложения средств и оптимальных источников их финансирования.Краткосрочные заемные средства появляются в результате текущих операций и используются для финансирования текущей деятельности предприятия, поэтому при расчете средней стоимости инвестируемого капитала они не учитываются. Амортизационные отчисления являются источником покрытия затрат на приобретение основных средств. Также как и кредиторская задолженность, они учитываются при составлении бюджета капиталовложений, уменьшая потребность предприятия в дополнительных источниках средств. Цена их принимается равной средней стоимости долгосрочного капитала, привлекаемого из других источников. В зависимости от источников долгосрочный инвестируемый капитал подразделяется насобственный и заемный. Собственный капитал может быть внешним(акционерный капитал) и внутренним (нераспределенная прибыль).Теории капитала имеют длительную историю.А. Смит характеризовал капитал лишь как накопленный запас вещей или денег. Д. Рикардо трактовал его как средства производства. Палка и камень в руках первобытного человека представлялись ему таким же элементом капитала, как машины и фабрики.В отличие от своих предшественников К. Маркс подошел к капиталу как к категории социального характера. Он утверждал, что капитал - это самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость. Причем создателем прироста стоимости (прибавочной стоимости) он считал только труд наемных рабочих. Поэтому Маркс считал, что капитал - это прежде всего определенное отношение между различными слоями общества, в особенности между наемными рабочими и капиталистами.В числе трактовок капитала следует упомянуть так называемую теорию воздержания. Одним из ее основателей был английский экономист Нассау Уильям Сениор (1790-1864). Труд рассматривался им как «жертва» рабочего, теряющего свой досуг и покой, а капитал - как «жертва» капиталиста, который воздерживается от того, чтобы всю свою собственность использовать на личное потребление, и значительную часть ее превращает в капитал.На этой базе был выдвинут постулат о том, что блага настоящего обладают большей ценностью, чем блага будущего. И следовательно, тот, кто вкладывает свои средства в хозяйственную деятельность, лишает себя возможности реализовать часть своего богатства сегодня, жертвует своими сегодняшними интересами ради будущего. Такая жертвенность заслуживает вознаграждения в виде прибыли и процента.По мнению американского экономиста Ирвинга Фишера (1867-1947), капитал порождает поток услуг, которые оборачиваются притоком доходов. Чем больше ценятся услуги того или иного капитала, тем выше доходы. Поэтому величину капитала нужно оценивать на основе величины получаемого от него дохода. Так, если сдача внаем квартиры приносит ежегодно ее владельцу 5000 долл., а в надежном банке он может получить 10% годовых на положенные на срочный счет деньги, то реальная цена квартиры составляет 50 000 долл. Ведь именно такую сумму нужно положить в банк под 10% годовых, чтобы получать ежегодно 5000 долл. Таким образом, в понятие капитала Фишер включал любое благо, приносящее доход своему владельцу (даже талант).

66. Сущность страхования как института финансовой защиты.

Страхование -  термин, обозначающий отношения по защите имущественных интересов  физических и юридических лиц  при наступлении определенных событий (страховых случаев). Главная причина  возникновения страхования – рисковый характер, то есть беспокойство собственника за своё имущество и благополучие. Страхование это теоретическое выражение реально существующих общественно-производственных отношений между людьми по поводу предупреждения, локализации и преодоления негативных последствий чрезвычайных событий естественного и социального характера, а также по возмещению нанесенного этими событиями ущерба. Сущность страхования заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования и выражает отношения в связи с формированием и использованием страхового Страхователь - юридическое или физическое лицо, имеющее страховой интерес. Страховщик - юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления определенных видов страхования. Страховая сумма - сумма, в пределах которой Страховщик обязуется выплатить страховое возмещение (страховое обеспечение) по договору страхования. Страховая стоимость - это действительная (фактическая) стоимость объекта страхования (есть еще рыночная стоимость, договорная стоимость и т.д.) Страховая премия - плата за страхование, которую Страхователь обязан уплатить Страховщику по договору страхования. Страховой взнос - часть страховой премии, периодически вносимая Страхователем. Страховой полис - юридическое подтверждение договора страхования. Страховой случай - свершившееся в период действия договора страхования событие, с наступлением которого возникает необходимость произвести выплату страхового возмещения или страхового обеспечения. Классификация видов страхования: В зависимости от различий в объектах защиты страхование делится на четыре основные отрасли: личное страхование – в качестве объекта страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека; имущественное страхование – объектом страхования выступает имущество в его различных видах); страхование ответственности – объектом защиты выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя; страхование экономических рисков – страхование от возможных убытков, где объектом страховой защиты выступает результат предпринимательской деятельности – прибыль или доход. Каждая отрасль делится в свою очередь на подотрасли и виды страхования. Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование делится на несколько подотраслей в зависимости от форм собственности и категорий страхователей: страхование государственного, частного, арендуемого имущества и имущества отдельных граждан на правах личной собственности. В страховании ответственности выделяют две подотрасли – страхование гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. В страховании предпринимательских рисков также две подотрасли – страхование риска прямых потерь и страхование риска косвенных потерь. В зависимости от того, по чьей инициативе осуществляется страхование, выделяют обязательную и добровольную формы страхования. При обязательном страховании не требуется согласия страхователя и страховщика. Виды, условия и порядок обязательного страхования определяются соответствующими законами. Обязательное страхование обеспечивает устойчивость страхового фонда при незначительных размерах страховых тарифов и гарантирует возмещение ущерба. В то же время оно имеет принудительный, налоговый характер и не учитывает финансовые возможности страхователя. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Основой для заключения договора является инициатива граждан или хозяйствующих субъектов, которые самостоятельно решают вопрос о потребности в страховой защите. Экономическое назначение личного страхования. Подотрасли и виды личного страхования. В отличие от имущественного страхования в личном страховании страховые суммы не представляют собой стоимость нанесенных материальных убытков или ущерба, которые не могут быть объективно выражены, а определяются в соответствии с пожеланиями страхователя исходя из его материальных возможностей. Классификация личного страхования производится по разным критериям: По объему риска: страхование на случай дожития или смерти; страхование на случай инвалидности или недееспособности; страхование медицинских расходов. По виду личного страхования: страхование жизни; страхование от несчастных случаев. По количеству лиц, указанных в договоре: индивидуальное страхование (страхователем выступает одно отдельно взятое физическое лицо); коллективное страхование (страхователями или застрахованным выступает группа физических лиц). Объекты личного страхования – жизнь, здоровье, трудоспособность человека. Конкретными страховыми событиями по личному страхованию являются дожитие до окончания срока страхования или потеря здоровья в результате несчастных случаев.

 


 

 

 

 

 

 

67.Сущность  и назначение государственного кредита.

Государственный кредит - это специфическая форма  кредитных отношений, в которых  заемщиком является государство, а  кредиторами - юридические или физические лица. Экономическим назначением  государственного кредита является аккумуляция государством средств на основе принципа возвращения для финансирования государственных расходов. Государственный кредит позволяет государству как заемщику использовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления с этой целью денежной эмиссии.

Экономическая сущность государственного кредита  заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических  и физических лиц аккумулируются в фонды и на условиях платности  и возвратности используются государством как ссудный капитал, это представляет собой вторичное распределение или перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в денежной форме.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:-распределительную; -регулирующую;- контрольную. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности.  Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

№68Сущность металлической теории денег

Металлич.теория возникла в Англии в период певонач.накопл-я  кап-ла.(16-17в).Основателем иеории были:У.Стаффорт,Томас Мэн,Галлиане.МТД-обобщающее название всей совмес-ти взглядов,высказанных в разное время разл.исследов-ми,кот.отождест-ли деньги с драг.металлами(золото и серебро)и рассматр.их как богатство общества.Возникновение связано с меркантелизмом-это течение экон.мысли,кот.гл.источником богатства общ-ва считала накопл-е денег и настаивало на развитие торговли.МТД считало гл.богатство-золото и серебро.Считали осн.2ф-ции денег-накопления и меры стоимости.Первыми критиками меркантелистов были представители классич.школы,и считали гл.ф-ей денег-ср-во обращения.Источник богатства-производит.труд в сфере мат.произ-ва.Одним из классиков был Адам Смит.

№69Теории происхождения денег.Разл.теории денег существуют в зависимости от оценки роли денег и ден.системы в рын.эк-ке. Металлич.теория возникла в Англии в период певонач.накопл-я кап-ла.(16-17в).Основателем теории были: У.Стаффорт,Томас Мэн,Галлиане.МТД-обобщающее название всей совмес-ти взглядов,высказанных в разное время разл.исследов-ми,кот.отождест-ли деньги с драг.металлами(золото и серебро)и рассматр.их как богатство общества.Возникновение связано с меркантелизмом-это течение экон.мысли,кот.гл.источником богатства общ-ва считала накопл-е денег и настаивало на развитие торговли.МТД считало гл.богатство-золото и серебро.Считали осн.2ф-ции денег-накопления и меры стоимости.Первыми критиками меркантелистов были представители классич.школы,и считали гл.ф-ей денег-ср-во обращения.Источник богатства-производит.труд в сфере мат.произ-ва.Одним из классиков был Адам Смит.Нометал.теория противостоит МТД.Номиналисты рассмат-ют деньги,как усл.знаки и отвергают какую-либо их связь с благородными металлами.Представители:Дж.Беркли,Дж.Стюарт.В основе их теории лежали 2 след.положения:1.деньги созд-ся гос-вом;2.ст-ть денег опред.их номиналом.Осн.ошибка представит.ст-ть денег опред.гос-вом.Они отрицают трудовую теорию стоимости.Наиболее изв.предс-ль-нем.эк-т Кнапп.Он считал-деньги имеют покуп.способ-ть.Написал труд «Гос.теория денег».Осн.ф-я денег-ср-во платежа.Его поддерживал Кейнс,кот.в своем труде «Тракт о деньгах»объявил золото «5колесом телеги»Гл.ошибка-деньги наделяли покуп.силой путем акта гос.закон-ва.Колич.теория самая распростр.Суть:кол-во денег в обращ-и явл.1причиной прапорц-го измен-я уровня тов.цен и сти денег.Гл.ф-я-ср-во обращ-я.Развив-сь в Англии.Основопол-к-франц.эк-т Жан Боден;Юма,Милль,Монтескье и Рекардо.Основы соврем.теории –амер.эк-тШирвинг Фишер.Он отрицал трудовую ст-ть исходя из «покуп.силы».6факт-в,от кот она зависит:-кол-во нал.денег;-скорость обращ-я;уровень цен;-кол-во товара;-сумма банк.депозитов;-скорость депоз-чек.обращ-я.Разновид-тью теории явл.монетаризм-экон.теория,в соотв-и с кот.ден.масса,наход.в обращ-и играет опред роль в разв-и рын.эк-ки.(основоп.Фридмен) и кейсианство-признающая необх-ть гос.регул-я в рын.эк


 

 

71. Управление  государственным долгом. . Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление осуществляется Правительством Российской Федерации, в пределах полномочий, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ. Основными целями управления государственным долгом являются: -   сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;  - сохранение стоимости обслуживания государственного долга;  - обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.  Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа — внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.  Рефинансирование использовалось и при выпуске казначейских обязательств государства. По мере их реализации выделялись дополнительные средства для погашения займов 1955-1956 годов, размещавшихся среди населения по подписке. А ктивно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.  Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода был предусмотрен по государственному внутреннему 5%-ному займу 1990 г., размещенному по предприятиям, а также банкам, страховым и другим финансово-кредитным учреждениям.  Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению зай мов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

72.Управление  инвестициями

Инвестиции –  денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) достижения иного полезного эффекта.

Управление инвестициями включает в себя:

1) управление  инвестиционной деятельностью на  государственном уровне, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование инвестиционной деятельности законодательными и регламентирующими методами;

2) управление  отдельными инвестиционными проектами,  которое включает в себя планирование, организацию, координацию, контроль в течение жизненного цикла инвестиционного проекта путем применения системы современных методов и техники управления;

3) управление  инвестиционной деятельностью отдельного  хозяйствующего субъекта – предпринимательской  фирмы, которое предполагает выбор объектов инвестирования и контроль за протеканием процесса инвестирования.

Управление инвестициями включает в себя несколько этапов.

1. Анализ инвестиционного  климата страны. Изучаются прогнозы  динамики вало–вого внутреннего  продукта, национального до–хода и объемов производства промышленной продукции; динамики распределения национального дохода (накопления и потребления); развития приватизационных процессов; государственного законодательного регулирования инвестиционной деятельности.

2. Выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности фирмы с учетом стратегии ее экономического и финансового развития. Изучается инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики – их конъюнктура, динамика и перспективы спроса на продукцию этих отраслей.

3. Выбор конкретных  объектов инвестирования. Анализируются  предложения на инвестиционном  рынке. Отбираются отдельные реальные  инвестиционные проекты и финансовые  инструменты, соответствующие основным  направлениям инвестиционной деятельности и экономической стратегии фирмы.

4. Определение  ликвидности инвестиций. По каждому  объекту инвестирования первоначально  следует оценить степень ликвидности  инвестиций и предпочтение отдать  тем из них, которые имеют  наибольший потенциальный уровень  ликвидности.

5. Определение  необходимого объема инвестиционных  ресурсов и поиск источников  их формирования. Прогнозируется  общая потребность в инвестиционных  ресурсах, необходимых для осуществления  инвестиционной деятельности предпринимательской  фирмы в запланированных направлениях.


 

 

 

 

 

 

№73Управление оборотными  активами орг-ции. Оборотный капитал-это ср-ва,обслужив.процесс хоз.деят-ти и одноврем.учавств.в процессе пр-ва и реал-ции прод-ции.Классиф-я ОА:1.по характеру финансовых ист-в формир-я:1.1.валовые ОА-это общий объем ОА,сформир.за счет СК и ЗК;1.2.чистые ОА-это часть ОА,кот.сформир.за счет собст.и долгоср.ЗК.ЧОА=ОА-КФО1.3.собсв.ОА- это та часть ОА,кот.сформир.за счет СК.СОА=ОА-ДЗ-КФО2.по функцион.назначению и роли в процессе произ-ва:2.1.оборотные производ.фонды-это фонды,кот.обслуж.произв.цикл.ОПФ вкл:произв.запасы,НЗП,расходы будущих периодов;2.2.фонды обращения-это ср-ва,кот.непосред.не учав.в процессе произ-ва,их назначение- обеспечение ресурсами процесса обращения.3.период функционир-я ОА:3.1.пост.часть;3.2перем. ОА нах-ся в пост.движении:1.подготовит.стадия-ОК из формы ДС переходит в форму ПЗ. 2стадия-АО преходят в форму готовой продукции. 3.стадия состоит в реализации гот.прод-ции и получении ДС

№74 Управление финансами. Управление-целенаправл.формир-е процесса какой-либо деят-ти или воздействие субъекта управ-я на объект.Анализ-деят-ть по сбору и подготовке данных,необх-х для научного обоснов-я и оптимиз.управ.реш-й.Планирование-процесс разработки и принятия опред.целевых установок.3вида финн.планов:перспект(1-5лет)отраж-ся объем кап-ла п\п;-текущие (на 1год) отраж-ся объем произ-ва реал-ции прод-ции,себест-ть;-оперативные(полгода)Организация-это объед-елюдей по совм.деят-ти.Учет-это форма регистрации и инф-ции по финн-экон.деят-ти.Учет бывает операт,стат,бухг.Контроль- проверка орг-ции фин.работы по вып-ю фин.планов.Регулиров-е-это процесс воздействия на объект управл-я.Управляемая подсистема вкл:1.фин.отнош-я2.фин.ресурсы3.источники фин.ресурсов.Управляющая подсистема:кадровый состав.фин.инструменты,финн.приемы,технич.ср-ва,информ.обеспеч.Задачи управ-я финансами:-обеспеч-е финн.ресурсами;2эффект.и рац.ипольз-е фин.ресурсов. В качестве важнейших инструм управл финансами выступают:1планирование(цели, анализ проблем и оценка принятых систем) 2 контроль(предполагает установления расхождений между плановым и фактич показателем и выявление причин этих расхождений) 3 организация(обеспечение оптимальных достижений поставленных целей) 4информационное обеспечение(все виды фин отчетности).Управление финансами в РФ регулируется бюджетным, налоговым и гр кодексом. Совокупность всех организационных стр-р, осущ управлением финансами называется- финансовым аппаратом. Главными структурами по управлению финансами явл федеральное собрание,президент и правительство.На общегосуд уровне: счетная палата, Минфин, федеральн служба налогов.

75.Финансовая  политика государства.

Финансовая политика – составная часть экономической  политики государства. В ней конкретизируется главное направление развития народного  хозяйства, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, а также разрабатывается механизм регулирования социально-экономических процессов.

Финансовая  политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Звенья  финансовой политики:

- выработка научно-обоснованной  концепции развития финансов: она  формируется на основе изучения  требований экономических законов  и анализа состояния и развития  народного хозяйства.

- определение основных направлений использования финансов, при этом исходят из путей достижения поставленных целей, учитываются международные факторы и возможности роста финансовых ресурсов.

- осуществление  практических действий, направленных  на достижение целей.

Финансовая политика в зависимости от времени проведения и характера решаемых задач подразделяется:

- финансовая  стратегия

- финансовая  тактика

Финансовая  стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая  тактика направлена на решение задач текущего периода времени путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества.

В связи с  этим финансовая политика призвана создать  благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности.

Для выработки  финансовой политики должны быть предусмотрены финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для повышения уровня жизни населения. Также немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдением комплексного подхода, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы.

Важная  составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый  механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы  финансового механизма:

- формы финансовых  ресурсов;

- методы их  формирования;

- система законодательных  норм и нормативов, которые используются  при определении доходов и расходов государства;

- организации  бюджетной системы, финансов предприятий  и рынка ценных бумаг. 

Финансовый  механизм:

- директивный

- регулирующий

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий).

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"