Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:01, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

Ответы финансы.docx

— 99.90 Кб (Скачать файл)

Особое место в финансовой системе  занимают финансы предприятий и организаций,которые являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами/

 

  1. Финансовая политика и ее типы

Совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой  финансовую политику. 
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1. разработку общей концепции  финансовой политики, определение  ее основных направлений, целей, главных задач

2. создание адекватного финансового  механизма;

3. управление финансовой деятельностью  государства и других субъектов  экономики. 
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования ,система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Задачи финансовой политики:

1. обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых  ресурсов;

2. установление рационального с  точки зрения государства распределения  и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и  стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися целями и задачами  стратегии;

5. создание эффективной и максимально  деловой системы управления финансами.

Три типа:

- классическая;

- регулирующая;

- планово-директивная.

До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. (Основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Рикардо (1772-1823). Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. 
Регулирующая экономика в конце 20-х годов 20-го же столетия. В ее основу вначале были положены экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему  управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жихни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего распределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов ,установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало. Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). 

  1. Управление системой финансов

 

Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Объекты управления финансами:

• финансовая деятельность государства  и конкретного предприятия;

• выделенные субъектом управления направления финансовой политики;

• укрупненные финансовые категории  и результаты деятельности (оборотные  и основные средства, затраты, прибыль, обязательства, риски и т.п.);

• конкретные финансовые показатели (рентабельность, фондоемкость и фондоотдача);

• органы (службы) управления финансами  и их персонал.

Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим из финансовых служб предприятий (отдел внутреннего и внешнего аудита) и государства (налоговые  органы, Счетная палата).

В управлении финансами  выделяют несколько функциональных элементов:

• Финансовое планирование – это финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов, начиная от бизнес-плана и заканчивая государственным бюджетом.

• Оперативное управление – это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

• Финансовый контроль – осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Используется для сопоставления фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми, для выявления резервов роста финансовых ресурсов и путей более эффективного хозяйствования.

При выработке управленческих решений  финансового характера, оформляемых  в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать:

• требования экономических и юридических  законов;

• результаты экономического анализа  не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы;

• экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами;

• рациональное сочетание экономических и административных методов управления

 

 

  1. Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.

Цель финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Основными задачами финансового  планирования на предприятии являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми  ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени  рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения прибыли за счет экономического использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками  и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Методы финансового планирования используются для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов предприятия.

Различают:

1 . Нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических норматиbob рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

2. Метод балансовых расчетов  основывается на прогнозе поступления  средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах.

3. Метод денежных потоков является  универсальным при составлении  финансовых планов и основывается  на ожидании поступления средств  на определенную дату и бюджетировании  всех издержек и расходов.

4. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными.

Финансовое планирование в зависимости от содержания назначения и задач можно классифицировать на:

1. Перспективное планирование – используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период времени от 1 года до 3 лет.

2. Текущее планирование – рассматривается  как составная часть перспективного  плана и представляет собой  конкретизацию его показателей.  Составляется на 1 год.

3. Оперативное планирование –  необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов.

 

Прогнозирование финансового состояния предприятия – это приведение объема и размещение финансовых ресурсов предприятия на определенный срок наперед путем изучения динамики его развития. Сроки приведения при прогнозировании финансового состояния предприятия подразделяются на:

• краткосрочные (в пределах 1 года);

• среднесрочные (на 1-2 года);

• долгосрочные (более 2 лет).

Объектом прогнозирования является объем финансовых ресурсов, которые  поступят в распоряжение предприятия  за период, относительно которого составляется прогноз.

Финансовые ресурсы состоят  из:

• прибыли, остающейся у предприятия  после уплаты всех налогов и обязательных платежей;

• амортизационных отчислений, которые  возмещаются за счет цены на продукцию.

Сумму чистой прибыли и амортизации  в составе выручки от реализации называют чистой выручкой; именно от ее величины зависят возможности предприятия  увеличить свои денежные средства, т.к. остальные части выручки пойдут на различные платежи соответственно своим назначениям.

Зная объем собственных финансовых ресурсов, которые поступят в будущем  периоде, можно сделать прогноз  их размещения в активы предприятия  в расчете на сохранение уже достигнутого уровня ликвидности и платежеспособности (если они удовлетворительны) или  на улучшение характеризующих их показателей.

Инструментами финансового прогнозирования  являются прогнозные балансы доходов  и расходов и прогнозные сальдовые  бухгалтерские балансы, где учитываются  все поступления финансовых ресурсов в распоряжение предприятия.

Балансирующими статьями таких  прогнозных расчетов могут быть:

• выпуск облигаций или других ценных бумаг;

• привлечение банковских кредитов;

• дополнительная эмиссия акций;

• резервы мобилизации финансовых ресурсов, вложенных в нерациональные затраты (реализация лишнего для  предприятия оборудования, привлечение  в производство сверхнормативных запасов  сырья и материалов, удержание  дебиторской задолженности и  т. д.).

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов через эти каналы на предприятие  проводится заблаговременно, поэтому  прогнозирование финансового состояния  предприятия является необходимым  элементом финансовой работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"