Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:01, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

Ответы финансы.docx

— 99.90 Кб (Скачать файл)

В страховании ответственности  объектом страхования являются имущественные  интересы, связанные с возмещением  страхователем причиненного им вреда  третьему лицу. Страхование ответственности  включает:

  • Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  • Страхование гражданской ответственности перевозчика.
  • Страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности.
  • Страхование профессиональной ответственности
  • Страхование ответственности за неисполнение обязательств.
  • Страхование иных видов гражданской ответственности.

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление  страхования на отрасли не позволяет  выявить те конкретные страховые  интересы физических и юридических  лиц, которые дают возможность проводить  страхование. Для конкретизации  этих интересов выделяют из отраслей страхования подотрасли и виды страхования.

Видом страхования называют страхование  конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности  по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Приведем лишь примеры некоторых, наиболее распространенных видов страхования. 

  1. Финансовые аспекты страховой деятельности.

Страхование является особым видом  экономических отношений, поэтому  экономико-финансовые основы деятельности страховой компании отличаются от других видов коммерческой деятельности. Отличия  касаются прежде всего вопросов формирования финансового потенциала и поддержания финансовой устойчивости страховщика.

Финансовая устойчивость страховой  компании обеспечивается: размером оплаченного уставного капитала страховой компании; размерами страховых резервов; оптимальным портфелем размещения страховых резервов; системой перестрахования; обоснованностью страховых тарифов и другими факторами.

Основными источниками формирования финансов страховой компании являются:

  • Собственный капитал
  • Страховая премия
  • Доход от инвестиционной деятельности

Собственные средства страховой компании формируются из двух источников: за счет взносов учредителей и за счет получаемой прибыли. Характерным для собственных средств является то, что они свободны от каких-либо внешних обязательств.

В целях обеспечения финансовой устойчивости страховщика, как в  России, так и за рубежом, законодательно устанавливается требование к минимальному уровню уставного капитала. На первых этапах развития рынка страхования в России требования к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний были занижены, что привело к созданию большого количества мелких страховых компаний. В настоящее время законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлен минимальный размер оплаченного уставного капитала в размере 30 млн руб., за исключением компаний, занимающихся страхованием жизни; 60 млн руб. для страховых компаний, занимающихся страхованием жизни; и 120 млн руб. для профессиональных перестраховщиков.

Во всех случаях максимальная ответственность  по отдельному риску в договоре страхования не может превышать 10 % собственных средств страховщика.

Одним из главных критериев оценки финансовой устойчивости страховщиков является соответствие размеров их собственных капиталов объему принятыхобязательств (маржа платёжеспособности). Страховщики обязаны соблюдать нормативное соотношение между активами и принятыми страховыми обязательствами, представляющее собой их разность или свободные активы страховщика. Из этого следует, что должно соблюдаться условие:

А — О > Н,

где

А — фактический размер активов страховщика, руб.;

О — фактический объем обязательств страховщика, руб.;

Н — нормативный (то есть минимально допустимый) размер превышения активов страховщика над его обязательствами, руб.

При этом под активами понимается имущество страховщика в виде основных средств, материалов, денежных средств, а также финансовых вложений. Обязательства характеризуют задолженность страховщика перед физическими и юридическими лицами. Обязательства включают в себя страховые резервы, займы и кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другую кредиторскую задолженность.

Методика расчета нормативного размера соотношения активов  и обязательств страховщиков установлена ФССН. Расчеты по этой методике представляются государственному органу по надзору за страховой деятельностью одновременно с представлением финансовой отчетности. Если фактический размер свободных активов страховщика менее нормативного, он обязан принять меры к оздоровлению финансового положения.

 

 

 

  1.  Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.

Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

• наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки;

• аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий  и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);

• возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).

Государственный кредит – основная форма государственного заимствования, представляет собой совокупность кредитных  отношений, в которых заемщиком  выступает государство в лице его органов, а кредиторами –  физические и юридические лица.

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитами имеются существенные различия. Аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных диффицитов.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения  стоимости валового внутреннего  продукта и части национального  богатства, при которых государство  выступает преимущественно в  качестве заемщика, а также кредитора  и гаранта.

 

 

  1. Управление государственным кредитом

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление государственным долгом является одним из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование  долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим  сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном  рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами  бывшего СССР и установлении новых  графиков платежей по его долгам с  учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

Цели управления внешним долгом:

1. экономические: минимизация стоимости  привлекаемых внешних займов, улучшение  условий рефинансирования и/или  переоформление задолженности, снижение  общих издержек по обслуживанию  внешнего долга, повышение эффективности  использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести  также бюджетные цели, такие, как  сглаживание неравномерности налоговых  поступлений и финансирования  текущих бюджетных расходов;

2. политические: поддержание стабильности  функционирования политической  системы;

3. социальные: своевременное финансирование  социальных программ, обеспечение  социальной стабильности;

4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего  долга, несвоевременное осуществление  платежей по нему создают серьезные  трудности функционирования национальной  экономики, подрывают возможность  проведения независимой экономической  политики и, как следствие,  является фактором, который может  самым серьезным образом влиять  на экономическую безопасность  страны. В теории подобное явление  называется "тиски зависимости", на практике это означает фактическое  банкротство страны.

Цикл управления государственным  долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение.

Управление привлеченным долгом может  базироваться как на прямом государственном  управлении, так и на косвенных  методах, включающих выдачу государственных  гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных  кредитов частными фирмами. Прямое государственное  управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры  государственных заимствований  и государственных гарантий на текущий  бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние  заимствования.

Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа  возможного использования привлекаемых ресурсов:- финансовое размещение, когда  из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом  использования внешнего долга. При  этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат  полученных ресурсов;

- бюджетное использование, при  котором привлеченные ресурсы  направляются на финансирование  текущих бюджетных расходов, в  том числе на обслуживание  внешней задолженности. Этот способ  использования привлекаемых с  международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;

- смешанное бюджетно-финансовое  размещение, когда заимствования  используются как на финансирование  текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики  в целом. В российской практике  большое распространение получил  наименее эффективный способ - новые  заимствования направляются на  финансирование текущих расходов  бюджета, включая и обеспечение  существующего внешнего долга.

Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах. Необходимо отметить, что  широко применяемые в международной  практике методы погашения задолженности  путем конвертации ее в акции  предприятий в нашей стране практически  не применялись.

Методы управления государственным  долгом включают реструктуризацию и  конверсию.

 

  1. Рынок государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важным финансовым инструментом во всём мире. Однако существуют страны, в которых  в силу исторического развития экономическая  система обладает рядом особенностей, благодаря которым именно государственные  ценные бумаги приобретают особое значение. И не секрет, что российская экономика  относится как раз к числу  таковых: государственные ценные бумаги во многом являются структурообразующим  фактором отечественного фондового  рынка.

Виды государственных  ценных бумаг

Определение государственных ценных бумаг просто и понятно – это  долговые ценные бумаги, эмитентом  которых является государство. Таким  образом, этот вид бумаг является своего рода долговой распиской, которую  государство выдаёт своим (или иностранным) гражданам в подтверждение того, что взяло у них в долг определённую сумму. Государственными ценными бумагами является целый ряд различных  долговых обязательств, гарантированных  государством. Основные из них:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"