Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:01, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

Ответы финансы.docx

— 99.90 Кб (Скачать файл)

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

  • в силу требований законодательства;
  • по решению компетентных государственных органов.

Возможны  и другие основания классификации  финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

  • представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • президента;
  • исполнительных органов власти общей компетенции;
  • ведомственный и внутрихозяйственный;
  • общественный;
  • аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью  входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций  или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный  контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в  условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов  РФ.

 

 

 

  1.  Негосударственный финансовый контроль.

В настоящее время наряду с государственным  финансовым контролером существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен: (а) внутрифирменным  контролем, (б) контролем со стороны  коммерческих банков за организациями, (в) независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового  контроля едины и заключаются  в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности  распределения и использования  финансовых ресурсов. В то же время  задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового  контроля различны. 
 
Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

 

  1.  Экономическая природа и роль госбюджета

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему  РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Бюджет - ведущее звено государственных  финансов. Его суть раскрывается в  предназначении, это финансовое обеспечение  выполнения государством его функций: экономической, социальной, управленческой и оборонной. Как экономическая  категория бюджет отображает отношения  относительно формирования на общегосударственном и региональных уровнях централизованных фондов, предназначенных для реализации функций государства.

 

  1. основные принципы бюджетной системы РФ
  2. устройство бюджетной системы РФ

Бюджетное устройство – это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанной на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.

В иерархически упорядоченной бюджетной  системе России можно выделить следующие  уровни:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты  субъектов Российской Федерации:

• республиканские  бюджеты;

• бюджеты  автономных областей;

• областные, краевые бюджеты;

• бюджеты  городов Москвы и Санкт-Петербурга;

в) местные  бюджеты:

• бюджеты  городов областного подчинения;

• бюджеты  районов;

• городские  районные бюджеты;

• сельские и поселковые бюджеты.

Федеральный бюджет – основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства.

Доходы  федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации  по единым нормативам, а расходы  осуществляются в интересах и  на благо всего народа, населяющего  страну.

Бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты) представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостость государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.

Местные бюджеты – сельский бюджет, бюджет сельсовета, поселковый, городской, районный.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или Федерации  в целом.

 

  1.  Бюджетный процесс, его участники и основные стадии

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

1. Составление проекта бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

2. Рассмотрение и утверждение  бюджета предполагает, что Правительство  РФ представляет Государственной  Думе Федерального Собрания Российской  Федерации проект федерального  закона о федеральном бюджете  на предстоящий год. Правительство  РФ также представляет Государственной  Думе проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов на предстоящий  год, не консолидированных в  федеральном бюджете. Государственная  Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в четырех чтениях.

3. Исполнение бюджета начинается  после утверждения в установленном  порядке (для федерального бюджета  – после подписания Президентом  РФ). В Российской Федерации установлено  казначейское исполнение бюджетов.

Федеральное казначейство обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов  бюджета, привлечение и погашение  источников финансирования дефицита бюджета  и осуществление всех расходов с  единого счета бюджета, за исключением  операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами  Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. Осуществление  бюджетных операций через счета  Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа  исполнения бюджета.

4. Составление отчета об исполнении  бюджета и его утверждение  является одной из форм финансового  контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату РФ, которая участвует также и в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета на основании  отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств готовит орган, исполняющий  бюджет. Ответственным за составление  отчета об исполнении федерального бюджета  является Министерство финансов РФ.

Продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям – более года; по третьей – 1 год (с января по 31 декабря); по четвертой – более полугода.

 

  1. Бюджетное планирование, сущность, задачи

Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Экономическая сущность планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении  стоимости общественного продукта и НД между звеньями финансовой системы  на основе общенациональной социально-экономической  программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов различных  уровней.

Принципы бюджетного планирования:

·регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

·адресный и целевой характер направления  бюджетных средств;

·непрерывность планирования годового бюджета;

·стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

·балансовый метод.

Бюджетное планирование ведется органами Гос. власти и управления. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

Бюджетное планирование включает бюджетный  процесс, как его главную форму.

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных / местных бюджетов. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

составление проекта бюджета;

рассмотрение и утверждение  бюджета;

исполнение бюджета;

составление отчета об исполнении и  его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны  и являются отражением как экономических процессов, так и политической культуры общества. 

 

 

  1.  Доходы государственного бюджета

Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

В соответствии с бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие  виды:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"