Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 18 ответов на вопросы по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

Finansy.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Финансы.

 

 

1 ФИНАНСЫ, как стоимостная  категория. 

Первоначально формы  объединения людей носили названия семья, род, община, но по мере развития товарного производства, имущественного и социального расслоения людей, возникла необходимость в новой  территориальной организации общества, которая получила название государства. Условия существования финансов: 1) наличие гос-ва и 2) наличие товарно–денежных отношений. Одним из отличительных признаков гос-ва является сбор с граждан обязательных налогов для содержания власти.

По мере развития товарно-денежных отношений усложняются функции  гос-ва, оно начинает выполнять ф-ции  регулирования эк-ки и социальных отношений. Материальной основой для  выполнения этих ф-ций выступают  фонды денежных средств. Отсчет финансов идет от 4 века до н.э.

Для того чтобы мы могли  выделить из экономических категорий  финансы – определим их специфические  признаки:

1) финансы выражают  денежные отношения (лишь те  денежные отношения финансовые, кот. обусловлены фактом существования  государства, необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций, и имеют государственно-властную форму проявления);

2)финансовые взаимоотношения существуют только при наличии государства;

3)перераспределительный  характер финансовых отношений.  Сущ.2 стадии распределения: первичное – осуществляется без участия гос-ва. При первичном распределении участвуют деньги, цена, з/п, но нет финансов. Вторичное – принимает участие гос-во, кот. изымает в виде налогов и сборов часть стоимости, созданной экономикой (совокупный общественный продукт).

4)ден. отношения по  поводу формирования и использования  фондов денежных средств государства.  Основной существенной характеристикой  финансов явл-ся то, что это  не деньги, а всегда отношения  по поводу формирования и использования  фондов и доходов, обеспечивающих выполнение гос-вом возложенных на него функций.

Ни одна другая стоимостная  экономическая категория не обладает вышеперечисленной совокупностью  признаков, что и обеспечивает специфику  финансов.

Финансы – обусловленная  фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости ВВП и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов в соответствии с общественными потребностями.

С помощью финансов можно  обосновать стоимостные пропорции  распределения созданного продукта : C+V+m=ВВП

С – фонд возмещения израсходованных  средств производства;

V – фонд оплаты  труда;

m – чистый доход  общества (прибыль+НДС+акцизы+тамож.пошлины);

V+m – национальный  доход страны

 

 

 

 

2. Содержание финансов. Система финансов.

 

Система финансов – это  совокупность сфер и звеньев финансовых отношений объединенных логической последовательностью в равных категориях финансы, но различающихся: во-первых, спецификой расходов денежных фондов, во-вторых разной ролью в общественном производстве.

Связь системы финансов с государственным устройством  прослеживается в звеньях системы финансов.

Система финансов - это  соединение 3-х звеньев:

1. общегосударственные  финансы;

2. местные финансы;

3. финансы государственных  предприятий.

К звеньям системы  финансы относятся: личные финансы  – это финансы внутри одной  ячейки общества (семьи). Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юр. и физ. лицами, с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Государство в данном случае выступает в роли кредитора, заемщика, гаранта. Территориальные финансы – система экономических отношений, по средствам которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территории.

При этом общегосударственные  финансы включают в себя:

1. бюджет государства  (консолидированный бюджет);

2. федеральный бюджет;

3. система гос. Кредита  (система ипотечного кредитования, гос. Заказы, з/п чиновников)

4. система централизованных  внебюджетных денежных фондов (ФСС,  ПФРФ, ФФОМС).

Местные финансы:

1. Система местных  бюджетов;

2. система децентрализованных  внебюджетных денежных фондов (ТФОМС);

3. система государственных организаций, предприятий;

4. система местных  налогов и займов.

Финансы предприятий: финансы  государственных предприятий.

 

 

3. Функции финансов  как проявление их сущности.

 

Финансы – система  регламентируемых государством ден. отношений, возникающих в процессе стоимостного перераспределения созданного продукта с целью формирования и использования фондов ден. средств государства.

Финансы (Ф)–это историческая категория, возникает с появлением гос-ва, т.е. расслоения общества на классы, с развитием товарно-денежных отношений. Финансы выражают экономические отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется через их функции: 1)формирование фондов ден.средств гос-ва (практическое воплощение находит в налоговой политике, формируются централизованный, децентрализованный и целевые ден. Фонды)

2) использование данных  фондов (средства в порядке перераспределения  направляются на матер. содержание  гос. аппарата для выполнения  функций, на создание эффективной  структуры производства и т.д.)

3) контрольная (присуща  финансам как экономической категории  и реализуется либо с 1 либо  со2 функциями.). Основными направлениями  контроля являются: - контроль за  поступлением, сбором налогов; - контроль  за целевым использованием средств; - за работой финансовых органов. Основой для реализации контрольной ф-ции явл. финансовая информация – для разработки и реализации финансовой политики, для принятия верных управленческих решений, современная информация позволяет анализировать ход событий, заранее определять конечные результаты (стат.отчетность, бух.отчетность п/п, законы о бюджетах разных уровней).

Контрольная функция  финансов, состоит в том что  появляется возможность сопоставления  фактических налоговых поступлений  в бюджеты разных уровней с утвержденными показателями. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость изменений в налоговую систему и в налоговую политику. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юр. и физ. лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Конкретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности фин. органов, реализующих на практике фин. политику гос-ва (основной контрольно-ревизионный орган «Счетная палата», а так же органы гос. Казанчейства, орган контроля и надзора).

Объектом финансового  перераспределения является совокупный общественный продукт.

Субъектами финансового перераспределения являются финансовые органы: Министерство финансов, налоговые органы, органы гос. Казначейства, контрольно ревизионные органы «Счетная палата».

4.Эволюция  взглядов экономистов на сущность  и функции финансов.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков  финансов является их денежная форма  выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Итак, с возникновением и развитием  товарно-денежных отношений в обществе появилась и сформировалась система стоимостных экономических категорий, каждая из которых характеризуется своими особенностями. Финансы обладают СОВОКУПНОСТЬЮ характерных признаков.

Сущ. 3 финансовые школы: Спб (Романовский, Вознесенский), Моск.(Родионова, Дробозина), Екб.(Казак). Сравним:

1) предпосылки появления финансов  – Спб. – появление гос-ва; М - объективные потребности развития  экономики и производственных  отношений; 

2) характер категории финансов  – Спб - перераспределения, надстройки (гос.-орган регулирования); М-распределения, базисный характер финансов (участвует в производстве).

3) признаки финансов – СПБ  - денежный характер, обусловлено  фактом существования гос-ва, перераспределительный  хар-р, формирование и использование  фондов. М – денежный хар-р, распределительный хар-р, формирование ден.дох. и накопление всех субъектов экономики (не только гос-ва).

4) функции – Спб - контрольная  (гос.фонды), формирование и использование  фондов; М.-контрольная (процесс формирования  денежных средств), распределительная.

Сущность финансов проявляется  через их функции (ленингр. и Екб  школы):

Формирование фондов денежных средств (посредством налоговой политики государства): централизованного (гос. бюджет) децентрализованных (на региональном и местно уровне), целевых и т.д.;

Использование фондов денежных средств, материальное содержание которой проявляется  в основном в проведении политики государственных расходов (содержание гос. аппарата, создание и поддержание  в обществе рациональной и эффективной  структуры общественного производства, обеспечение поддержки неимущих и т.д.);

Контроль. Эта функция реализуется  одновременно с первой либо второй функцией и осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих  на практике финансовую политику государства.

Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так  и по выполняемым функциям. Финансы  выражают денежные отношения между:

государством и предприятием (юр. лицом) по поводу уплаты налогов и  сборов и получением финансовой помощи, льгот (для государственных предприятий);

государством и физическим лицом  по поводу уплаты налогов и пособий  из бюджета;

предприятием и внебюджетными  фондами;

звеньями бюджетной  системы (помощь одного бюджета другому);

внутри гос. предприятия  денежные отношения, опосредующие кругооборот  фондов предприятий).

Функции финансов в соответствие с взглядами московской экономической  школы:

       Распределительная,  она связана с распределением  валового национального продукта  и его основной части – национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен;

Контрольная.

С точки зрения экономистов  екб, ленингр. школ распределительная  функция не выражает сущности финансов, т.к. распределение присуще также цене, заработной плате, кредиту и т.д.

5. Бюджетная  система государства. Бюджетное  устройство и бюджетный процесс  в России.

 

Б.С. – совокупность всех бюджетов функционирующих на территории страны.

Вместе с системой внебюдж. фондов она образует систему  гос-ных финансов. Структура Б.С. определяется структурой гос-ого управления. Соответственно Б.С. России по своей структуре состоит из 3 уровней: 1) фед.бюджет, гос. внебюдж-е фонды; 2) бюджеты субъектов, территориальные внебюдж-е фонды; 3) местные бюджеты.

Бюджеты и внебюджетные фонды 1 и 2 уровней разрабатываются  и утверждаются в форме законов. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

Различают консолидированный бюджет, который представляет собой совок-ть бюджетов конкретной тер-рии.

Консолидированы бюджет России вкл. В себя фед.бюджет + бюджеты 83 субъектов России.

Консолид. Бюд-т субъекта Р. вкл-ет в себя областной бюджет + бюджетов муниц-ных образований.

С 92 г. были созданы целевые  бюджетные фонды, такие как федер-ый дорожный фонд, федер. Экологич. Фонд, фонд борьбы с экон-ким и преступлениями, фонд поддержки налоговых органов и таможенных служб.

С 2001 г. в связи с  созданием бездефицитного бюджета  необходимость в целевых бюджетных  органах отпала, все они были ликвидированы.

В мире различают прежде всего бюджетные системы унитарных  и федеративных государств: первые включают в себя два уровня бюджетной  системы – центральный бюджет и звено местных бюджетов; вторые – три уровня: федеральный бюджет, бюджет субъекта, местные бюджеты.

Уровни Б.С. зависят  от наличия в стране разных уровней  государственного и муниципального управления; уровень бюджетной системы  соответствует уровню управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"